Государственный долг РФ: история возникновения, анализ современного состояния и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение такой экономической категории как государственный долг РФ, его ретроспективный и перспективный анализ.
Для реализации цели, необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть теоретическую составляющую понятия государственный долг, остановится на причинах возникновения долга и его видах.
Описать основные принципы и методы управления государственным долгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 5
1.1 Сущность, причины возникновения и виды государственного долга 5
1.2 Управление государственным долгом 11
1.3 Экономические и политические последствия государственного долга 20
2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 25
2.1 Государственный долг царской России 25
2.2 Государственный долг СССР 28
2.3 Государственный долг РФ в период с 1991 по 2010 гг. 34
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ, ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ 42
3.1 Современное состояние государственного долга РФ 42
3.2 Перспективы развития государственного долга РФ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60

Работа содержит 1 файл

гос.долг..doc

— 433.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Государственные и общественные финансы»

на тему:

«Государственный  долг РФ: история  возникновения, анализ современного состояния и перспективы развития» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград

2011 год

    СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

     ВВЕДЕНИЕ 

    Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированных в срок.

    В настоящих условиях государственный  долг находится в центре экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем.

    Целью данной курсовой работы является подробное  рассмотрение такой экономической  категории как государственный  долг РФ, его ретроспективный и  перспективный анализ.

    Для реализации цели, необходимо выполнить  следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретическую составляющую понятия государственный долг, остановится на причинах возникновения долга и его видах.
  2. Описать основные принципы и методы управления государственным долгом.
  3. Проанализировать экономические и политические последствия государственного долга.
  4. Описать историю возникновения государственного долга РФ, начиная от Царской России и заканчивая постсоветским этапом.
  5. Рассмотреть современное состояние внутреннего  внешнего государственного долга РФ.
  6. Описать перспективы развития государственной задолженности.

    Первая глава курсовой работы носит теоретический характер. В ней содержится информация о понятии государственный долг, причинах и последствиях государственного долга, о видах госдолга и управлении им.

    Во  второй главе работы представлены данные о формировании государственного долга Российской Федерации. Основными этапами здесь являются: Царская Россия, СССР, постсоветский период.

    В третьей главе содержаться данные о современном состоянии внешнего и внутреннего долга Российской Федерации, а также представлены основные направления долговой политики РФ на будущий временной период. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 
 

    1.1 Сущность, причины возникновения и виды государственного   долга 

    Основную  массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынужденно привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.

    Государственный кредит – это совокупность экономических  отношений между государством в  лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. (Вавилов, 2007)

    При осуществлении кредитных операций внутри страны государство является обычно заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами. В сфере международных отношений государство выступает как в роли заемщика, так и в роли кредитора.

    Государственный кредит, как и любой другой вид  кредита, характеризуется возвратностью, срочностью и платностью предоставляемых взаймы средств. Однако государственный кредит отличает ряд особенностей: привлекаемые кредитные ресурсы направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита; источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают текущие бюджетные поступления; источниками средств для кредитования являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, предназначенные для текущего потребления.

    Государственный кредит целесообразно использовать для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита, причем негативные последствия для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами балансирования доходов и расходов правительства будут значительно меньше, т.к. спрос физических и юридических лиц перемещается к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

    Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам – все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита. В систему госкредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставленным иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

    Функционирование  государственного кредита ведет  к образованию государственного долга.

    Государственный долг – это сумма  задолженности  страны своим или иностранным юридическим  и  физическим  лицам, правительствам  других  стран. Он  состоит из общей накопленной суммы бюджетных  дефицитов (за  вычетом бюджетных  излишков) и  суммы финансовых  обязательств  иностранным  кредиторам (за  вычетом  той  части,  которая пошла на  покрытие  бюджетного  дефицита) на  определенную  дату. (Романовский, 2006)

    В  развитых странах  государственный  долг  определяют  также как  общий  объем  непогашенных государственных  облигаций. Рост  государственного долга наблюдается  практически во всех  странах  мира, что в основном  объясняется хронической  дефицитностью государственных  финансов.

    Таким образом, государственный долг можно  также определить, как задолженность,  накопившуюся  у правительства,  в результате  заимствования  денег  для  финансирования  прошлых  бюджетных  дефицитов.

    Основной  причиной образования государственного долга является возникновения дефицита бюджета государства, т. е. превышение расходов правительства над его доходами. Главными причинами дефицита бюджета являются войны и экономические спады. Так, во время войны перед государством стоит задача переориентировать значительную часть ресурсов экономики с производства гражданской продукции на нужды военного производства. Соответственно возрастают расходы правительства на вооружение и содержание военнослужащих.

    Существуют  три варианта финансирования этих расходов: увеличить налоги, напечатать нужное количество денег, либо использовать заемные средства. Увеличение налогового бремени может отрицательно сказаться на трудоспособности населения и привести к снижению оборонного и военного потенциала страны. С другой стороны, эмиссия дополнительной массы денег создает сильное инфляционное давление. Следовательно, большая часть расходов финансируется государством за счет заимствования средств.

    Второй  предпосылкой возникновения государственного долга являются экономические спады, неизбежные для любой экономики. Это связано с тем, что в  периоды сокращения национального  дохода налоговые поступления также сокращаются, что приводит к росту бюджетного дефицита. В этих условиях для финансирования государственных расходов наиболее эффективным становится привлечение государством заемных средств, что, несомненно, приводит к росту государственного долга. Некоторые экономисты предлагают в качестве мер по борьбе с увеличением объема государственного долга сокращение государственных расходов и урезание статей бюджета, однако эти меры нередко приводят к спадам в экономике. При этом для разработки и осуществления программы подобных мер необходимо определенное время.

    Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

    Существует  несколько оснований возникновения государственного долга. Первое основание – это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета. (Сенчагов, 2007) 

    Вторым  основанием формирования государственного являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени государства, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов  

    Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.  

    Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.  

    Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга являются соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени государства, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

    Основной  при анализе государственного долга  является разбивка его на внутренний и внешний.

    Внутренний  государственный долг – долг перед гражданами, банками и фирмами своей страны, а также иностранцам, купившим ценные бумаги внутренних займов.

    Внутренний  долг - государственные ценные бумаги, продаваемые фирмам и населению. К их числу относятся государственные  облигации (обязательство выплатить владельцу заимствованную у него сумму денег в будущем) и казначейские обязательства (краткосрочные- до одного года- казначейские векселя). Они обычно продаются со скидкой по сравнению с номинальной (обозначенной на бумаге) ценой, что образует доход владельца векселя, когда государство выкупает его обратно. (Сенчагов, 2007)

    Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:

    - рыночные, существующие в форме  эмиссионных ценных бумаг (ГКО,  ОФЗ, и др.);

    - нерыночные, выпущенные в счет  финансирования образовавшейся  задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед Банком России).

    Внутренний  долг, по одной из классификаций, –  это способ пополнения государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных бумаг. Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др.

    Внешний государственный долг – долг перед правительствами, международными банками и финансовыми организациями, представившими деньги взаем на основе правительственных согласований.

    К внешнему долгу относятся кредиты  от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.

    Внешний долг может включать в себя следующие  категории:

    - долги перед коммерческими банками  западных стран, которые предоставляют средства в займы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в государственных структурах. Такую задолженность регулирует Парижский клуб, который состоит из официальных представителей стран- кредиторов;

Информация о работе Государственный долг РФ: история возникновения, анализ современного состояния и перспективы развития