Государственный долг: содержание и основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
Цель курсовой работы – исследование понятия и сущности внешнего и внутреннего государственного долга России, долговых обязательств государства, анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга.

Работа содержит 1 файл

Обиденко2222222.docx

— 114.97 Кб (Скачать)

     Государственные займы выпускаются на различные  сроки. И поэтому государственный  долг бывает:

  1. краткосрочный (до 1 года);
  2. среднесрочный (до 5 лет);
  3. долгосрочный (свыше 5 лет).

     Наиболее  обременительными являются краткосрочные  долги, ибо дата их погашения наступает  очень быстро, а проценты по таким  займам довольно высокие. Большинство  экономистов утверждают, что рост внутреннего долга не может привести к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, рефинансирования.

     Внешний государственный  долг – это общая сумма задолженностей иностранным государствам, физическим и юридическим лицам, иностранным и международным финансовым институтам. Внешний государственный долг считается самым тяжелым для государства, т.к. его возраст, выплата процента по нему производится за счет национального дохода или национального богатства страны. Кроме того, внешний государственный долг связан с выполнением государством определенных условий перед основными кредиторами. Помимо названных выше видов государственного долга, государственный долг делят на капитальный и текущий.

     Рассмотрим  структуру внешнего долга РФ на период с 2006- 2008 г. в процентном измерении. 
 

 Таблица 2.1

Структура  внешнего государственного долга в 2006 – 2008 годах, млрд. долларов США8.

Наименование дата доля,

%

дата доля,

%

дата доля,

%

01.01.2006 01.01.2007 01.01.2008
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  СССР, принятые РФ) 76,5 100,0 52 100 44,9 100,0
Задолженность странам - участницам Парижского клуба 25,2 32,94 3,1 5,96 1,8 4,01
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский  клуб 3,5 4,57 3,3 6,35 2,2 4,9
Задолженность бывшим странам СЭВ 2,1 2,75 1,9 3,65 1,5 3,34
Коммерческая  задолженность 1,1 1,44 0,8 1,54 0,7 1,56
Задолженность перед международными финансовыми организациями 5,7 7,45 5,5 10,58 5 11,13
Еврооблигационные займы 31,5 41,18 31,9 61,35 28,6 63,7
ОВГВЗ 7,1 9,28 4,9 9,42 4,5 10,02
Предоставление  гарантий Российской Федерации в  иностранной валюте 0,3 0,39 0,6 1,15 0,6 1,34
 

     В настоящее время внешний долг России складывается из:

  •   кредитов Парижского клуба;
  •   задолженности перед странам, не вошедшим в Парижский клуб;
  •   задолженности России перед странами СЭВ (Совет экономической взаимопомощи — межправительственная экономическая организация, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии. СЭВ создан в 1949 году);
  •   кредитов международных финансовых организаций;
  •   коммерческой задолженности;
  •   рыночных займов России (еврооблигаций);
  •   предоставления гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.

    В объем  государственного внешнего долга включаются:

  1. номинальная сумма  долга  по государственным ценным бумагам Российской Федерации,  обязательства  по которым выражены в иностранной валюте;
  2. объем основного  долга  по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и  обязательства  по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
  3. объем  обязательств  по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

     Последствия внешнего долга более тяжелы для  страны, чем последствия внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает уровень  жизни населения. Кроме того, при предоставлении займа страна - кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые «неудобны» для страны - заемщика. В связи с негативными  последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его относительную величину. Используют такие показатели, как доля внешнего долга в валовом национальном продукте; отношение годового объема выплат по внешнему долгу валютных поступлений за год. По оценкам экономистов, последний показатель не должен превышать 25 %.

     Большой внешний долг снижает международный  авторитет страны и может осложнить  получение новых иностранных  займов.

     Поэтому правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные  резервы страны, если  таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную и среднесрочную задолженность в долгосрочную или отсрочить выплату внешнего долга.

     В современной экономической науке  существует две различные точки  зрения на проблему бюджетного дефицита, государственного долга и их макроэкономических последствий.

     Большинство экономистов считают, что дефицит бюджета и государственный долг оказывают существенное влияние на развитие экономической системы, а именно - рост бюджетного дефицита и государственного долга влекут за собой реальные негативные последствия.

     Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована в руках у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения к более обеспеченным, т.е. те, кто владеет облигациями, становятся еще богаче.

     Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего  долга или его уменьшения ) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рискованные программы и т.д., а также усилить социальную напряженность в обществе.

     В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу ( при погашении этого долга) части созданного внутри страны продукта за рубеж.

     В-четвертых, рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны.

     В-пятых  когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал.

     Рост  процентной ставки, в свою очередь, влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных плановых инвестиций. В результате этого последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшающимся производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

     В-шестых, можно отметить и чисто психологический  эффект: с ростом государственного долга усиливается неуверенность населения страны в завтрашнем дне.

     Такая точка зрения на бюджетный дефицит  и государственный долг называется традиционной и является, в общем-то, господствующей. Но есть и другая точка  зрения «рикардианской школы», в соответствии с которой бюджетный дефицит и государственный долг могут не повлиять на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций и т.д.

     Это утверждение вытекает из теории поведения  потребителей, в соответствии с которой потребители при выборе линии поведения учитывают не только текущий интерес, но и интерес будущего, т.е. будущий доход.

     Или иначе – рост частных сбережений будет равен по величине снижению государственных сбережений, которое  явилось следствием уменьшения налоговых  поступлений. Объем сбережений в рамках национальной экономики останется в целом неизменным, изменится лишь их структура (доля частных и государственных сбережений). Поэтому в данном контексте снижение налогов не приведет к последствиям, описываемым традиционной точкой зрения. Изложенные рассуждения означают, что финансирование государственных закупок за счет государственного долга равнозначно их финансированию за счет налогов.

     Важное  значение во внешней долговой политике Российской Федерации имеет взаимодействие с Международным валютным фондом. Проблема заключается в том, что России предстоит выплатить существенную часть внешнего долга, а в случае неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка для товаров традиционного российского экспорта поступление в страну валютной выручки, необходимой для своевременного погашения всех платежей, может оказаться проблематичным.

     Вопрос  погашения кредитов усугубляется еще  и тем, что согласно своему Уставу МВФ не имеет права проводить реструктуризацию задолженности. Поэтому при неблагоприятной конъюнктуре внешнего рынка энергоносителей единственным путем решения долговой проблемы России будет получение кредита на рефинансирование существующей задолженности.

     Текущая ситуация в области управления государственным  долгом характеризуется следующими параметрами:

  • объем государственного долга России составляет около 50% ВВП, что является высоким показателем;
  • соотношение расходов на обслуживание государственного долга и доходов федерального бюджета у Российской Федерации выше, чем у других стран с сопоставимым уровнем экономического развития;

     Внутренние  долговые обязательства можно разбить  на две группы:

  • рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.);
  • нерыночные, выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.).

     Быстрый рост государственного внутреннего  долга привел к тому, что расходы  по обслуживанию долга стали превышать  доходы от размещения государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые позволили снизить эти затраты, а именно:

  • на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для покупки государственных ценных бумаг им было разрешено открывать счета типа "С");
  • начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;
  • начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний.

     Взаимосвязь  и   взаимозависимость   внешнего   и   внутреннего   долга предопределяется    общностью   назначения    привлекаемых    государством заимствований.

     Таким образом, значение взаимосвязи внешнего и внутреннего долга для экономики в том, что приток капитала на фоне увеличения  внешнего долга  способствует элиминированию эффекта вытеснения частных инвестиций, нередко сопровождающий налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ставок налогообложения и расширение налоговой базы. 
 

     2.3  Анализ динамики и структуры внешнего и внутреннего долга  

     Размер  госдолга в абсолютном выражении  не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема госдолга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ динамики и структуры внутреннего и внешнего долга.

     Структура государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, изменилась – наибольший вес занимают высоколиквидные  долгосрочные ценные бумаги ОФЗ-АД, введенные с 2003 года. Прекращена эмиссия ГКО и ОФЗ-ПК. В 2006 году осуществлена эмиссия нового долгового инструмента ГСО.

Информация о работе Государственный долг: содержание и основные формы