Государственный долг и проблемы управления им

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, анализ его динамики и структуры, а также определение методов по его управлению.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
* раскрытие сущности государственного долга и составляющих его элементов;
* определение роли государственного долга в воспроизводственном процессе;
* анализ внешнего и внутреннего долга РФ;
* исследование путей управления государственным долгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 5
1.1 Сущность и основные элементы государственного долга 5
1.2 Классификации государственного долга 8
1.3 Роль государственного долга в воспроизводственном процессе 12
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ДОЛГА В РФ 15
2.1 Анализ динамики и структуры внутреннего долга РФ 15
2.2 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ 20
3 УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 30
3.1 Понятие, цель, принципы и методы управления государственным
долгом 30
3.2 Перспективы погашения государственного долга 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список используемых источников 43
Приложение 1. Общий объем государственного внутреннего долга РФ 45
Приложение 2. Структура государственного внешнего долга РФ 46

Работа содержит 1 файл

мой курсач.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

      По  состоянию на 1 января 2006 года объем задолженности перед странами – бывшими членами СЭВ составил 2,8 млрд. долл. и по сравнению с состоянием на 1 января 2000 года сократился более чем в 5 раз.

      Кроме осуществления денежных расчетов и  погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности. Такие схемы были реализованы с Чехией, Словакией и Венгрией на сумму погашения долга 3,3 млрд. долл. При этом расходы бюджета составили лишь 1,7 млрд. долл.[25]

      Таким образом, состояние задолженности  Российской Федерации перед официальными кредиторами – бывшими странами СЭВ на 1 февраля 2010 года составляет 1 289,2 млн. долл.

      Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает в себя обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность. Лондонский клуб – международное объединение частных коммерческих банков, сформирован в конце 70-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь это развивающиеся страны) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. Обязательства перед Лондонским клубом кредиторов погашены досрочно.

     Коммерческая  задолженность является наиболее сложной  с точки зрения урегулирования. До последнего времени остается коммерческая задолженность перед десятками тысяч иностранных фирм-экспортеров большинства развитых стран мира. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются следующие инструменты:

  • коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой платежа, краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении),
  • аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа);
  • инкассо.

     В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.[25]

     Коммерческая  задолженность образовалась в 1989-1991 годах в результате деятельности организаций государственного сектора, выступавших на международных рынках товаров и услуг по поручениям Правительства Российской Федерации, союзных министерств и ведомств, а также в результате операций различных организаций, получивших к тому времени право осуществления внешнеторговой деятельности.

     По  данным Министерства Финансов РФ, коммерческая задолженность бывшего СССР на 1 февраля 2010 года составляет 822,6 млн. долл.

     Внешняя задолженность Российской Федерации  в части международных финансовых организаций  включает в себя государственные  долговые обязательства перед следующими организациями:

  • Международный валютный фонд (МВФ);
  • Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
  • Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

      Данные  организации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.

      Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая международная  валютно-финансовая организация, учрежденная  с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами.

      На  протяжении истекшего десятилетия  кредиты МВФ выполняли двоякую  роль. Они выступали источником пополнения доходной части бюджета и служили  для внешних кредиторов гарантией  принятия российским правительством мер, согласованных с МВФ и направленных на стабилизацию платежного баланса. Улучшение состояния платежного баланса страны и накопление валютных резервов должны были создать условия для бескризисного обслуживания внешнего долга.

      31 января 2004 года Россия при помощи накопленной в стабилизационном фонде суммы полностью погасила долг МВФ в размере 3,3 млрд. долл. Досрочное погашение сэкономило 204 млн. долл. процентных платежей

      Первоначально Международный банк реконструкции  и развития (Всемирный Банк) ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.

      Кроме финансирования таких проектов, как  строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды  на реструктуризацию экономической  системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки. В распоряжении Банка имеется портфель займов общей суммой, превышающей 250 млрд. долл.

      Наряду  с Всемирным Банком группа MБРР  включает в себя Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.

      Задолженность по кредитам международных финансовых организаций по состоянию на 1 января 2006 года составила  8,9 млрд. долл., или 8,4% от общего объема государственного внешнего долга Российской Федерации.[25] А уже к февралю 2010 года сократилась до 3 734,6 млн. долл.

      Еврооблигации – это ценные бумаги, эмитированные  в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие  средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на 1 января 2006 года 32,8% (34,4 млрд. долл.). Как правило, еврооблигации – это среднесрочные или долгосрочные ценные бумаги.

      Рынок еврооблигаций в основном внебиржевой. Сделки заключаются с помощью  телефона и телефакса. Одной из внебиржевых  торгово-информационных систем является ТRАХ, основанная в 1989 году ISMA (Ассоциация участников международных рынков ценных бумаг). При этом существуют единые стандарты телексов, служащих в качестве договоров купли-продажи. Торговая система ТRАХ подключена в режиме реального времени к депозитарно-клиринговым системам, и подтверждения сделок, заключенных посредством ТRАХ, автоматически становятся основанием для депозитарных переводов.

      Депозитарно-клиринговые  операции производятся специальными европейскими организациями "Евроклир" (Euroclear) и "Клиарстрим" (Clearstream), ставшей преемником системы "Ceдeл" (CEDEL), взявшими на себя расчетно-клиринговые, коммуникационные и другие функции.

      По  условиям выпуска иногда требуется  регистрация ценных бумаг на Люксембургской, Лондонской или Франкфуртской биржах.[25]

      Задолженность Российской Федерации по еврооблигационным займам на 1 февраля 2010 года составляет 26 239,6 млн. долл.

     Облигации внутреннего государственного валютного  займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего Советского Союза по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций – одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка – 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения – 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Дата выпуска займа – 14 мая 1993 года. Дата дополнительного выпуска – 14 мая 1996 года. Общий объем эмиссии ОВГВЗ составляет 12 935 млн. долл.[25]

     На  настоящее время задолженность  по ОВГВЗ составляет 1 775,3 млн. долл.

     Начиная с 1998 года, в структуру государственного внешнего долга включаются кредиты, полученные от Центрального банка Российской Федерации.

      По  официальным данным Министерства Финансов РФ на 31 декабря 1997 г. внешний долг России составлял 123,5. млрд. долл., из которых 91,4 млрд. долл. – составляли долги, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998 году вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля внешний долг вырос до 129 млрд. долл. (рост задолженности был связан, в первую очередь, с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу). Во второй половине 1998 г. произошла конвертация части внутреннего долга во внешний – объем задолженности на конец 1998 года составил уже – 156,6 млрд. долл., а в 1999 году достиг своего исторического пика – 167 млрд. долл. (более 90% ВНП в долларовом исчислении). В 1997-98 годах затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.

      В 2000 г. Российской Федерации удалось договориться с Лондонским клубом о списании 1/3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, которую нам не удалось осуществить с Парижским клубом.  Оставшиеся 2/3 задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и поэтому задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике. Таким образом, задолженность странам Парижского клуба стала почти единственным субъектом долгов Советского Союза. С 2000 года благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований происходит постепенное (до 10 млрд. долл. в год) сокращение внешнего долга России. Если в 2000 г. он составил 148,4 млрд. долл., то к 2003 году сократился до 122,1 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2006 г. снизился до 104,9 млрд. долл.[3]

      В последние годы так же наблюдается постепенное снижение государственного внешнего долга Российской Федерации. За 2009 год государственный внешний долг РФ уменьшился на 7% — до 37,6 млрд. долл. с 40,5 млрд. долл. За январь 2010 года он уменьшился на 117,8 млн. долл. или 0,3%, – с 37,641 млрд. долл. на 1 января 2010 года до 37,523 млрд. долл. на 1 февраля 2010 года.

      Структура современного состояния внешнего государственного долга Российской Федерации представлена в таблице (см. Приложение 2).

      Итак, динамика государственного внешнего долга  РФ свидетельствует о его существенном сокращении за последнее время. Идёт снижение общего объема долга, снижается  долговая нагрузка на экономику. Это  имеет положительную тенденцию и можно сделать вывод, что из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет  сохраняться и в дальнейшем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ   

      3.1 Понятие, цель, принципы и методы управления государственным долгом 

      Существование государственного долга автоматически  подразумевает обязанность государства  по его управлению. Под управлением  государственным долгом понимают совокупность действий государства в лице его  уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

      Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком  и узком смыслах.

      Управление  государственным долгом в широком  смысле предполагает:

    • формирование политики в отношении государственного долга;
    • определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;
    • установление основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
    • выделение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

      Определение политики в отношении государственного долга и его верхний предел устанавливают законодательные  органы власти, а оперативное управление им осуществляет исполнительная власть.

      Управление  государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг.

      Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры  совокупного государственного долга при его неизменной величине. В ее рамках объектами регулирования являются:

    • структура сроков обращения различных долговых обязательств;
    • структура кредиторов (посредством выпуска нерыночных займом, предназначенных для определенных групп кредиторов).

      Цель управления государственным долгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

      В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы:

Информация о работе Государственный долг и проблемы управления им