Государственный финансовый контроль: проблемы и перспективы в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теоретических аспектов и проблем государственного финансового контроля. Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе.
Во-первых, что такое государственный финансовый контроль и его предназначение.
Во-вторых, проблемы государственного финансового контроля и пути их решения.

Содержание

Введение 2
1. Государственный финансовый контроль. 4
1.1 Сущность и задачи государственного финансового контроля. 4
1.2 Виды формы и методы государственного финансового контроля. 6
2. Организационно-правовые основы финансового контроля. 11
3. .Проблемы и перспективы государственного финансового контроля в России. 20
3.1 Современное состояние ГФК. 20
3.2 Проблемы организации ГФК в России. 22
3.3 Правовое обеспечение ГФК в Россиии проблемы, связанные с этими понятиями. 25
3.4 Федеральный закон «О Государственном финансовом контроле», как одна из попыток решения проблем. 27
3.5 Пути к преобразованию ГФК. 30
3.6 Совершенствование финансового контроля. 35
4.Опыт решения задач по внешнему финансовому контролю Владимирской области. 45
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение

Работа содержит 1 файл

содержание.docx

— 175.16 Кб (Скачать)

Содержание

    Введение                                                                                                             2

  1. Государственный финансовый контроль.                                                   4
    1. Сущность и задачи государственного финансового контроля.          4
    2. Виды формы и методы государственного финансового контроля.   6
  2. Организационно-правовые основы финансового контроля.                   11
  3. .Проблемы и перспективы государственного финансового контроля в России.                                                                                                          20

    3.1 Современное  состояние ГФК.                                                              20

    1. Проблемы организации ГФК в России.                                               22
    2. Правовое обеспечение ГФК в Россиии проблемы, связанные с этими понятиями.                                                                                   25
    3. Федеральный закон «О Государственном финансовом контроле», как одна из попыток решения проблем.                                              27
    4. Пути к преобразованию ГФК.                                                             30
    5. Совершенствование финансового контроля.                                     35

    4.Опыт решения  задач по внешнему финансовому контролю Владимирской области.                                                                                  45

    Заключение                                                                                                       49

    Список используемой литературы                                                                51

    Приложение                                                                                                     52 
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

     В последние два десятилетия в  нашей стране происходили кардинальные экономические и политические преобразования, вызванные процессом перехода от командно-административной экономики  к рыночной. Одним из наиболее значимых изменений стала реформа бюджетного законодательства, появление новых  институтов управления бюджетными средствами и контроля за их расходованием.

     В число актуальных задач совершенствования  государственного управления на современном  этапе входит организация единой системы государственного финансового  контроля, способствующей формированию полной и объективной картины  о государственных финансовых потоках  и финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, обеспечивающей выявление, предупреждение и пресечение нарушений в управлении государственными финансовыми потоками и финансово-хозяйственной  деятельностью экономических субъектов.

     Главной целью государственного финансового  контроля, осуществляемого контрольно-счетной  палатой РФ, является определение  экономической обоснованности и  эффективности осуществляемых действий в сфере расходования средств  федерального и регионального бюджета, а также в области распоряжения и управления собственностью субъекта РФ.

     Актуальность  выбранной темы обуславливается  тем, что, несмотря на достаточную теоретическую  изученность вопросов государственного финансового контроля за расходами  регионального бюджета, на сегодняшний  день в стране возникают проблемы с практическим применением бюджетного законодательства. В период финансового  кризиса и снижения доходной части  бюджетов исследование вопросов государственного финансового контроля приобретает  все более важное значение. Надо отметить, что в настоящее время  существует несколько институтов государственного финансового контроля и не разработана четкая схема их взаимодействия. Кроме того, несмотря на избыток регулирующих и контролирующих служб счетными палатами ежегодно фиксируется множество нарушений, связанных с расходованием бюджетных средств.

     Важным  моментом исследования теоретических  аспектов государственного финансового  контроля является изучение законодательства по данному вопросу, так как область  государственного финансового контроля является частью государственного регулирования  бюджетных отношений.

     Целью данной работы является исследование теоретических аспектов и проблем государственного финансового контроля. Исходя из этого, выделим основные задачи, которые будут необходимо решить в данной работе.

     Во-первых, что такое государственный финансовый контроль и его предназначение.

     Во-вторых, проблемы государственного финансового контроля и пути их решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Государственный финансовый контроль. 

    1.1Сущность и задачи государственного финансового контроля. 

     Государственный финансовый контроль — это деятельность специально уполномоченных органов  и должностных лиц по проверке соблюдения участниками денежных, кредитных, финансовых, валютных операций, требований законодательства, правовых норм, правил, установленных государством. Основополагающими  требованиями к финансовому контролю являются ответственность, независимость, компетентность.

     Государственный финансовый контроль предназначен для  реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это в первую очередь  разработка, рассмотрение, утверждение  и исполнение бюджетов всех уровней  и внебюджетных фондов, а также  контроль за финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных Правительством РФ правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности. Финансовый контроль — важный элемент системы управления финансами.

     Объектом  финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Непосредственно предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения.

     Сферой  финансового контроля являются практически  все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях  и без них (бартерные сделки).

     Важную  роль в обеспечении качества финансового  контроля играет уровень организации  учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация — главный объект финансового  контроля. Успешное и эффективное  проведение финансового контроля зависит  от уровня организации и видов  контроля, форм и методов его проведения.

     Основные  задачи финансового контроля, заключаются в:

     а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и  гражданами;

     б) проверке правильности использования  государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся  в их хозяйственном ведении или  оперативном управлении;

     в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

     г) выявление внутренних резервов производства;

     д) устранение и предупреждение нарушений  финансовой дисциплины.

     Основными принципами финансового контроля являются законность, независимость, объективность, гласность, ответственность, системность, разграничение функций и полномочий.

     Государственный финансовый контроль призван обеспечить: полноту выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством (налоговый, таможенный, валютный контроль); соблюдение органами государственной власти, юридическими и физическими лицами требований законодательства; целевое, эффективное и рациональное использование государственных средств; анализ финансового состояния государственных предприятий и организаций с государственным участием; контроль за выполнением международных финансовых обязательств государства, эффективностью использования государственной собственности, проведением приватизации, управлением государственными предприятиями и учреждениями.

     Контроль  за использованием государственных  бюджетных средств осуществляют Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного и их территориальные подразделения и др. Основным видом деятельности территориальных органов является проведение ревизий и проверок в соответствии с утвержденным планом, а также по отдельным поручениям и заданиям федеральных органов исполнительной и законодательной власти.

     К основным нарушениям, выявляемым этими  органами, относятся: нецелевое использование средств федерального бюджета; нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере; неправомерное использование денежных средств, недопоступление налогов и сборов в бюджеты разных уровней, государственные внебюджетные фонды и др.

     Порядок деятельности контрольно-счетных органов  России определяется соответствующим  законодательством. Например, деятельность Счетной палаты РФ.1  
 
 
 
 

    1. Виды формы  и методы государственного финансового контроля
 

     Государственный контроль реализуется через общегосударственный, вневедомственный и ведомственный  финансовый контроль, осуществляемый органами государственной власти и  управления.

     Общегосударственный контроль имеет наивысшее значение в силу особого статуса осуществляющих его органов. Сейчас это Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ. Общегосударственный контроль осуществляется в рамках всего государства и направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении государственного прогноза экономического и социального развития страны, проектов бюджетов по всем звеньям бюджетной системы, отчетов по их исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществляемых расходов.

     Вневедомственный  финансовый контроль осуществляется специальными финансово-кредитными органами, такими, как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Федеральное казначейство РФ и др. Финансовый контроль этих органов направлен на объекты независимо от их ведомственной принадлежности и имеет повседневный, систематический и регулярный характер.

     Ведомственный финансовый контроль это контроль министерств, ведомств, других органов государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Данный контроль осуществляется самостоятельными структурными контрольно-ревизионными подразделениями (управлениями, отделами, группами) министерств, ведомств, подчиненными непосредственно руководителям этих органов. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий и учреждений. Ведомственный контроль в настоящее время вызывает обоснованную критику, так как он все более не соответствует своему назначению. Ликвидация отраслевых министерств и связанной с ними системы ведомственного контроля явилась одной из предпосылок создания института аудита в Российской Федерации.

     Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется на конкретных предприятиях, учреждениях  и организациях их руководителями и  функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделом планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае связаны с процессом повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится экономическими службами предприятий, организаций, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также входящих в него структурных подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).

Информация о работе Государственный финансовый контроль: проблемы и перспективы в России