Государственный долг: содержание и основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
Цель курсовой работы – исследование понятия и сущности внешнего и внутреннего государственного долга России, долговых обязательств государства, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга.

Работа содержит 1 файл

Обиденко2222222.docx

— 114.97 Кб (Скачать)
lign="justify">     Рассмотрим  динамику внутреннего государственного долга за последние 10 лет.

Таблица 2.2

 Государственный  внутренний долг Российской Федерации,  выраженный в государственных  ценных бумагах 1998 – 2008 гг9.

Дата  Виды  ценных бумаг Итого  долг
ГКО ОФЗ-ПК ОФЗ-ПД ОФЗ-ФК ОФЗ-АД ГСО-

ППС

ГСО-

ФПС

ОГНЗ ОРВВЗ 1992г. ОГСЗ
01.01.98 272,61 47,62 115,78 - - - - 1,77 0,11 13,08 450,97
01.01.99 16,82 0,13 346,83 112,56 - - - 2,64 0,12 14,64 493,74
01.01.00 7,43 0,04 402,21 112,43 - - - 2,69 0,14 4,88 529,82
01.01.01 3,05 24,11 359,21 122,77 - - - 19,5 0,18 3 531,82
01.01.02 19,54 24,1 307,82 138,53 - - - 20,73 0,21 0,12 511,05
01.01.03 18,82 24,1 350,74 207,07 42,29 - - 11,5 0,08 0,11 654,71
01.01.04 2,72 24,1 50,48 199,31 375,42 - - 11,5 0,04 0,1 663,67
01.01.05 0,02 0,001 43,31 171,22 542,24 - - - 0,03 0,0002 756,82
01.01.06 0,02 0,001 123,64 131,13 596,33 - - - 0,03 - 851,15
01.01.07 - - 205,62 94,83 675,16 0,42 52 - 0,03 - 1028,06
11.03.08 - - 308,37 51,43 840,05 10,42 111 - - - 1321,27
 

     Рассмотрим  состояние внутреннего долга по состоянию на апрель 2008 года. Объем государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на апрель 2008 года составил 1 329 574,838 млн. рублей. Наибольший вес (более 60% от общей суммы долга) занимают облигации федерального займа с амортизацией долга, наименьший (менее 1%) – государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой.

Рис. 2.1 Структура внутреннего государственного долга РФ по состоянию на  апрель 2008 года

       Рассмотрим структуру государственного внутреннего долга РФ по срокам погашения и видам обязательств.

Таблица 2.3

Структура государственного внутреннего долга  РФ по срокам погашения и по видам  обязательств, в млрд. рублей на 1 марта 2008 года10.

Год погашения По видам  долговых обязательств Всего
ОФЗ-ПД ОФЗ-ФК ОФЗ-АД ГСО-ФПС ГСО-ППС
2008 40,666 17,6 30 - 10 98,266
2009 41,011 33,828 18,649 - 10 103,488
2010 83,33 - 47,794 - - 131,124
2011 50,893 - 31 - 0,415 82,308
2012 82,408 - 31 - - 113,408
2013 10,06 - 2,6 - - 12,66
2014 - - 7,42 - - 7,42
2015 - - 47,42 - - 47,42
2016 - - 47,42 - - 47,42
2017 - - 45,736 - - 45,736
2018 - - 95,114 - - 95,114
всего 308,368 51,428 404,153 - 20,415 784,364
 

     Объем государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на начало 2008 года составил 1331,264 млрд. рублей. Конечный срок погашения – 2036 год.

     Наибольший  объем расходов на погашение приходится на 2008-2012 годы и на 2018, 2021, 2022 годы, при  этом наибольшая сумма к погашению (2010 год) составляет 131,124 млрд. рублей, и  имеется тенденция к равномерности. С 2030 по 2033 года по заимствованиям, осуществленным до 2008 года, платежей в погашение долга не предполагается, что может быть учтено при заимствованиях последующих лет.

     За  последние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию  к снижению. Если в 2002г. объем внешних  заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2005г. - 14,19%11.

                                                                Таблица 2.4

     Динамика  государственного внешнего долга на 1января 2001-2010 г12.

 дата сумма , млрд долл. США
2001,1января 143,7
2002,1января 133,7
2003,1января 125,7
2004,1января 121,7
2005,1января 114,1
2006,1января 76,5
2007,1января 52,0
2008,1января 44,9
2009,1января 40,6
2010,1января 37,6
 

     Вместе  с тем в структуре госдолга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области госдолга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Госдолг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

       Показатель "государственный долг/доходы" используется международными финансовыми организациями для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.

     Поскольку внешняя задолженность фиксируется, погашается и обслуживается в иностранной валюте, то важным показателем платежеспособности страны наряду с объемом и темпами роста ВВП является экспорт товаров и услуг. Коэффициент "внешний долг/экспорт" является индикатором состояния долга, отражающим имеющиеся возможности страны погасить его накопленный объем. Чем более развит экспортный сектор национальной экономики, тем больше у дебитора возможностей выполнять имеющиеся долговые обязательства перед внешними кредиторами и, соответственно, меньше значение данного показателя. Страны делятся на три группы: с высоким, средним и низким уровнем внешней задолженности. К I группе - страны, у которых первый показатель выше 80% или второй превышает 220%. Для II - колеблются в интервале соответственно между 80 и 48%, 220 и 132%. А третья - страны с небольшим объемом задолженности - менее 48 и 132% соответственно13.

     Таблица 2.5

     График  погашения внешнего долга РФ по состоянию на 1 января - 1сентября 2011 года: основной долг (млн. долл. США)14

месяц январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь
всего, млн. долл.США 4720 4069 8171 8197 5749 12337 6779 7787 6804
Органы  гос. управления 68 44 741 142 520 484 268 29   875
Новый русский долг 66 44 741 73 513 92 256 27   874
Долг  бывшего СССР 1 0 53 6 385 12 1
банки 1440 928 1949 1308 1999 6692 3116 3717   2614
Прочие  секторы 3212 3097 5382 6746 3230 5160 3394 4041  3315

     Международные финансовые организации часто пользуются показателем "резервы/платежи по внешнему долгу", являющимся важнейшим индикатором потенциальных проблем страны с ликвидностью - способностью правительства и резидентов своевременно выполнять обязательства по внешнему долгу, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки. Критическим значением является уровень в 100%, отражающий равенство официальных резервов и объема срочного в течение года внешнего долга. Меньшие значения показателя указывают на вероятность того, что либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать или погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватки доступной иностранной валюты. По состоянию на 21 января 2011 года золотовалютные резервы составляли 482 млрд. долл.

     Так, верхний предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации на 1 января 2010г. был увеличен на 219 млрд.руб до 2338,3 млрд.руб15.

     В настоящее время заключены двусторонние межправительственные соглашения с 7 странами - не членами Парижского клуба: Кореей, Оманом, Тайландом, Турцией, Уругваем, Египтом, Мальтой. Отсутствуют межправительственные соглашения с Грецией, Кувейтом и ОАЭ.

     Кроме осуществления денежных расчетов и  погашения внешнего госдолга товарными поставками, при погашении внешнего долга РФ перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности. Такие схемы были реализованы с Чехией, Словакией и Венгрией на сумму погашения долга 3,3 млрд. долл. При этом расходы бюджета составили лишь 1,7 млрд. долл.

     Внешняя задолженность РФ в части международных  финансовых организаций  включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:

  • Международный валютный фонд (МВФ);
  • Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
  • Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

     Данные  организации относятся к специализированным учреждениям ООН. Они были созданы  в 1944 году. Россия вступила в Международный  валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.

     Федеральным законом от 29 декабря 1998 года №192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", Минфину России разрешено привлекать кредиты Внешэкономбанка и Внешторгбанка для расчетов по внешнему долгу РФ в сумме до 3,0 млрд. долл. за счет перечисления Банком России средств в валюте указанным банкам на срок до 5 лет по минимальным рыночным ставкам.

Информация о работе Государственный долг: содержание и основные формы