Государственный долг и проблемы управления им

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, анализ его динамики и структуры, а также определение методов по его управлению.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
* раскрытие сущности государственного долга и составляющих его элементов;
* определение роли государственного долга в воспроизводственном процессе;
* анализ внешнего и внутреннего долга РФ;
* исследование путей управления государственным долгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 5
1.1 Сущность и основные элементы государственного долга 5
1.2 Классификации государственного долга 8
1.3 Роль государственного долга в воспроизводственном процессе 12
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ДОЛГА В РФ 15
2.1 Анализ динамики и структуры внутреннего долга РФ 15
2.2 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ 20
3 УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 30
3.1 Понятие, цель, принципы и методы управления государственным
долгом 30
3.2 Перспективы погашения государственного долга 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список используемых источников 43
Приложение 1. Общий объем государственного внутреннего долга РФ 45
Приложение 2. Структура государственного внешнего долга РФ 46

Работа содержит 1 файл

мой курсач.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

      4. Кроме того, необходимо внесение изменений в БК РФ в части создания отдельного раздела, регулирующего вопросы проектно-целевого финансирования инвестиционной деятельности государства, в том числе, осуществляемой за счет заемных средств. [12]

      В целом можно констатировать, что сложившаяся сегодня ситуация заставляет использовать наращивание государственного долга за счет кредитов на текущее финансирование социальных обязательств государства в ущерб инвестиционному и инновационному развитию национальной экономики, что в перспективе удлиняет фазу ее выхода из кризиса и не позволяет в полной мере осуществлять масштабные структурные преобразования. Именно поэтому является актуальным сегодня внедрение в практику управления государственным долгом России программно-целевого метода финансирования государственных инвестиционных расходов, в том числе за счет привлекаемых государством кредитных ресурсов. Кредитное финансирование бюджетных дефицитов уже не одно десятилетие является наиболее популярным инструментом экономической политики государств в силу того, что оно позволяет в краткосрочной перспективе снизить политические издержки, связанные с наращиванием государственных расходов без повышения налоговой нагрузки. Однако любой инструмент стимулирования имеет свои границы эффективности, выйдя за которые, можно получить прямо противоположный результат. 
 
 
 
 
 
 
 

                    

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Государственный долг является суммой денег, которую  государство выдало займы, но не была погашена. Вследствие чего, начисляется  к выпущенной сумме процент за определенный срок пользования этой суммой. Кроме того, что государственный долг делится на основной и текущий долг, также есть еще два вида государственного долга. Это внутренний и внешний государственный долг.

      Внутренний  государственный долг это долговое обязательство между государством и юридическими, или физическими  лицами. Среди видов долговых обязательств существуют такие формы, как кредиты (государственные), а также государственные займы. Государственные займы осуществляются с помощью выпущенных от имени государства ценных бумаг.

      Вторая  форма государственного долга, внешний долг, является задолженностью в виде непогашенного внешнего займа в иностранной валюте с невыплаченными процентами по займу.

      При обсуждении проблемы государственного долга, прежде всего, необходимо обратить внимание на его качество. Потребность  в заемных средствах обусловлена различными причинами. Например, дефицит финансовых ресурсов в бюджете может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств (войн и локальных конфликтов, террористических актов и техногенных катастроф, крупных стихийных бедствий и т.д.), когда резервных фондов недостаточно и правительству приходится прибегать к дополнительным заимствованиям.

      Управление  государственным долгом это ряд  финансовых мероприятий государства. Под мероприятиями подразумевается  установка пределов государственного долга, которые проходят ежегодно. Также в обязанности управления государственным долгом входят выпуск и выплата долговой суммы. Необходимо организация выплаты по долговой сумме, что тоже входит в обязанности управления государственным долгом.

     Значительные размеры государственного долга оказывают существенное влияние на экономику страны. Процентные выплаты по государственному долгу требуют соответствующих бюджетных расходов и сокращены быть не могут. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении финансирования других статей расходов, в первую очередь социальных. Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного внешнего долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления, развитие международного сотрудничества и на многие другие элементы социально-экономической жизни общества. Этим объясняется существенная и многогранная роль государственного внешнего долга в развитии страны.

      Проблема обслуживания Россией своего внешнего долга является наиболее острой в последние годы с точки зрения как перспектив достижения роста национальной экономики РФ, так и поддержания страной своих позиций в мировой экономической системе, в том числе и в финансовой. Неисполнение, даже частичное, Россией своих обязательств по обслуживанию внешнего долга предопределит сохранение крайне низкого уровня кредитных рейтингов РФ, отдельных регионов и предприятий. При этом уровень прямых иностранных инвестиций в ближайшем будущем будет незначительным, а портфельные инвестиции будут отсутствовать вовсе. В данном контексте достижение договоренности о частичном списании и/или реструктуризации внешней задолженности РФ должно быть взаимоприемлемым, оставляющим определенные перспективы как для России - с точки зрения возможности обслуживания ею своего долга, причем не только в текущем году, но и в среднесрочной перспективе, так и для внешних кредиторов – с точки зрения перспектив возврата выданных кредитов.

      В условиях складывающейся, крайне благоприятной для России, конъюнктуры цен мирового рынка на энергоносители предприятия-экспортеры и федеральный бюджет получают дополнительные доходы. Однако, даже при предельно ограниченных государственных расходах, средств федерального бюджета будет недостаточно для осуществления внешних выплат в полном объеме. Данное утверждение соответствует варианту сохранения основных приоритетов налоговой политики. Увеличение налогообложения экспортных операций способно существенно улучшить состояние бюджета, и при этом физические объемы экспортных поставок не претерпят заметных изменений. Однако вызывает сомнение возможность радикальных изменений в налогообложении российских экспортеров, прежде всего в силу соответствующих лоббистских противодействий. Особо отметим необходимость проведения гибкой и оперативной налоговой политики в отношении экспортеров, поскольку в условиях быстро меняющейся внешней ценовой конъюнктуры инертная налоговая политика может оказывать обратный эффект (т.е. приводить к падению и экспорта, и налоговых поступлений).  
 
 
 
 
 

                                         
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемых источников

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 22.06.2009)
  2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 24 ноября 2008 года № 204-ФЗ (ред. от 29.06.2009)
  3. Воронин Ю.С. Управление государственным долгом/ Ю. С. Воронин// Экономист – 2006. – №1 – С.58-67.
  4. Головачев Д. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика/ Д. Головачев// — М.: ЧеРо – 1998. – 275 с.
  5. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие/ А.З. Дадашев, Д.Г. Черник// – М.: ИНФРА-М – 1997. – 248 с.
  6. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Ред. Колпакова Г.М. – 2-е изд., переработ. и доп.// – М.: Финансы и статистика –2003. – 496 с.
  7. Конищева. Т. Деньги в дефиците/ Т. Конищева// Российская бизнес-газета –2009. – №32 – С.18-22
  8. Кудрин А. Государственный долг России. Перемена декораций // Рынок ценных бумаг –2006. – №3 – С.22-30
  9. Кудрин А.А. Бюджет – 2010: выполнение социальных обязательств, поддержка экономики/ А.А. Кудрин// Финансы – 2009. – №12 – С. 3-8
  10. Матвеева, Т.Ю. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина// – М.: Дрофа – 2003. – 448 с.
  11. Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник/ А.С. Нешитой – 2-е изд., перераб. и доп// – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К” – 2006. – 572с.
  12. Попкова Н. А. Управление государственным долгом: проблемы и возможности/   Н. А. Попкова// Финансы – 2010.– №1 – С.49-51.
  13. Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность/ А. Селезнев// Экономист – 2004.– №3 – С.31- 40.
  14. Федулова Н. Россия – СНГ: время собирать камни/ Н. Федулова// Мировая экономика и международные отношения – 2006. – №1 – С.104-111
  15. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой// – М.: Финансы и статистика – 1995. – 348 с.
  16. Финансы и кредит: Учебник для вузов / Под ред.А.М. Ковалевой// – М.: Финансы и статистика – 2002. – 512с.
  17. Финансы/ под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной// – М.: Финансы и статистика – 2005. – 501с.
  18. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной// – М.: ЮНИТИ – 2002. – 527с.
  19. Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования/ А.А. Чумаченко// Рынок ценных бумаг – 2005. – №16 – С. 63-66.
  20. Шабалин А. Динамика государственного и корпоративного долга/ А.Шабалин// Экономист – 2006. – №4 – С.50-57
  21.   Шенаев В.Н. Проблема внешнего долга России/ В.Н. Шенаев// Бизнес и банки – 2005. –№26 – С.1-3.
  22. Экономика: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова// – М.: Экономистъ – 2005. – 896 с.
  23. Официальный сайт Государственного Комитета Статистики РФ: www. gks. ru.
  24. Официальный сайт Счетная палаты Российской Федерации //www.ach.gov.ru/ bulletins
  25. Официальный сайт Министерства Финансов РФ: www. minfin. ru.
 
 
 
 
 

                                                                        

Приложение 1.

      Общий объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд. руб. 

 
 
 
 
 
 

      
 
 
 
 

Приложение 2.

      Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 01 февраля 2010 года

Категория долга млн. долларов США млн. евро**
Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего  Союза  ССР, принятые Российской Федерацией ) 37 523,2 26 890,6
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации
984,3 705,4
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 819,2 1 303,7
Задолженность перед официальными 
кредиторами - бывшими странами СЭВ
1 289,2 923,9
Коммерческая  задолженность бывшего СССР*** 822,6 589,5
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 3 734,6 2 676,4
Задолженность по еврооблигационным займам 26 239,6 18 804,3
Задолженность по ОВГВЗ 1 775,3 1 272,3
Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте 858,4 615,2
 

*-- в соответствии  со статьей 6 Бюджетного кодекса  Российской Федерации внешним  долгом являются обязательства,  возникающие в иностранной валюте;

** Объем государственного внешнего долга Российской Федерации в евро исходя из соотношения доллар/евро по курсу Банка России на последний день месяца перед отчетной датой.

*** Неурегулированная  коммерческая задолженность бывшего  СССР. 
 
 
 
 

Информация о работе Государственный долг и проблемы управления им