Государственный долг РФ: история возникновения, анализ современного состояния и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение такой экономической категории как государственный долг РФ, его ретроспективный и перспективный анализ.
Для реализации цели, необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть теоретическую составляющую понятия государственный долг, остановится на причинах возникновения долга и его видах.
Описать основные принципы и методы управления государственным долгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 5
1.1 Сущность, причины возникновения и виды государственного долга 5
1.2 Управление государственным долгом 11
1.3 Экономические и политические последствия государственного долга 20
2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 25
2.1 Государственный долг царской России 25
2.2 Государственный долг СССР 28
2.3 Государственный долг РФ в период с 1991 по 2010 гг. 34
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ, ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ 42
3.1 Современное состояние государственного долга РФ 42
3.2 Перспективы развития государственного долга РФ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60

Работа содержит 1 файл

гос.долг..doc

— 433.00 Кб (Скачать)

    Тем не менее,  учитывая высокую зависимость  российской экономики и состояния федерального бюджета от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, поддержание умеренной долговой нагрузки является стратегической задачей. Ее решение будет означать сохранение важнейшего конкурентного преимущества нашей страны.  Разумная заемная политика будет создавать условия для роста возможностей в частном секторе, обеспечит инвестиционную привлекательность национальной экономики в целом.

    3. Состояние внутреннего рынка капитала.

    С 2009  года,  внутренний рынок стал рассматриваться в качестве основного источника финансирования бюджетного дефицита. Однако, в силу сложившейся экономической ситуации, рано рассуждать о его стабильности. Превращение национального рынка капитала в масштабный источник удовлетворения возросших потребностей федерального бюджета возможно только в случае его существенной модернизации и либерализации.

    4. Государственные гарантии Российской Федерации.

    В планируемом периоде формирование и реализацию долговой политики целесообразно осуществлять, исходя из того,  что,  во-первых,  интенсивные методы применения госгарантий себя исчерпали,  и,  во-вторых,  накопленный по ним долг требует применения усовершенствованных подходов к оказанию государственной гарантийной поддержки, имея в виду решение задачи модернизации управления условными обязательствами федерального бюджета.

    5. Сохранение потребности в привлечении зарубежного заемного капитала со стороны корпоративного сектора.

    Государственная долговая политика будет строиться,  исходя из необходимости,  с одной стороны,  поддержания способности корпоративных российских заемщиков привлекать финансирование на внешнем и внутреннем рынках на максимально благоприятных условиях,  а с другой –  эффективного мониторинга долговой ситуации негосударственного сектора.

    В рамках долговой политики необходимо решить задачу поддержания высокой ликвидности внутреннего рынка, обеспечить присутствие на нем широкого круга инвесторов и стимулировать инвестиционный спрос, в результате чего требуется скорейшая реализации комплекса мер по повышению привлекательности рынка государственных ценных бумаг.

    Планируется провести следующие действия. Предлагаемые инвесторам ОФЗ будут диверсифицированы по срокам до погашения.  При этом приоритетным направлением эмиссионной политики будет выпуск среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг.

    Планируется выпускать ОФЗ с постоянной ставкой  купонного дохода.

    Следует продолжить практику размещения ГСО  для удовлетворения спроса со стороны институциональных инвесторов,  прежде всего,  осуществляющих размещение средств пенсионных накоплений.

    Дальнейшие  меры по развитию внутреннего рынка  будут направлены на совершенствование рыночной инфраструктуры и повышение ликвидности обращающихся выпусков государственных ценных бумаг.  В этой связи предлагается направить долговую политику на решение следующих задач:

  1. Создание предпосылок  (возможности) для расчетов по сделкам с ОФЗ с использованием международных депозитарно-клиринговых систем;
  2. Допуск ОФЗ к обращению на фондовой бирже;
  3. Обеспечение возможности внебиржевого обращения ОФЗ;
  4. Введение института централизованного учета прав собственности на ценные бумаги в общенациональном масштабе;
  5. Унификация налоговых ставок по ОФЗ и корпоративным облигациям.

    Последовательное проведение вышеуказанных мероприятий по развитию рынка ОФЗ позволит улучшить условия государственных заимствований и увеличить спрос на государственные ценные бумаги.  Успешная реализация предлагаемых мер будет способствовать улучшению инвестиционного климата в России в целом,  повышению резервного статуса рубля,  станет важной составной частью работы по формированию в нашей стране мирового финансового центра.

    Отметим основные направления государственной  долговой политики в области внешнего долга.

    В целях сохранения присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала и поддержания постоянного доступа к ресурсам этих рынков в предстоящий период планируется:

    –  осуществлять размещения еврооблигаций  Российской Федерации в ограниченных объемах с учетом имеющегося спроса;

    –  формировать репрезентативную кривую доходности заимствований в различных валютах, прежде всего, в долларах США и евро;

    –  ограничивать размещение на международном  рынке капитала еврооблигаций в рублях;

    –  создавать предпосылки для привлечения долгосрочных инвесторов, диверсифицированных по типам и географическому признаку;

    –  поддерживать постоянный диалог с широким  кругом глобальных инвесторов. (Основные направления государственной долговой политики РФ на 2012-2014 гг.)

    Таким образом, вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры рынков капитала в предстоящий период государственная долговая политика будет направлена на обеспечение способности Российской Федерации осуществлять заимствования в объемах,  необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для нашей страны как надежного суверенного заемщика.  Решению этой задачи будет способствовать регулярное присутствие России на рынках капитала, прозрачная и последовательная аукционная политика,  постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом,  последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги Российской Федерации.

    Фактический объем государственных заимствований  будет определяться результатами исполнения федерального бюджета и конъюнктурой внутреннего и внешнего рынков.  Накопленный объем долговых обязательств перед национальными и зарубежными кредиторами будет находиться в пределах, исключающих значимое ухудшение долговой устойчивости Российской Федерации.  Долговая политика будет направлена на повышение кредитных рейтингов нашей страны и обеспечение безусловной платежеспособности. (Основные направления государственной долговой политики РФ на 2012-2014 гг) 
 
 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В настоящих условиях государственный  долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. На протяжении всех лет, связанных с реформами проблема выплаты задолженности по государственному долгу остается одним из важнейших стратегических задач государства.

     В целом по итогам работы можно сделать  следующие выводы.

     Понятие «государственный долг» можно трактовать, как долговые обязательства страны перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям. Существуют различные классификации государственных займов однако основная из них – это деление долга на внутренний и внешний. К принципам управления госдолгом можно отнести: безусловность; единство учета; единство долговой политики; согласованность; снижение рисков; оптимальность; гласность. К методам управления можно отнести: рефинансирование; конверсия; консолидация; новация; унификация; отсрочка.

     Необходимо  отметить, что России удалось в 2005-2007 гг.выплатить большую часть своего долга. Это в основном происходило за счет сверхдоходов от вывоза природных ресурсов.

    Текущий объем государственного долга РФ составляет 3,6 трл.руб, из них примерно 1 трл.руб. составляет внешний долг, 2,6 трл.руб. – внутренний долг.

     Сейчас  также наблюдается тенденция  перехода от внешних заимствований к внутренним. Это обусловлено тем, что руководство страны хочет развития реального сектора экономики накопления капитала внутри страны, а не его вывоза. Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета планируется сделать Государственные заимствования на рынках капитала.

    Развитие  национального долгового рынка  рассматривается в качестве абсолютного приоритета государственной долговой политики на среднесрочный период.  Ключевыми задачами на этом направлении являются совершенствование инфраструктуры рынка государственных ценных бумаг, повышение его ликвидности,  расширение инвесторской базы,  создание комфортных и конкурентоспособных условий для участников рынка из числа различных групп инвесторов.

    Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях,  обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны,  формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков. Одновременно будет решаться задача по совершенствованию системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора,  созданию механизма оперативного влияния на заемную политику российских корпораций и банков с крупной долей государственного участия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

    
  1. Основные  направления государственной долговой политики РФ на 2012-2014 гг. // Министерство Финансов РФ
  2. Постановление Правительства Российской Федерации №931 «Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими кредиторами» от 29.12.2001г.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации №980 «Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг» от 17.08.1998г.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации №245 «О единой системе управления государственным долгом РФ» от 04.03.1997г.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 145-ФЗ от 31.07.98 г.
  6. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. - М.: Институт международного права и экономики, 2006.
  7. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 512 с.17
  8. Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – 575с.
  9. Борисов С.М. Внешние долги России // Деньги и кредит. - 2007. - №2.-С. 21-25.
  10. В.Д.Никифорова, В.Ю.Островская. Государственные и муниципальные ценные бумаги/ В.Д.Никифорова, В.Ю.Островская; глав. ред. Строганова Е. - СПб.: Питер, 2004. -336 с.
  11. Вавилов А. Г. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. М.: Городец-издат, 2001
  12. Вавилов Ю.Я. Вопросы государственного долга в бюджетном кодексе РФ // Финансы. – 2008. - №7.
  13. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие. – М.: Перспектива, 2007. – 256 с.
  14. Горьковский С.В. Государственный долг – ориентация на национальные приоритеты // Финансы. – 2009. – №1. – С.75-77.
  15. Деменцев В.В. Внешний долг России в системе международной задолженности // Финансы. – 2007.- №12. – С. 37-40.
  16. Кузнецов А.М. Анализ привлечения и использования РФ средств займов международных финансовых организаций и перспективы дальнейшего сотрудничества // Финансы и кредит. – 2008. – № 16. – С.13-15.
  17. Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. // Аудитор. – 2000. - № 8. – С. 25 – 31
  18. Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. – 2008. – № 8. – С.13-26.
  19. Семенкова Е.В., Алексанян В.М. Реструктуризация государственной задолженности // Финансы. - 2008. - №5.
  20. Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник . – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. –  2007. – 720 с.
  21. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – М.: Юрайт-Издат. – 2006. – 543 с.
  22. Хейфец Б.А. Внешний долг и американский ленд-лиз. // Финансы. – 2000. - № 9. – С. 59 – 61
  23. Шуркалин А. Внешний долг: перспективы реструктуризации и обслуживания. // Финансовый бизнес. – 2000. – № 6. – С. 19 – 22
  24. Министерство финансов Российской Федерации// www.minfin.ru    
  25. Центральный Банк Российской Федерации//www.cbr.ru

Информация о работе Государственный долг РФ: история возникновения, анализ современного состояния и перспективы развития