Государственный долг и проблемы управления им

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследование сущности государственного долга, анализ его динамики и структуры, а также определение методов по его управлению.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
* раскрытие сущности государственного долга и составляющих его элементов;
* определение роли государственного долга в воспроизводственном процессе;
* анализ внешнего и внутреннего долга РФ;
* исследование путей управления государственным долгом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 5
1.1 Сущность и основные элементы государственного долга 5
1.2 Классификации государственного долга 8
1.3 Роль государственного долга в воспроизводственном процессе 12
2 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ДОЛГА В РФ 15
2.1 Анализ динамики и структуры внутреннего долга РФ 15
2.2 Анализ динамики и структуры внешнего долга РФ 20
3 УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 30
3.1 Понятие, цель, принципы и методы управления государственным
долгом 30
3.2 Перспективы погашения государственного долга 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список используемых источников 43
Приложение 1. Общий объем государственного внутреннего долга РФ 45
Приложение 2. Структура государственного внешнего долга РФ 46

Работа содержит 1 файл

мой курсач.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

      2) облигации Государственного сберегательного  займа РФ. Эмитентом этого вида  облигаций является Министерство  финансов РФ. Облигации выпускаются сроком на один год на предъявителя. Каждая облигация имеет 4 купона по З месяца. Процентный доход по купону определяется Министерством финансов РФ. Продажа облигаций осуществляется коммерческими банками по рыночным ценам;

      3) в целях привлечения заемных  средств государство может эмитировать  облигации лотерейного типа. Доход  по лотерейным облигациям выплачивается в форме выигрышей по отдельным облигациям при проведении тиража выигрышей. Облигационные займы в виде лотерейного типа. Выпускаются как государственными федеральными органами, так и органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления;

      4) для привлечения денежных средств,  государство может выпускать  казначейские обязательства Российской  Федерации (Ко). В отличие от облигации они подлежат реализации только среди населения. Ко - процентная государственная ценная бумага, ставка дохода устанавливается Правительством РФ. Наряду с государственными займами государство привлекает в форме кредита часть вкладов населения в Сберегательном банке на основе договора.

     Формирование  современной структуры государственного долга началось во второй половине XX века. Широко распространено мнение, будто основным долговым бременем для России является долговое наследие СССР. России действительно достался крупный внешний долг СССР. Однако и суверенный велик.

     Внутренний  государственный долг СССР с 1970 г. по 1990 г. возрос в 13,1 раза. В конце 1988 г. при обсуждении проекта бюджета на 1989 г. речь шла об изыскании средств для покрытия его дефицита в размере около 100 млрд. руб. По итогам 1989 г. дефицит государственного бюджета достиг 120 млрд. руб. В бюджете на 1990 г. его намечалось сократить до 60 млрд. руб., а в 1991 г. – до 27 млрд. руб. Был впервые обнародован объем государственного внутреннего долга СССР, составивший на конец 1989 г. около 400 млрд. руб. [13].

     Для мирного времени рост внутреннего долга был исключительно динамичным. Тенденция их роста постоянно проявлялась как тенденция увеличения «платы» за неэффективное хозяйствование. Она неизбежно усилилась вследствие ухудшения социально-экономического положения после распада СССР, тем более что встал вопрос распределения внешнего долга СССР.

     Что же касается внутреннего долга России, то его основное увеличение произошло  в период 1993-98гг., когда бурно рос  рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом начиная с 2003 г. Внутренний долг за период с 2000 по 2006 год увеличился на 62,3% или на 321,3 млрд.. руб. и к 2005 году достиг почти 27% в общей структуре долга, что соответствует планам правительства в долгосрочной перспективе.[25]

     На 3 апреля 2006 года объем внутреннего долга, выраженного в государственных бумагах, составил 880 572,443 млн. руб., тогда как по состоянию на 1 января 2005 года он составлял 756 820,0 млн. рублей. Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга за этот период составило 14,5 % или 123 752,443 млн . руб. [25]

     В целом за 2007-2009 годы объем государственного долга увеличится на 145,1 млрд. рублей. Внешний государственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. В результате чего началось быстрое увеличение внутреннего государственного долга. В 2006-2008 гг. в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России политика замещения внешнего долга внутренним продолжится. Если на начало 2004 г. внутренний долг - составлял 19,4% внешнего, то на конец 2008 г. эта величина возрастет до 92,3%.

     Федеральным Законом о федеральном бюджете  был установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации  на 1 января 2008 года по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 1 363 256 345,5 тыс. рублей. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать объемы выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и осуществлять их размещение в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

     Министерство  Финансов Российской Федерации ежемесячно предоставляет отчет о состоянии  внутреннего долга в виде бюллетеней. На 24 марта 2008 года государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в ценных бумаг составляет 1 292 352,404 млн. рублей. И только за январь – март 2008 года было уже привлечено 44 542,246 млн. рублей. [25]

     В последние годы внутренний долг продолжает расти. Так, уже на начало 2009 года он составил почти 1500 млрд. рублей, а к началу 2010 года возрос до 2094,73 млрд. руб. [25]

       Динамику изменения внутреннего долга РФ можно представить в виде диаграммы (см. приложение 1).

     Нарастание  внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны.

     Рост  государственного внутреннего долга  влечет за собой реальные негативные экономические последствия.

     Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

     Во-вторых, повышение ставок налогов как  средство выплаты государственного внутреннего долга или его  уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.  
 

     2.2 Анализ динамики и структуры  внешнего долга РФ                                     

      Причинами образования внешнего долга России послужили как ее займы после 1991 года, так и задолженность СССР, взятая на себя правительством России.

      В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению  внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года 57 млрд. долл.  достиг в начале 1993 года 96,6 млрд. долл. и сравнялся со всем годовым ВНП страны. К концу 1993 года обязательства России составили уже более 110 млрд. долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 15 млрд. долл. (в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций). Причинами стремительного роста задолженности стали: дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли в совокупности с сокращением экспорта. Несмотря на это, в 1993 году соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65%. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия:

    • на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с экспортом;
    • на основе их сопоставления с ВВП.

      В действительности, именно от экспорта зависит поступление валюты в  страну, а значит и возможности  по обслуживанию кредитов, номинированных в иностранной валюте. Границей опасности  считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности – в 3 раза. Также границей опасности считается отношение процентных платежей к экспорту 15 - 20%, границей повышенной опасности: 25-30%.

     Отношение размера государственного долга к валовому внутреннему продукту (ВВП) – основной показатель финансовой устойчивости государства. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация «долгового навеса». Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики Российской Федерации с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г. За последние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2002 г. объем внешних заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2005 г. - 14,19% , а к 2008 г. снизился до 7,12% . [3] Таким образом отношение государственного внешнего долга к ВВП постепенно уменьшается.

     Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего  СССР, принятые Российской Федерацией) складывается из:

      • задолженности странам - участницам Парижского клуба;
      • задолженности странам, не вошедшим в Парижский клуб;
      • задолженности бывшим странам СЭВ;
    • задолженности по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм;
      • задолженности перед международными финансовыми

        Организациями;

      • еврооблигационных займов;
    • ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа)
      • кредитов Центрального Банка России.
 
 

        В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют обязательства перед странами-членами Парижского клуба кредиторов. К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями.

      Парижский клуб – не институциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам; Россия – член Парижского клуба с 1997 года.

      Долг  СССР Парижскому Клубу кредиторов на конец 1991 года составлял 37,6 млрд. долл. После ряда соглашений в апреле 1996 года правительство РФ подписало Меморандум (многосторонний меморандум от 29 апреля 1996 г.) об условиях всеобъемлющей реструктуризации1 внешнего долга СССР со странами – членами Парижского клуба кредиторов. Россия стала должна Клубу 38 млрд. долл. Правительство России взяло на себя обязательства обслуживать долг по процентной ставке 7% годовых, что составляло около 2,7 млрд. долларов ежегодных выплат Парижскому клубу.

      В марте 2005 года первый раунд переговоров  о заключении соглашения  о досрочном  возвращении долга завершился безрезультатно, но в мае оно было подписано, хотя никаких скидок за досрочное погашение страна не получила.

      Россия 14 августа 2006 года подписала соглашение с Германией о досрочном погашении внешнего долга РФ и бывшего СССР. Тем самым с возвращения задолженности Германии как крупнейшему кредитору России начнется процесс досрочного погашения реструктурированного в рамках Парижского клуба внешнего долга России, договоренность о чем была достигнута в Париже 16 июня 2006 года и оформлена многосторонним протоколом о досрочном погашении задолженности. Оставшаяся часть долга РФ перед Парижским клубом составляла 21,3. млрд. долл. Общая экономия от долгосрочного погашения долга составляет 7,7 млрд. долл., наиболее существенная экономия будет наблюдаться в первые 6-7 лет.

     По  состоянию на 1 февраля 2010 года задолженность перед странами кредиторами – членами Парижского клуба (не являвшаяся предметом  реструктуризации)  составляет 984,3 млн. долл., или 2,63 % от общей суммы внешнего долга Российской Федерации.

     По  состоянию на 1 января 2006 года задолженность  перед странами кредиторами - не членами  Парижского клуба кредиторов составило 2,9 млрд. долларов США, или 3,0% от общей суммы внешнего долга Российской Федерации. В последние годы заключены двусторонние межправительственные соглашения с 7 странами – не членами Парижского клуба: Кореей, Оманом, Таиландом, Турцией, Уругваем, Египтом, Мальтой. На сегодняшний день долг Российской Федерации перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба постепенно уменьшается и на начало 2010 года составляет 1819,2 млн. долл.

Информация о работе Государственный долг и проблемы управления им