Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 09:06, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, анализ его динамики и структуры, а также определение методов по его управлению.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
* раскрытие сущности государственного долга и составляющих его элементов;
* определение роли государственного долга в воспроизводственном процессе;
* анализ внешнего и внутреннего долга РФ;
* исследование путей управления государственным долгом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 5
1.1 Сущность и основные элементы государственного долга 5
1.2 Классификации государственного долга 8
1.3 Роль государственного долга в воспроизводственном процессе 12
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ДОЛГА В РФ 15
2.1 Анализ динамики и структуры внутреннего долга РФ 15
2.2 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ 20
3 УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 30
3.1 Понятие, цель, принципы и методы управления государственным
долгом 30
3.2 Перспективы погашения государственного долга 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список используемых источников 43
Приложение 1. Общий объем государственного внутреннего долга РФ 45
Приложение 2. Структура государственного внешнего долга РФ 46
Правительство РФ может
Предельный объем внешнего государственного долга, пределы внешних заимствований России на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Предельный размер
Нынешние российские долги западным странам включают в себя следующие категории:
В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
Размеры и структура государственного внутреннего долга даны в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.
Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта федерации или местным органом власти). Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня.
Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без участия финансовой помощи вышестоящих бюджетов и заемных средств в текущем году.
Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должно превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть применены следующие санкции:
В России действует единая
система учета и регистрации
государственного долга.
Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:
К основным различиям этих двух групп обязательств относится, во-первых, то, что первые из них имеют определенную программную форму, закладываются в бюджетные проектировки на ряд лет, а, во-вторых, связаны с необходимостью решения текущих оперативных бюджетных проблем.
Государственный долг также делится на основной и текущий долг.
Основной долг является общей суммой задолженности государства, которая не была выплачена в назначенный срок и не может быть выплачена за определенный период времени, который государства выделяет для погашения задолженности.
Текущий государственный долг – это долговое обязательство, которое наступает в момент срока платежа долговой суммы..[6]
По уровню управления
1.3
Роль государственного долга
в воспроизводственном
Долговые тенденции повлияли на уровень взаимосвязи производства, распределения и потребления ВВП и нарушили их хрупкое динамическое равновесие. В частности, это нарушение привело к противоречиям структур распределения первичных (реальных) доходов населения, которые во многом явились причиной инвестиционного коллапса экономики страны. Рост государственного долга привел к появлению ряда воспроизводственных ограничений, в частности, к ограничениям внутреннего спроса и предложения, экспортным ограничениям, ограничениям в сфере воспроизводства рабочей силы, в использовании накопления на расширенное воспроизводство.
Естественным следствием этих ограничений является функционирование экономики России всех лет реформирования в условиях суженного (и все более сужающегося) процесса воспроизводства. Сужение воспроизводственного процесса привело к появлению специального механизма, а именно механизма межотраслевого перераспределения финансовых ресурсов с использованием неплатежей. По мере ослабления инфляции и сближения темпов роста относительных цен возросла роль механизма неплатежей в распределении финансовых ресурсов между отраслями промышленности и в балансировании структурных диспропорций. Это проявляется в относительном увеличении доходов, распределяемых посредством прироста задолженности (кредиторской и банковской) предприятий по сравнению с доходами, перераспределяемыми в результате изменения отраслевых цен.
К долговой экономике Россия шла быстрыми шагами, совпадающими по темпам с просчетами в реформировании экономики: обвал цен, кризис неплатежей, инфляция, ликвидация оборотного капитала, спад производства, бюджетный дефицит, рост внешнего долга и в результате тупик общего дефолта. Влияние данных факторов привело к главному экономическому разлому – активному сужению воспроизводственного процесса, не соответствующему потребностям общества и экономики. В этой связи важен анализ роли государственного долга в воспроизводственном процессе.
Оценка государственного долга в плане его влияния на развитие экономики неоднозначна. Значительный государственный долг оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как его рост (или же рост расходов по его обслуживанию) ведет к сокращению инвестиций в производительный капитал (особенно при использовании государственных заимствований на нужды текущего потребления государства через государственные ценные бумаги). Значительные дефицита бюджета обусловливают нарастание государственного долга и расходов на его обслуживание, что обостряет расходные проблемы государственного бюджета.
Однако необходимо учитывать, что государственный долг (особенно его внутренняя составляющая) является задолженностью населения самому себе, а использование этой задолженности может обеспечить решение многих экономических проблем развития страны. Опыт многих стран показывает, что сам по себе дефицит бюджета и нормальный государственный долг не являются негативными факторами, так как позволяют решить на определенных этапах развития сложные экономические проблемы. Однако данное соображение не относится к настоящей ситуации в экономике России.
Формирование
долговой экономики происходит и
активизируется в результате разрушения
институциональной структуры
В
нормальных рыночных условиях дефицит
возникает, когда уровень инвестирования
в стране значительно превышает
уровень накопления. И в данном случае
оценка этого дефицита не является однозначной,
так как зависит от конкретных ситуаций
и целей, решаемых экономикой. Иногда дефицит
является причиной превышения нормы окупаемости
инвестиционной стоимости привлекаемого
иностранного капитала. Применительно
к российской экономике главной причиной
дефицита является превышение потребления
(особенно госрасходов) над реальными
доходами бюджета.
2
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ДИНАМИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РФ
2.1
Анализ динамики и структуры внутреннего
долга РФ
Бюджетный кодекс РФ определяет государственные внутренние заимствования как займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.
Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами данного государства, хотя определенная их часть может приобретаться и иностранными инвесторами. Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке.
Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций.
Облигация – наиболее распространенный вид ценных бумаг. Облигации – долговые обязательства государства, органов местного самоуправления и организаций, выпускаемые обычно большими партиями. Они являются свидетельством того, что выпустивший их орган является должником и обязуется выплачивать владельцу облигации в течение определенного времени проценты по ней, а по наступлении срока выплаты –
погасить свой долг перед владельцем облигации. По способу размещения государственные займы делятся на группы: свободно обращающиеся облигации, размещающиеся по подписке. Первые обычно свободно размещаются через систему коммерческих банков. Основными подписчиками облигаций по государственным займам выступают организации, специальные фонды, и страховые компании. Наиболее распространенными среди государственных облигаций являются следующие виды:
1)
государственные краткосрочные
бескупонные облигации (ГКО). Решение
о выпуске ГКО принимает
Информация о работе Государственный долг и проблемы управления им