Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:00, реферат
Государственный бюджет – совокупный денежный фонд государства, представляющий по форме показатели образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Бюджетная классификация обеспечивает
тесную связь бюджета с планами,
прогнозами и программами экономического
и социального развития государства,
с финансовыми планами
До 1996г. бюджетная классификация
содержала следующие
Однако применяемая долгое время
классификация перестала
Поэтому с 1996г. она заменена на новую, соответствующую международным стандартам. Поступления в бюджет классифицируются по четырем подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории включают: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги – заработная плата рабочих и служащих – основная заработная плата и служащих.
Бюджетная классификация позволяет всесторонне четко и адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.
13.3.Бюджетный дефицит
Бюджетный дефицит – это финансовое явление, при котором наблюдается превышение расходной части бюджета над его доходной частью.
Лучший вариант: если расходы равны доходам - это сбалансированный бюджет.
Расходы меньше доходов – положительная разница -профицит.
Расходы больше доходов – отрицательная разница - дефицит.
Качество самого дефицита может быть различным:
3. Дефицит может отражать
Отсюда ясно, что в условиях динамично
развивающейся экономики с
Существуют следующие методы снижения бюджетного дефицита:
Финансирование дефицита – изыскание дополнительных денежных средств для покрытия бюджетного дефицита.
Пути финансирования бюджетного дефицита:
Увеличение ставок налогов не является методом финансирования бюджетного дефицита, а способом его сокращения.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо руководствоваться следующим:
Перечисленные принципы должны обязательно реализоваться при разработке конкретной программы мер по снижению бюджетного дефицита и управлению им, в которую следует включить и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой, - способствовали сокращению государственных расходов.
Сюда относятся:
Привлечение иностранного капитала решает сразу несколько задач, причем не только фискального, но и экономического характера; сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений (значит уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новые налогоплательщики (следовательно, увеличиваются доходные поступления в бюджет), улучшается состояние платежного баланса.
Согласно прогнозу социально-экономического развития и бюджетных параметров РК на 2009-2013 годы Министерства Финансов Республики Казахстан, параметры дефицита государственного бюджета определены с учетом необходимости обеспечения сбалансированности бюджетов исходя из прогнозных объемов ненефтяного дефицита (рисунок 6).
Рисунок 6- Динамика дефицита государственного бюджета
и ненефтяного дефицита
Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами позволяет стабилизировать финансовое положение, способствует ее возвращению на путь социально-экономического развития и процветания.
13.4. Бюджетный процесс
Бюджетный процесс (бюджетная процедура) – это регламентированная деятельность органов власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению, контролю за исполнением и утверждению отчетов об исполнении бюджетов. Бюджетный процесс в Республике Казахстан определяется Бюджетным кодексом Республики Казахстан, Законом о республиканском бюджете на 3-х летний период, иными законами Республики Казахстан, а также решениями органов исполнительной власти.
Составление,
исполнение бюджетов, составление отчетов
об исполнении бюджетов являются функциями
органов исполнительной власти, рассмотрение
утверждение – функции
Разработка бюджета состоит из следующих этапов:
2. Предоставление администраторами бюджетных программ (АБП) в Министерство финансов бюджетных заявок и проектов стратегических планов до 15 мая. А акимы областей и городов Астаны и Алматы определяют перечень и лимиты местных бюджетных программ на основе согласованных с Министерством финансов объемов поступлений, лимитов заимствования и минимальных сумм расходов по особо важным местным бюджетным программам.
объемы доходов, полученных официальных трансфертов, погашения основного долга по ранее выданным кредитам, расходов, кредитования и дефицита (профицита) бюджета;
минимальные размеры месячной заработной платы, пенсии и месячного расчетного показателя;
размер резервов Правительства Республики Казахстан;
лимиты государственного долга, долга местных исполнительных органов, представления государственных гарантий, кредитования местных исполнительных органов;
перечень предельных расходов по функциональным
группам, администраторам
перечень республиканских
особо важные бюджетные программы, финансируемые из местных бюджетов, в разрезе областей и городов Астаны и Алматы с определением минимальной суммы расходов.
Республиканский бюджет утверждается на уровне республиканских бюджетных программ на совместном заседании палат Парламента не менее чем в двух чтениях и не позднее 1 декабря текущего года. В случае, если Парламент в этот срок не примет Закон о республиканском бюджете, Президент вправе издать Указ «О республиканском финансовом плане на I квартал предстоящего финансового года», который действует до утверждения Парламентом республиканского бюджета.
Местные бюджеты разрабатывают местные исполнительные органы областей и городов Астаны и Алматы: они в срок до 1 сентября на основе согласованных с Министерством финансов объемов поступлений и доведенных им лимитов заимствования разрабатывают проекты местных бюджетов и представляют прогнозы бюджетов Министерству финансов.
Акимы
областей и городов Астаны и Алматы
не позднее двухнедельного срока
после вступления в силу закона о
республиканском бюджете
Акимы районов (городов) в двухнедельный срок после утверждения областного бюджета вносят проект бюджетов на рассмотрение соответствующих маслихатов, которые не позднее двухнедельного срока принимает решение об утверждении бюджета.
Решение маслихата об местном бюджете должно содержать:
объемы доходов, полученных официальных трансфертов, погашения основного долга по ранее выданным из местного бюджета кредитам, расходов, кредитования и дефицита (профициты) бюджета;
нормативы распределения доходов между областным бюджетом и бюджетами районов (городов) на основе утвержденных стабильных величин;
размеры резервов и лимит долга местных исполнительных органов;
размеры местного государственного фонда охраны окружающей среды;
предельные расходы по функциональным группам, администраторам местных бюджетных программ и по программам;