Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 00:05, курсовая работа
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
Цель курсовой работы – исследование понятия и сущности внешнего и внутреннего государственного долга России, долговых обязательств государства, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга.
Таблица 2.2
Государственный
внутренний долг Российской
Дата | Виды ценных бумаг | Итого долг | |||||||||
ГКО | ОФЗ-ПК | ОФЗ-ПД | ОФЗ-ФК | ОФЗ-АД | ГСО-
ППС |
ГСО-
ФПС |
ОГНЗ | ОРВВЗ 1992г. | ОГСЗ | ||
01.01.98 | 272,61 | 47,62 | 115,78 | - | - | - | - | 1,77 | 0,11 | 13,08 | 450,97 |
01.01.99 | 16,82 | 0,13 | 346,83 | 112,56 | - | - | - | 2,64 | 0,12 | 14,64 | 493,74 |
01.01.00 | 7,43 | 0,04 | 402,21 | 112,43 | - | - | - | 2,69 | 0,14 | 4,88 | 529,82 |
01.01.01 | 3,05 | 24,11 | 359,21 | 122,77 | - | - | - | 19,5 | 0,18 | 3 | 531,82 |
01.01.02 | 19,54 | 24,1 | 307,82 | 138,53 | - | - | - | 20,73 | 0,21 | 0,12 | 511,05 |
01.01.03 | 18,82 | 24,1 | 350,74 | 207,07 | 42,29 | - | - | 11,5 | 0,08 | 0,11 | 654,71 |
01.01.04 | 2,72 | 24,1 | 50,48 | 199,31 | 375,42 | - | - | 11,5 | 0,04 | 0,1 | 663,67 |
01.01.05 | 0,02 | 0,001 | 43,31 | 171,22 | 542,24 | - | - | - | 0,03 | 0,0002 | 756,82 |
01.01.06 | 0,02 | 0,001 | 123,64 | 131,13 | 596,33 | - | - | - | 0,03 | - | 851,15 |
01.01.07 | - | - | 205,62 | 94,83 | 675,16 | 0,42 | 52 | - | 0,03 | - | 1028,06 |
11.03.08 | - | - | 308,37 | 51,43 | 840,05 | 10,42 | 111 | - | - | - | 1321,27 |
Рассмотрим состояние внутреннего долга по состоянию на апрель 2008 года. Объем государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на апрель 2008 года составил 1 329 574,838 млн. рублей. Наибольший вес (более 60% от общей суммы долга) занимают облигации федерального займа с амортизацией долга, наименьший (менее 1%) – государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой.
Рис. 2.1 Структура внутреннего государственного долга РФ по состоянию на апрель 2008 года
Рассмотрим структуру государственного внутреннего долга РФ по срокам погашения и видам обязательств.
Таблица 2.3
Структура государственного внутреннего долга РФ по срокам погашения и по видам обязательств, в млрд. рублей на 1 марта 2008 года10.
Год погашения | По видам долговых обязательств | Всего | ||||
ОФЗ-ПД | ОФЗ-ФК | ОФЗ-АД | ГСО-ФПС | ГСО-ППС | ||
2008 | 40,666 | 17,6 | 30 | - | 10 | 98,266 |
2009 | 41,011 | 33,828 | 18,649 | - | 10 | 103,488 |
2010 | 83,33 | - | 47,794 | - | - | 131,124 |
2011 | 50,893 | - | 31 | - | 0,415 | 82,308 |
2012 | 82,408 | - | 31 | - | - | 113,408 |
2013 | 10,06 | - | 2,6 | - | - | 12,66 |
2014 | - | - | 7,42 | - | - | 7,42 |
2015 | - | - | 47,42 | - | - | 47,42 |
2016 | - | - | 47,42 | - | - | 47,42 |
2017 | - | - | 45,736 | - | - | 45,736 |
2018 | - | - | 95,114 | - | - | 95,114 |
всего | 308,368 | 51,428 | 404,153 | - | 20,415 | 784,364 |
Объем государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на начало 2008 года составил 1331,264 млрд. рублей. Конечный срок погашения – 2036 год.
Наибольший
объем расходов на погашение приходится
на 2008-2012 годы и на 2018, 2021, 2022 годы, при
этом наибольшая сумма к погашению
(2010 год) составляет 131,124 млрд. рублей, и
имеется тенденция к
За последние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2002г. объем внешних заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2005г. - 14,19%11.
Динамика государственного внешнего долга на 1января 2001-2010 г12.
дата | сумма , млрд долл. США |
2001,1января | 143,7 |
2002,1января | 133,7 |
2003,1января | 125,7 |
2004,1января | 121,7 |
2005,1января | 114,1 |
2006,1января | 76,5 |
2007,1января | 52,0 |
2008,1января | 44,9 |
2009,1января | 40,6 |
2010,1января | 37,6 |
Вместе с тем в структуре госдолга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области госдолга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Госдолг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.
Показатель "государственный долг/доходы" используется международными финансовыми организациями для оценки долговой устойчивости суверенного заемщика, т. е. такого состояния государственного внешнего долга, при котором правительство выполняет обязательства по его обслуживанию в полном объеме без ущерба темпам экономического и социального развития и необходимости прибегать к списанию или реструктуризации задолженности.
Поскольку
внешняя задолженность
Таблица 2.5
График погашения внешнего долга РФ по состоянию на 1 января - 1сентября 2011 года: основной долг (млн. долл. США)14
месяц | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь |
всего, млн. долл.США | 4720 | 4069 | 8171 | 8197 | 5749 | 12337 | 6779 | 7787 | 6804 |
Органы гос. управления | 68 | 44 | 741 | 142 | 520 | 484 | 268 | 29 | 875 |
Новый русский долг | 66 | 44 | 741 | 73 | 513 | 92 | 256 | 27 | 874 |
Долг бывшего СССР | 1 | – | 0 | 53 | 6 | 385 | 12 | – | 1 |
банки | 1440 | 928 | 1949 | 1308 | 1999 | 6692 | 3116 | 3717 | 2614 |
Прочие секторы | 3212 | 3097 | 5382 | 6746 | 3230 | 5160 | 3394 | 4041 | 3315 |
Международные финансовые организации часто пользуются показателем "резервы/платежи по внешнему долгу", являющимся важнейшим индикатором потенциальных проблем страны с ликвидностью - способностью правительства и резидентов своевременно выполнять обязательства по внешнему долгу, сохранять достигнутый уровень кредитного рейтинга и доступ на международные финансовые рынки. Критическим значением является уровень в 100%, отражающий равенство официальных резервов и объема срочного в течение года внешнего долга. Меньшие значения показателя указывают на вероятность того, что либо правительство, либо резиденты страны прекратят обслуживать или погашать срочный в текущем (отчетном) году долг из-за нехватки доступной иностранной валюты. По состоянию на 21 января 2011 года золотовалютные резервы составляли 482 млрд. долл.
Так, верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2010г. был увеличен на 219 млрд.руб до 2338,3 млрд.руб15.
В
настоящее время заключены
Кроме осуществления денежных расчетов и погашения внешнего госдолга товарными поставками, при погашении внешнего долга РФ перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности. Такие схемы были реализованы с Чехией, Словакией и Венгрией на сумму погашения долга 3,3 млрд. долл. При этом расходы бюджета составили лишь 1,7 млрд. долл.
Внешняя задолженность РФ в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:
Данные
организации относятся к
Федеральным законом от 29 декабря 1998 года №192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики", Минфину России разрешено привлекать кредиты Внешэкономбанка и Внешторгбанка для расчетов по внешнему долгу РФ в сумме до 3,0 млрд. долл. за счет перечисления Банком России средств в валюте указанным банкам на срок до 5 лет по минимальным рыночным ставкам.
Информация о работе Государственный долг: содержание и основные формы