Государственный долг РФ: история возникновения, анализ современного состояния и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является подробное рассмотрение такой экономической категории как государственный долг РФ, его ретроспективный и перспективный анализ.
Для реализации цели, необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть теоретическую составляющую понятия государственный долг, остановится на причинах возникновения долга и его видах.
Описать основные принципы и методы управления государственным долгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 5
1.1 Сущность, причины возникновения и виды государственного долга 5
1.2 Управление государственным долгом 11
1.3 Экономические и политические последствия государственного долга 20
2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 25
2.1 Государственный долг царской России 25
2.2 Государственный долг СССР 28
2.3 Государственный долг РФ в период с 1991 по 2010 гг. 34
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ, ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ 42
3.1 Современное состояние государственного долга РФ 42
3.2 Перспективы развития государственного долга РФ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60

Работа содержит 1 файл

гос.долг..doc

— 433.00 Кб (Скачать)

    - кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, объединяющий банкиров-кредиторов на неофициальной основе;

    - задолженность различным коммерческим  структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг;

    - долги международным валютным  финансовым организациям.

    Внешний долг - международный кредит, получивший в современных условиях широкое развитие. Крупными должниками являются не только слаборазвитые, но и развитые страны. (Вавилов, 2007)

    Внешний долг может образовываться когда  государство прибегает к услугам международных кредитных организаций. Самой влиятельной из них является Международный валютный фонд (International Monetary Fund).

    Сложность такой экономической категории как государственный долг требует выработки определенного подхода к классификации состава долга. При этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование принятой бюджетной классификации (в этом случае в структуре долга появляется ряд статей конъюнктурно-оперативного порядка); во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению, и в этом случае преобладают институциональные признаки долговых статей.

    Данная  ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся: классификация долга по типу кредитора (держателя долгового обязательства) и по типу долгового обязательства.

    Существует  еще одна классификация видов  государственного долга:

    - По субъектам заемных отношений  – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления;

    - По обращению на рынке –  рыночные и нерыночные. Рыночные  займы свободно покупаются и продаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные займы – не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.

    - В зависимости от срока привлечения  средств – краткосрочные (со  сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов (обычно векселя, казначейские или муниципальные), они являются наиболее  обременительными, так  как  дата  их  погашения наступает  очень  быстро,  но   проценты по таким  займам очень  высокие. Привлечение средств на более длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.

    - По обеспеченности долговых обязательств  – закладные и беззакладные. Закладные  облигации обеспечиваются конкретным залогом. Центральные органы управления обычно выпускают высоконадежные беззакладные облигации.

    - По характеру выплачиваемого  дохода долговые обязательства  делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном.

    Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. К капитальному относится вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства; к текущему – расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

    Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.

    Долговые  обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

    - кредитных соглашений и договоров,  заключенных от имени Российской  Федерации, как заемщика, с кредитными  организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

    - государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

    - договоров и соглашений о получении  Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

    - договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

    - соглашений и договоров, в том  числе международных, заключенных  от имени Российской Федерации,  о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

    Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет. 

    1.2 Управление государственным долгом 

    Управление  государственным долгом является одним  из элементов макроэкономической политики. Эффективное использование долга может стать мощным фактором экономического роста, дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства. (Вавилов, 2001)

    Понятие и содержание управления государственной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:

    - формирование государственной долговой  политики;

    - определение основных направлений  и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

    - установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом;

    - установление границ задолженности.

    Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.

    Процесс управления госдолгом как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности.

    В процессе управления государственным  долгом решаются следующие задачи:

    - минимизация стоимости долга  для заемщика;

    - недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;

    - эффективное использование мобилизованных  средств и контроль над целевым использованием выделенных кредитов;

    - обеспечение своевременного возврата  кредитов;

    - максимальное решение задач, определенных финансовой политикой

    В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга.

    В понятие управления госдолгом включают три взаимосвязанных направления деятельности. Первое - это бюджетная политика в части планирования объема и структуры госдолга. Второе - это осуществление заимствований, проведение операций с госдолгом, которые направлены на оптимизацию его структуры и сокращение расходов на его обслуживание. Третье - это организация учета долговых обязательств и операций с долгом, функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.

    В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

    - безусловность - обеспечение точного  и своевременного выполнения  обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

    - единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

    - единство долговой политики - обеспечение  единого подхода в политике  управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

    - согласованность - обеспечение максимально  возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

    - снижение рисков  выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

    - оптимальность - создание такой  структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

    - гласность - предоставление достоверной,  своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

    Управление  государственным долгом, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль.

    Существуют  различные формы управления государственным  долгом:

    - изменение доходности займов;

    - увеличение срока действия и  изменение других условий выпуска  займа; 

    - объединение нескольких займов  в один;

    - обмен облигаций по регрессивному  соотношению несколько облигаций  старого займа приравниваются  к одной новой облигации; 

    - отсрочка погашения займа; 

    Эти формы управления государственным  долгом относятся и к внутреннему, и к внешнему долгу. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает национальной безопасности страны, означает фактическое ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. (Вавилов, 2001)

    Управление  долгом на стадии привлечения внешних  кредитов осуществляется в РФ путем установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в законе о бюджете на соответствующий финансовый год

    Управление  использованием внешнего долга осуществляется в трех формах:

    - финансовое размещение - финансирование  инвестиционных проектов и развития  экономики; это самый эффективный  способ размещения внешнего долга;

    - бюджетное использование финансирование  текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в том числе обслуживания внешнего долга;

    - смешанное бюджетно-финансовое размещение.

    Существует  большое количество методов решения  проблемы государственного долга. К ним относятся как бюджетно-экспортные, так и финансово-технические. Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового баланса страны, а также увеличением ВВП и государственного бюджета.

    Технические же методы – краткосрочные, и позволяют решить проблему путем улучшения условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения временной структуры платежей.

    Выделяют  следующие основные финансово-технические  методы управления государственным долгом: консолидацию, конверсию, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочку погашения и аннулирование займов.

    Под конверсией обычно понимается изменение  доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным  долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов.

    Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками.

Информация о работе Государственный долг РФ: история возникновения, анализ современного состояния и перспективы развития