Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:00, реферат
Государственный бюджет – совокупный денежный фонд государства, представляющий по форме показатели образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
3) Соблюдения всеми участниками бюджетного процесса требований бюджетного законодательства.
Введение с 1 июля 2006 года новой
системы функционирования Национального
фонда, в соответствии с Концепцией
Национального фонда, обеспечит
оптимальный баланс распределения
нефтяных поступлений между
Основными источниками формирования Национального фонда являются:
- прямые налоги от нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты), к которым относятся корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль, НДПИ, бонусы, доля по разделу продукции, рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат. Прочие виды налогов, уплачиваемые нефтяным сектором в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты. При этом к предприятиям нефтяного сектора относятся все юридические лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией сырой нефти и газового конденсата;
- поступления от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;
- поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения;
- инвестиционные доходы от управления Национальным фондом;
- иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
Правительственное заимствование
Ненефтяные
поступления
Нефтяные
поступления
В случае планирования ненефтяного профицита по текущим бюджетным программам
Среднегодовой дефицит за 5 лет
(не более 1 % от ВВП)
Гарантированный трансферт
Текущие бюджетные программы
Программы развития
Национальный
фонд
Расходы республиканского бюджета
Активы Национального фонда на начало года
Рисунок 4 – Метод сбалансирования бюджета
Расходы республиканского бюджета на текущие бюджетные программы финансируются за счет отчислений в республиканский бюджет от ненефтяной части экономики, а финансирование расходов на бюджетные программы развития осуществляется за счет гарантированного трансферта из Национального фонда. При этом определенная доля расходной части бюджета может покрываться, в том числе за счет заимствования в рамках установленных ограничений.
Использование нефтяных поступлений в пределах гарантированного трансферта позволяет проводить взвешенную фискальную политику, так как виден «чистый» бюджетный эффект от либерализации налогового режима, который, как правило, искажен за счет сверхдоходов, поступающих от предприятий нефтяного сектора.
Размер гарантированного трансферта
из Национального фонда
В соответствии с Концепцией Национального фонда Правительство Республики Казахстан будет исходить из необходимости оптимального использования нефтяных доходов с учетом соблюдения оптимальных пропорций между потреблением и накоплением, создания благоприятных макроэкономических условий для развития несырьевого сектора экономики, сбережения значительной части нефтяных доходов и недопущения истощения Национального фонда, совершенствования механизма формирования и использования средств фонда.
В 2007–2009 гг. продолжена работа по совершенствованию бюджетного планирования в целях создания системы, ориентированной на достижение конечных результатов, предусматривающая предоставление большей самостоятельности государственным органам при формировании и использовании бюджетных средств, внедрение целевых индикаторов и создание новой системы отчетности, внутреннего и внешнего контроля.
Меры по совершенствованию планирования и исполнения бюджета основываются на следующих принципах:
- гармонизации со стратегическими, среднесрочными целями, задачами социально-экономического развития республики и устойчивого роста конкурентоспособности экономики;
- достижения конечных результатов и целевых индикаторов, соответствующих индикаторам стратегических, среднесрочных задач социально-экономического развития республики и устойчивого роста конкурентоспособности экономики;
- корпоративного управления;
- предоставления большей самостоятельности администраторам бюджетных программ и усиления их ответственности за достижение конечных результатов реализуемых программ;
- достижения объективности формирования текущих и капитальных расходов государственных органов и организаций;
- интеграции процедур по разработке и исполнению бюджета;
- исключения дублирующих действий в процедурах исполнения бюджета внутри государственного органа и между государственными органами;
- повышения производительности труда на этапах планирования и исполнения бюджета с оптимальным использованием информационных систем.
Государственный бюджет является одним
из главных инструментов реализации
государственной политики. Любая
бюджетная система
Во всем мире бюджет служит не только для аккумулирования средств, необходимых для финансирования государственных органов, но и для частичного перераспределения доходов между регионами для поддержания стабильности в государстве иными словами данный процесс называется бюджетное регулирование.
Бюджетное регулирование – система перераспределения денежных средств, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему, и наоборот, в целях сбалансированности. К механизму регулирования относятся: субсидии; субвенции; регулирующие доходные источники.
Регулирующие доходные источники делятся на закрепленные и регулирующие.
Закрепленные доходы – это бюджетные средства, которые полностью или частично передаются в определенный вид бюджета.
Регулирующие доходы – средства, которые направляются для подкрепления нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию.
Перечень закрепленных и регулирующих
доходов фиксируется
Бюджетная система считается
Достижение вертикальной сбалансированности – I этап общей сбалансированности, а достижение горизонтальной сбалансированности – II этап выравнивания, которое осуществляется с помощью бюджетных трансфертов.
Трансферт – бюджетные отчисления (помощь), которую получают регионы, где доход на одного человека ниже среднего по стране.
В межбюджетных отношениях имеются проблемы несогласованности финансовых полномочий бюджетов разных уровней и обеспечения их полномочий и доходов; слабая налоговая база территориальных бюджетов; неопределенность в перераспределительной политике.
Неналоговые доходы, поступления от которых находятся в местных органах власти: сдача в аренду и продажа земли; сдача в аренду лесных массивов; прочие поступления.
На налоговые и неналоговые доходы приходится примерно 85-70% в местных бюджетах.
13.2. Состав доходов и
расходов государственного
Функционирование бюджета, связанное
с формированием и
Состав
и структура доходов и расходов
зависит от направлений осуществления
бюджетной и налоговой политик
государства, осуществляемых в конкретных
социально-экономических и
Как
правило, источником доходов являются
налоги или платежи адекватные им.
Состав и структура доходов
Состав государственного бюджета:
Поступления включают:
а) доходы;
б) полученные официальные трансферты;
в) погашения основного долга по ранее выданным кредитам.
В свою очередь доходы подразделяются на:
Доходы государственного бюджета на 2009 – 2013 годы определены на базе прогнозных параметров макроэкономических показателей на среднесрочный период с учетом положений нового Налогового кодекса, предусматривающего снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики. В расчетах доходов учитывалось повышение заработной платы работникам госуправления и госучреждений в 2009 году и в 2010 году на 25 %, в 2011 году на 30 % и снижение поступлений социального налога в результате увеличения отчислений в Государственный фонд социального страхования с 3 % до 4 % в 2009 году и до 5 % в 2010 году и увеличения минимальной заработной платы в 2009 – 2013 годах.
Таблица 3 Доходы государственного бюджета в % к ВВП | |||||
Наименование показателей |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Доходы |
16,7 |
16,2 |
16,1 |
16,0 |
15,8 |
налоговые поступления |
16,1 |
15,6 |
15,6 |
15,5 |
15,3 |
неналоговые поступления |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
поступления от продажи основного капитала |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
Эти три основных категории бюджетных
поступлений дополняются
Категория «погашения основного долга по ранее выданным кредитам» представляет собой поступления денежных средств со стороны государственных хозяйствующих субъектов по бюджетным кредитам (предоставленным на возвратной основе – кредитовании в предыдущие периоды (годы).
Во второй части «расходы и кредитование», кроме расходов по основным функциональным группам (управление, оборона, охрана правопорядка, образование, здравоохранение, социальная защита, экономика), выделяется средства, предназначенные для кредитования других экономических единиц – подлежащие в последующем возврату в бюджет в виде погашений (см. выше).
Рисунок 5 - Доходы (без учета поступлений транфертов) и расходы государственного бюджета в 2008 – 2013 годах
Прогноз расходов государственного бюджета демонстрирует умеренные темпы роста по сравнению с докризисным периодом, на уровне, не превышающем темпы роста ВВП, что не означает отказа от социальных обязательств государства.
Функциональная группа расходов «Финансирование» отражает расходы по погашению внутреннего и внешнего государственного долга. Расходы по обслуживанию государственного долга проводятся в отдельном подразделении классификации – «расходы, не отнесенные к основным группам» по функции «операции с государственными обязательствами».
Третья часть – дефицит бюджета – представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами, включая кредитование; положительная разница между этими величинами означает профицит бюджета.
Четвертая часть (и одновременно категория) «финансирование дефицита (использование профицита) бюджета имеет двойное назначение:
Подробный перечень и группировку доходов и расходов определяется бюджетной классификацией. Бюджетная классификация – это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.