Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение такой экономической категории как государственный долг РФ, его ретроспективный и перспективный анализ.
Для реализации цели, необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть теоретическую составляющую понятия государственный долг, остановится на причинах возникновения долга и его видах.
Описать основные принципы и методы управления государственным долгом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 5
1.1 Сущность, причины возникновения и виды государственного долга 5
1.2 Управление государственным долгом 11
1.3 Экономические и политические последствия государственного долга 20
2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 25
2.1 Государственный долг царской России 25
2.2 Государственный долг СССР 28
2.3 Государственный долг РФ в период с 1991 по 2010 гг. 34
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ, ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ 42
3.1 Современное состояние государственного долга РФ 42
3.2 Перспективы развития государственного долга РФ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
Вторая группа - это кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий. Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной основе.
Третью группу образует задолженность различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оказанием услуг.
Четвертую
группу - долги международным валютно-
На рисунке 2 наглядно представлена структура государственного внешнего долга РФ на 1 января 2003 года.
Рисунок 2 – Структура внешнего долга РФ на 01.01.2003
После принятия обязательств по выплате долгов бывшего СССР России пришлось включиться в процесс их реструктуризации, т.е. урегулирования и официального переоформления кредитов, полученных Советским Союзом на западных рынках, - прямой отказ от их возврата или неплатежи явочным порядком грозили полной изоляцией от любого из международных кредитных источников. В ходе соответствующих переговоров, российская сторона рассчитывала на списание хотя бы некоторой части задолженности. Однако западные страны согласились лишь с вариантом отсрочки погашения, хотя и довольно длительной.
Заключительное соглашение о реструктуризации долга бывшего Советского Союза Лондонскому клубу было подписано 2 декабря 1997 г. Внешэкономбанком. Согласно условиям реструктуризации, весь основной долг, насчитывавший на тот момент приблизительно $24 млрд., должен быть погашен к концу 2020 г. Реструктурированный основной долг имеет плавающую процентную ставку. В период льготного погашения процентные выплаты ограничены плавно увеличивающимся потолком, а оставшиеся невыплаченными проценты капитализируются. Первые выплаты по основному долгу произведены в 2002 г. Официальным должником Лондонского клуба является Внешэкономбанк.
На рисунке 3 представлен размер выплат по внешнему долгу на период с 2002 по 2020 гг.
Рисунок 3 – Выплаты по внешнему долгу, млрд. долл.
Мировой кризис конца 1997 г. заставил крупных инвесторов пересмотреть свое отношение к кредитным рискам. Россия в данном контексте рассматривалась как страна с повышенными инвестиционными рисками, что не замедлили подтвердить основные рейтинговые агентства. Средства, инвестированные ранее в Россию, стали рассматриваться как высокорискованные, а новые вложения прекратились.
Таким образом, в первой половине 1998 г. в России сложилась кризисная ситуация, связанная с обслуживание как внутреннего, так и внешнего долга. Высокий спрос на иностранную валюту, определяемый значительной долей импорта, инфляционными ожиданиями и склонностью к сбережениям в долларах США, предопределил давление на обменный курс рубля. Бюджетный кризис, обусловленный низким сбором налогов и бюджетным дефицитом, а также возросшая политическая нестабильность послужили причинами нежелания инвесторов покупать государственные бумаги РФ. В середине 1998 г. создалась обстановка, в которой доходность по государственным краткосрочным облигациям возросла до 100-150% годовых, а валютные резервы РФ стремительно сокращались. За первую половину 1998 г. общий долг правительства РФ увеличился на 5,4% и составил $230 млрд., при этом внутренний долг - на 11,0% (628 млрд. руб.), а внешний - на 4,5% ($129 млрд.). Единственным выходом из сложившегося положения для правительства РФ было получение дополнительного стабилизационного кредита.
Успешное завершение переговоров российского правительства с МВФ и Всемирным банком в середине июля 1998 г. о предоставлении стабилизационного кредита на сумму $22,6 млрд. в 1998-1999 гг. дало правительству время и средства для реструктуризации государственного долга. Наиболее рациональной стратегией в сложившейся ситуации представлялось сокращение "короткого" и дорогого внутреннего долга за счет увеличения внешнего - значительно менее дорогого и "длинного".
Необходимо отметить, что в результате мер, направленных на стабилизацию ситуации на финансовом рынке, во 2-м квартале 1998 г. правительство значительно увеличило долю внешнего финансирования: если на конец марта она составляла около 22%, то на конец июня - уже 52,4%. В результате сокращения выпуска "коротких" гособлигаций объем долга по ГКО сократился в апреле-июне 1998 г. на 2,3%. Кроме того, для "удлинения" и сокращения внутреннего долга, а следовательно, и для уменьшения нагрузки на бюджет в июле 1998 г. правительство предложило добровольный обмен ГКО на 7- и 20-летнии еврооблигации. Акция была рассчитана в основном на иностранных инвесторов, предоставив им возможность перейти в долларовые бумаги и избежать риска девальвации. В результате обмена ГКО на еврооблигации правительство конвертировало ГКО на сумму 27,5 млрд. руб. в еврооблигации на сумму $4,4 млрд. Дополнительно были размещены еврооблигации в объеме $500 млн.
Рассмотрим динамику изменения государственного долга РФ с помощью Таблицы 1.
Несмотря на все усилия правительства РФ, ни преобразование задолженности, ни предоставление кредита МВФ не привели к стабилизации финансового состояния России. 17 августа правительство объявило о замораживании внутреннего долга по ГКО/ОФЗ со сроком погашения до 31 декабря 1999 г. (в объеме $37 млрд.) и его переоформлении в новые бумаги, а также о расширении границ валютного "коридора".
Таблица
1 - Объем и структура
Государственный долг | На 1 января года | ||||
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | |
Внутренний, трлн. руб. | 17,2 | 88,4 | 196,8 | 372,6 | 499,6 |
Внешний, трлн. руб. / млрд. долл. США, в том числе: | 140,5
112,7 |
425,6
119,9 |
558,6
120,4 |
695,0
125,0 |
779,6
130,8 |
долг бывшего СССР, принятый на себя РФ | 129,3
103,7 |
385,5
108,6 |
477,9
103,0 |
560,5
100,8 |
582,9
97,8 |
долг Российской Федерации | 11,2
9,0 |
40,1
11,3 |
80,7
17,4 |
134,5
24,2 |
196,7
33,0 |
Внутренний, % к ВВП | 10,0 | 14,0 | 13,4 | 18,1 | 19,3 |
Внешний, % к ВВП | 61,3 | 43,0 | 33,7 | 28,9 | 30,1 |
В феврале 2000 г. (после дефолта 1998 г.) достигнуто новое соглашение с Лондонским клубом. По его результатам долг Внешэкономбанка СССР переоформлен в суверенный долг РФ в форме еврооблигаций. Задолженность бывшего СССР по торговым соглашениям была переоформлена в соответствии с отдельным предложением при аналогичных условиях. Общая величина задолженности перед Лондонским клубом составила более $30 млрд.
В последние годы правительством РФ предприняты усилия по принятию бюджета без дефицита, созданию резервного фонда за счет дополнительных доходов, поступающих в бюджет. Эти усилия в результате привели к тому, что Россия избавилась от репутации неаккуратного плательщика, а по итогам 2002 г. она была признана страной с наиболее высоким экономическим ростом (данным МВФ). России удалось избежать проблем с выплатой внешнего долга в 2001-2002 гг. В последующие годы предусматриваются меры по сокращению внешнего долга.
Следует отметить, что преобладание внешнего долга над внутренним характерно для стран с развивающимися рынками. Это свидетельствует об отсутствии или скудости внутренних источников финансирования государства. До кризиса 1998 г. в РФ внешний долг был больше внутреннего, но дефолт рынка государственных обязательств привел к тому, что заемщики (прежде всего государство) не могли выйти на международный рынок. С 2001 г. правительство РФ старается сократить внешние заимствования, увеличивая заимствования на внутреннем рынке.
Продолжая политику управления государственным долгом в начатом направлении, РФ достигло результатов, которые наглядно отражены на Рисунке 4 и Рисунке 5.
Рисунок 4 – Динамика величины внешнего долга РФ, за период с 1991 по 2010 гг.
Рисунок 5 – Динамика величины внутреннего долга РФ в 1993-2010 гг.
Таким
образом, можно отметить, явно прослеживающуюся
тенденцию к уменьшению внешнего
долга и сокращение его величины.
Такую динамику отчасти можно объяснить
государственной политикой активных внутренних
заимствований, в результате сложившейся
финансовой ситуации, необходимо было
искать альтернативные пути финансирования
дефицита, в том числе за счет внутреннего
финансового рынка. Главным инструментом
для внутренних займов являются ОФЗ, спрос
на которые в последнее время держится
на высоком уровне, как со стороны иностранцев,
так и со стороны российских инвесторов.
По оценкам экспертов снижения спроса
на ценные бумаги можно не опасаться –
если будет государственная поддержка,
будет и покупательская способность, и
потенциальные покупатели.
3.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
3.1
Современное состояние
На 1 ноября 2011 года, по данным Министерства Финансов РФ, величины государственного внешнего долга страны составляет 35954,4 млн.долл. Структура задолженности представлена в Таблице 2 и, в наглядном виде, на Рисунке 6.
Таблица 2 – Структура государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 ноября 2011 года
Категория долга | млн. долларов США | эквивалент млн. евро |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) | 35 964,4 | 25 369,9 |
Задолженность
перед официальными кредиторами - членами
Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
577,9 | 407,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 484,1 | 1 046,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 1 043,1 | 735,8 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР | 57,8 | 40,8 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 2 626,7 | 1 852,9 |
Задолженность по внешним облигационным займам | 29 183,4 | 20 586,5 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 г. | 2 000,0 | 1 410,8 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 г. | 3 466,4 | 2 445,2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 г. | 3 500,0 | 2 469,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 г. | 2 499,9 | 1 763,5 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 г. | 17 717,1 | 12 498,0 |
Задолженность по ОВГВЗ | 24,6 | 17,3 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 966,8 | 682,0 |