Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:26, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение такой экономической категории как государственный долг РФ, его ретроспективный и перспективный анализ.
Для реализации цели, необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть теоретическую составляющую понятия государственный долг, остановится на причинах возникновения долга и его видах.
Описать основные принципы и методы управления государственным долгом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 5
1.1 Сущность, причины возникновения и виды государственного долга 5
1.2 Управление государственным долгом 11
1.3 Экономические и политические последствия государственного долга 20
2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 25
2.1 Государственный долг царской России 25
2.2 Государственный долг СССР 28
2.3 Государственный долг РФ в период с 1991 по 2010 гг. 34
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ, ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ 42
3.1 Современное состояние государственного долга РФ 42
3.2 Перспективы развития государственного долга РФ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
Таким образом, анализируя представленные выше данные, можно отметить что наибольшую долю в структуре государственного внешнего долга РФ занимает задолженность по внешним облигационным займам, причем преобладают задолженности с длительным сроком погашения. Это означает, что государство сможет погасить ту часть задолженности, которая нуждается в оплате в скором времени, и сможет спланировать долговую политику соответствующим образом, погасив тем самым задолженности по внешним облигационным займам вовремя.
Рисунок 6 - Структура государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 ноября 2011 года
Проанализируем динамику внешнего государственного долга в течение 2010 года.
Государственный внешний долг РФ в январе-апреле 2010г. увеличился на 11,3% - до 41 млрд 906,7 млн долл. на 1 мая 2010г. против 37 млрд 641 млн долл. на 1 января с.г. За апрель 2010г. внешний долг увеличился на 14,9% - с 36 млрд 484,1 млн долл. на 1 апреля 2010г. При этом в январе-марте 2010г. государственный внешний долг РФ уменьшился на 3%.
В
пересчете на евро
В апреле 2010г. внешний долг в евро вырос на 17,5% с 26 млрд 983,2 млн евро на 1 апреля 2010г. При этом за январь-март 2010г. государственный внешний долг РФ в пересчете на евро увеличился лишь на 2,9%.
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации, в январе-апреле 2010г. уменьшилась на 15,3% и на 1 мая с.г. составила 846,8 млн долл. (640,8 млн евро). Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба практически не изменилась - 1 млрд 811,3 млн долл. (1 млрд 370,7 млн евро). Коммерческая задолженность бывшего СССР на 1 мая 2010г. составила 806,2 млн долл. (610,1 млн евро), что на 2,9% меньше, чем на 1 января с.г. Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ сократилась на 3,4%, составив 1 млрд 255,6 млн долл. (950,2 млн евро).
Задолженность перед международными финансовыми организациями за январь-апрель 2010г. уменьшилась на 6% и составила 3 млрд 564,5 млн долл. (2 млрд 697,5 млн евро). Задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте за январь-апрель 2010г. сократилась на 2,4% - до 860,2 млн долл. (651 млн евро).
Задолженность по еврооблигациям за апрель 2010г. увеличилась на 5,5 млрд долл., или на 21,6%, и составила на 1 мая 2010г. 30 млрд 987 млн долл. (23 млрд 450,1 млн евро). Следует отметить, что в апреле 2010г. Минфин РФ разместил на внешнем рынке суверенные еврооблигации на 5,5 млрд долл. Министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что не планирует новые займы на внешнем рынке в 2010г. Согласно бюджету РФ на 2010г. и плановый период 2011-2012гг., РФ может в 2010г. выпустить еврооблигации на 17,8 млрд долл., в 2011г. - на 20,7 млрд долл., в 2012г. - на 20 млрд долл.
Динамика внешнего государственного долга за последние три года представлена на Рисунке 7. Как мы видим, продолжается тенденция к снижению величины задолженности.
Рисунок 7 – Динамика величины внешнего государственного долга РФ.
Что касается изменения структуры долга за 2010 год, по сравнению с предыдущим годом, можно отметить следующее.
Удельный вес в общей сумме долга таких категорий, как задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба, задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ, задолженность перед международными финансовыми организациями, государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте, изменился незначительно. Сравнительно сильно уменьшилась доля коммерческой задолженности бывшего СССР (с 2,2% в 2010 году до 0,1% в 2011). Существенно увеличилась задолженность по внешним облигационным займам, рост доли данного показателя составил порядка 10%. Удельный же вес задолженности по ОВГВЗ уменьшился практически на 4,5% и составил в 2011 году всего 0,1%.
Период 2010-2011 гг. отличался постепенным восстановлением мировой экономики после финансово-экономического кризиса. Наблюдался постепенный рост доверия инвесторов к эмитентам. Как следствие, имело место увеличение объема выпуска еврооблигаций как развитыми государствами, так и странами формирующихся рынков. При этом неопределенность ситуации в Европейском союзе и макроэкономические проблемы некоторых развитых стран способствовали повышению спроса на финансовые инструменты стран формирующихся рынков, включая Россию. В результате нам удалось успешно разместить в указанный период сразу три выпуска еврооблигаций Российской Федерации:
– два выпуска облигаций внешних облигационных займов с погашением в 2015 и 2020 годах на общую сумму 5,5 млрд. долл. США;
– впервые в истории основной и дополнительный выпуск еврооблигаций Российской Федерации в рублях (соответственно на 40 и - 33 -50 млрд. руб.) со сроком обращения 7 лет с доходностью 7,85% годовых по основному выпуску и 7% годовых – по дополнительному. Таким образом, в марте 2011 г. на международном рынке капитала появился новый тип государственных ценных бумаг – еврооблигаций в рублях, доходность по которым стала на 70 б.п. ниже доходности аналогичных по сроку ОФЗ.
Данный выпуск стал самым крупным (эквивалент более 3 млрд. долл. США) по объему размещением еврооблигаций суверенными государствами из числа стран формирующихся рынков, номинированных в национальной (региональной) валюте.
Размещение суверенных еврооблигаций в рублях было направлено на решение стратегической задачи по расширению круга инвесторов, осуществляющих вложения в государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в рублях, укреплению роли рубля в качестве региональной резервной валюты. Кроме того, заимствования на внешних рынках в национальной валюте, характерные для развитых стран, способствовали снижению средней доходности по облигациям внутренних облигационных займов Российской Федерации, ограничению валютного риска для федерального бюджета
Рассмотрим текущее состояние внутреннего государственного долга РФ.
На первое января 2011 года, величина внутреннего долга составила 2940, 39 млрд.руб., в т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации – 472, 25 млрд.руб. Переводя же величину долга в долларовый эквивалент, получаем примерный размер задолженности – 77400 млн.долл.
Следует отметить, что за год, размер государственного внутреннего долга увеличился на 34%.
Структура государственного долга РФ, по состоянию на 1 января 2011 года, выраженная в ценных бумагах, представлена в Таблице 3.
Таблица 3 - Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах
Виды ценных бумаг | Величина, млрд.руб. |
ОФЗ-ПД | 1 338,59 |
ОФЗ-АД | 815,58 |
ГСО-ППС | 175,42 |
ГСО-ФПС | 132,00 |
ОГВЗ 1991 года | 0,0002 |
Итого внутренний долг | 2 461,59 |
Наглядно, государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах представлен на Рисунке 8.
Рисунок 8 - Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах.
По сравнению с 2010 годом, значительно увеличилась доля ОФЗ-ПД (с 38% до 54%), доля же ОФЗ-АД резко уменьшилась – с 47% до 33%. Относительно долей других ценных бумаг, сохраняется стабильность.
Рассмотрим динамику государственного долга в 2010 году.
Внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, с начала 2010г. увеличился на 1,76%. По состоянию на 1 апреля с.г. этот показатель составил 1 трлн 869,6 млрд руб. За март 2010г. внутренний долг РФ вырос на 2,78% (на начало месяца он составлял 1 трлн 819 млрд руб.).
Внутренний долг в марте 2010г. вырос по ОФЗ-ПД и по ГСО-ППС на 2,08% и 49,8% соответственно. В то же время данный показатель сократился по ОФЗ-АД на 1,69%.
На конец месяца долг России по ОФЗ-ПД составил 738,4 млрд руб., по ОФЗ-АД - 848,8 млрд руб., по ГСО-ППС - 150,4 млрд руб. Долг по ГСО-ФПС за месяц не изменился и составил 132 млрд руб. (7,26%).
Ранее Банк России
сообщал, что общий внешний долг России
вырос по итогам I квартала текущего года
до 473,7 млрд долл. По сравнению с показателем
на 1 апреля 2009г. этот показатель увеличился
на 6,1%.
3.2
Перспективы развития
Высокий уровень мировых цен на энергоносители обуславливает относительно высокий уровень прогнозируемых доходов федерального бюджета в ближайшие годы. Вместе с тем, опережающий рост расходной части бюджета формирует перспективу его устойчивого дефицита, не позволяя вернуться к практике накопления суверенных фондов в существенных объемах. Государственные заимствования на рынках капитала выступят в среднесрочной перспективе основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. При этом объемы возможного предложения государственных ценных бумаг, прежде всего, на внутреннем облигационном рынке, могут составить беспрецедентные для современной России величины – на уровне двух триллионов рублей заимствований ежегодно.
Реализация подобного рода весьма амбициозных планов объективно невозможна на неподготовленном долговом рынке, все еще имеющем «родовые пятна» переходного периода. Без осуществления комплекса срочных мер, направленных на кардинальную модернизацию и либерализацию внутреннего рынка госдолга, рост потребностей федерального бюджета может привести к «шоковой» реакции инвесторов, существенному увеличению стоимости государственных заимствований, негативным последствиям для макроэкономической и финансовой стабильности страны. (Основные направления государственной долговой политики РФ на 2012-2014 гг.)
В
этой связи развитие национального
долгового рынка
Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена на обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны, формирование адекватных ориентиров по уровню кредитного риска для российских корпоративных заемщиков. Одновременно будет решаться задача по совершенствованию системы мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора, созданию механизма оперативного влияния на заемную политику российских корпораций и банков с крупной долей государственного участия. (Основные направления государственной долговой политики РФ на 2012-2014 гг.)
Динамика объема государственного долга Российской Федерации с 2004 по 2014 годы представлена на рисунке 9.
Рисунок 9 – Динамика объема государственного долга РФ
В период с 2012 по 2014 гг., несколько факторов будут определять размеры государственных заимствований.
1.
Макроэкономические условия
Реализация долговой политики в предстоящий период планируется осуществляться в условиях ускорения темпов роста национальной экономики, постепенного снижения инфляции, умеренного роста цен на нефть и относительной стабильности курса рубля
Подавляющую часть нефтегазовых доходов бюджета планируется направлять на финансирование расходов и лишь незначительную долю – на пополнение Резервного фонда. Дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении всего планового периода, основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2012-2014 гг. выступят государственные заимствования. При этом планируется, что в среднем на 90% дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований.
2. Низкий уровень государственного долга.
Такой фактор государственных заимствований как низкий текущий уровень государственного долга требует постоянного мониторинга. Пока он позволяет проводить политику наращивания госзаимствований, не опасаясь кардинального ухудшения состояния долговой устойчивости Российской Федерации. При развитии макроэкономической ситуации по сценариям, близким к утвержденному прогнозу социально-экономического развития страны, в предстоящий период показатели долговой устойчивости Российской Федерации останутся на относительно безопасных уровнях. При планируемых объемах заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах параметров, позволяющих надлежащим образом осуществлять обслуживание государственного долга, будут сохранены предпосылки для поддержания суверенных кредитных рейтингов на инвестиционном уровне.