Государственный долг: содержание и основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
Цель курсовой работы – исследование понятия и сущности внешнего и внутреннего государственного долга России, долговых обязательств государства, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга.

Работа содержит 1 файл

Обиденко2222222.docx

— 114.97 Кб (Скачать)

     В-третьих, банкротство правительства очень  сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно заплатить и основную сумму долга, и проценты по долгу.

     Рост  государственного долга не ведет к созданию какого-либо бремени для будущих поколений. Потому что держателями государственного долга являются сами гражданина этой страны, т.е. население должно самим себе. Около 87% правительственных облигаций размещены внутри страны, т.е. они находятся в руках граждан и организаций.

     Таким образом, государственный долг является одновременно и общественным активом. В то время как государственный долг представляет собой сумму обязательств перед гражданами (как перед налогоплательщиками), большая часть того же самого долга одновременно является активами этих же самых граждан (как держателей облигаций). Погашение государственного долга, следовательно, вызвало бы гигантский объём трансфертных платежей, при которых граждане должны были бы выплатить более высокие налоги, а правительство в свою очередь должно было бы выплатить большую часть этих налоговых поступлений тем же самым налогоплательщикам (частным лицам и организациям) для погашения облигаций, находящихся в их распоряжении. Хотя в результате такого гигантского финансового трансферта произошло бы значительное перераспределение дохода, оно не обязательно вызвало бы немедленное снижение совокупного богатства в экономике или снижение уровня жизни. Погашение государственных облигаций, находящихся в распоряжении резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности из экономики страны в целом.

     Но  распределение собственности на правительственные облигации является, безусловно, неравномерным, т.е. государство должно не всем, а лишь меньшинству населения. Также, сегодняшний уровень государственного долга требует осуществление ежегодных процентных платежей. Если не использовать прирост размеров долга, эти ежегодные выплаты процентов должны производиться из суммы налоговых поступлений. Такие дополнительные налоги могут погашать стремление брать на себя риск, стремление к инновациям, к инвестициям, к работе. Подобным косвенным образом существование большого государственного долг.

     Таким образом, правительство должно только рефинансировать ( а не погашать ) долг, имеет право взимать налоги и имеет право создавать деньги, не опасаясь, что государство обанкротится. Государственной долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. 
 
 
 
 
 
 

  1. ОСНОВНЫЕ  ФОРМЫ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

    ГОСУДАРСТВА 

    1. Долговые  обязательства государства 
 

     Долговые  обязательства – это сложная  категория, отличающаяся, во-первых, по объектам долговых отношений; во-вторых, по форме образования и обслуживания; в-третьих по срокам обязательств.

     Так же, под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления5.

       Классификация по типу долгового обязательства имеет следующий вид: долгосрочные облигации, краткосрочные облигации, векселя, долгосрочные ссуды, не отнесенные к другим категориям, краткосрочные ссуды и векселя, не отнесенные к другим категориям.

     Итак, долгосрочные облигации - ценные бумаги, эмитентом которых является государство, со сроком погашения, превышающим несколько лет: от 5-10 до 30-50 лет. Облигация предоставляет право ее владельцу на выплату номинальной суммы в оговоренный срок и оговоренных процентов, которые должны выплачиваться в установленные сроки.

     Краткосрочные облигации - облигации сроком погашения  до 1 года, доход по которым выплачивается в виде разницы между их номинальной стоимостью и стоимостью, по которой краткосрочные облигации вводились в обращение. Разница между стоимостью погашения и продажи называется дисконтом. Краткосрочные облигации широко практикуются для оформления государственных займов.

     Векселя - задолженность по расчетам с покупателями, заказчиками и другими дебиторами, обеспеченная полученными векселями, учитывается предприятием на счете "Векселя полученные". Аналитический учет по счету ведется по каждому полученному векселю.

     Долговые  обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти и более лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

     Государственный долг России может быть в форме:

  1. кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  2. госзаймов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  3. договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;
  4. договоров о предоставлении РФ государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
  5. государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации.

     Погашение накопленного долга может происходить  различными способами: денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолжности кредиторов, принятием задолжности другим органом.

     Госдолг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет  сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг - это состояние (запас), а не движение (поток).

     Величина  госдолга зависит от динамики обменного  курса. Если в период между датами определения величин задолжности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины госдолга.

     Что касается реальных заимствований РФ, то можно их классифицировать следующим образом: рыночные долговые обязательства в виде эмиссионных ЦБ, нерыночные обязательства, связанные с исполнением федерального бюджета и выпущенные для финансирования образовавшейся задолжности.

     Основным различием данных двух групп является, во-первых, то, что первые из них имеют определенную программную форму, закладываются в бюджетные проектировки на ряд лет,  а, во-вторых, связаны с необходимостью решения текущих оперативных бюджетных проблем.

     Таким образом, была рассмотрена классификация  долговых обязательств, по типу, форме, срокам их уплаты. 
 

     
    1. Внешний и  внутренний долг государства
 

     Согласно  федеральному закону «О бюджетной классификации российской федерации»6 сейчас действуют два вида официальной классификации государственного долга России: одна – в отношении внутреннего долга, вторая – в отношении внешнего долга и внешних активов.

     Внутренний  долг государства - задолженность государства, перед своими гражданами  образующаяся в результате выпуска долговых обязательств. Он в настоящее время является финансовым и политическим инструментом, т.е. с его помощью не просто перераспределяются доходы внутри страны, но создается общественный слой, материально заинтересованный в укреплении государства.

     В структуре государственного внутреннего  долга отражаются следующие государственные ценные бумаги:7

     ОГНЗ  – облигации государственных  нерыночных займов по срокам обращения краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные. Размещение ОГНЗ проводилось по узкому кругу заранее определенных инвесторов на договорной основе, владельцами ОГНЗ были только юридические лица. Особенностью облигаций государственных нерыночных займов является то, что они не обращаются на вторичном рынке.

     ОГСЗ – облигации государственного сберегательного займа. ОГСЗ создавались для мобилизации средств населения. Исходя из этого, были выбраны документарная предъявительская форма выпуска этой ценной бумаги, позволяющая получать сертификаты при покупке ОГСЗ, а также низкий номинал облигации (100 и 500 руб.).

     ГСО – государственные сберегательные облигации с индексированным  по уровню инфляции доходом.

     ГКО – государственные краткосрочные  бескупонные облигации, как правило, размещаются для финансирования кассовых разрывов, срок обращения – до 1 года, доходом по ГКО является дисконт, т. е. разница между ценой покупки и номиналом (ценой погашения). ГКО предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении.

     ОФЗ – облигации федерального займа. Представляют собой именные купонные среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные ценные бумаги. Владелец указанных облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций. Рассмотрим 4 вида ОФЗ.

     ОФЗ-ПК – облигации федерального займа  с переменным купонным доходом. Купонный доход по ОФЗ-ПК определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ или исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию.

     ОФЗ-ПД – облигации федерального займа  с постоянным купонным доходом. Процентная ставка купонного дохода является постоянной для каждого отдельного выпуска ОФЗ-ПД и определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-ПД.

     ОФЗ-ФК – облигации федерального займа  с фиксированным купонным доходом. Величина купонного дохода является фиксированной на каждый купонный период.

     ОФЗ-АД – облигации федерального займа  с амортизацией долга. Погашение номинальной стоимости ОФЗ-АД осуществляется частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-АД.

     Внутренний  государственный долг не может быть погашен в обозримой перспективе, создается он не для того, чтобы быть погашенным. Внутренний государственный долг, постоянно действующий финансовый инструмент.

     Государство выполняет свое текущее обязательство  перед кредиторами внутри страны с помощью поддержания баланса  между притоком и оттоком заемных  средств и процента. Вместе с тем  нельзя недооценивать негативные последствия  внутреннего долга, ибо при определенных условиях он может стать серьезной  проблемой для экономики страны. Рассмотрим некоторые из них.

     Рост  внутреннего долга особенно опасен для страны с низким уровнем доходов, а следовательно, и сбережений. Покупка  населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала. Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается, что ведет к сокращению частных инвестиций в экономику страны, чистого экспорта и частично потребительских расходов.

     Негативным  последствием роста внутреннего  долга является увеличение суммы  процентных выплат по нему. Если в экономике  наблюдается стагнация или спад производства, то процентные выплаты  могут оказаться неподъемными для  страны. Поэтому необходимо постоянно отслеживать динамику соотношения между внутренним долгом  и объемом национального производства. Если долг растет медленнее, чем объем валового внутреннего продукта, то это означает уменьшение его доли в национальном продукте. Если же темпы роста внутреннего долга обгоняют темпы роста валового внутреннего продукта, то доля государственного долга в последнем будет увеличиваться. Чтобы при этом  его последствия не стали слишком тяжелыми для экономики, правительство должно предпринять определенные меры по управлению долгом. Это могут быть, во-первых, инфляция, во-вторых, введение специальных налогов и, в-третьих, секвестирование (реструктуризация государственного бюджета с целью сокращения отдельных расходных статей) бюджета. Если государство финансирует дефицит бюджета путем выпуска денег, то это приводит к инфляции. Она обесценивает номинальный внутренний долг и процентные выплаты по нему. Более того, высокие темпы инфляции могут сделать процентные ставки по государственным ценным бумагам даже отрицательными. Однако такой ход событий может привести к гиперинфляции, которая разрушительна для экономики страны.

     Следует учитывать также, что значительная доля государственного долга сейчас представлена краткосрочными государственными бумагами, а в условиях инфляции при каждом новом выпуске государственных  бумаг ставка дохода будет возрастать. Получили распространение также ценные бумаги с плавающей процентной ставкой, которая изменяется при изменении ставки ссудного процента или учетной ставки. Все это ограничивает возможности инфляции.

Информация о работе Государственный долг: содержание и основные формы