Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 23:16, курсовая работа
Целью настоящей работы является раскрыть сущность государственного бюджета, анализ его исполнения, а так же определение проблем и перспектив государственного бюджета.
Задачами данной курсовой являются:
а) изучение государственного бюджета, как основной инструмент осуществления экономических, социальных и политических задач государства;
б) определить основные направления исполнения бюджета государства, рассмотреть его расходную и доходную части;
в) раскрыть проблемы нецелевого использования государственного бюджета и определить перспективы его организации на 2010-2012 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 5
1.1. Сущность государственного бюджета и его функции 5
1.2. Государственный бюджет Республики Казахстан 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ЗА 2009 ГОД 17
2.1 Основные направления исполнения бюджета государства 17
2.2 Поступления и расходы государственного бюджета 23
2.3 Общее состояние экономики страны на сегодняшний день 34
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 36
3.1 Проблемы нецелевого использования средств государственного бюджета 36
3.2 Перспективы Государственного бюджета на 2010-2012 г.г. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Надо
сказать, что закон о государственных
закупках уже сейчас дает преимущества
отечественным
Опробованная
в 2009 году и повсеместно введенная
в действие с 1 января 2010 года система
электронных торгов способом запроса
ценовых предложений уже
Наличие в государстве значительных Международных резервов, включая активы Национального фонда, способствовало реализации антикризисных мер в стране и обеспечению стабилизации положения в экономике и банковском секторе государства. При этом, несмотря на сложную экономическую ситуацию поступления в Национальный фонд от предприятий нефтяного сектора превысили размер, привлеченных в республиканский бюджет в 2009 году трансфертов из Национального фонда на 24,8%. Кроме того, в результате эффективного управления средствами Национального фонда в 2009 году сложилось превышение доходов над расходами по сравнению с дефицитом в 2008 году. Основной причиной превышения доходов над расходами в 2009 году стала прибыль, полученная от операций с торговыми ценными бумагами и иностранной валютой, в то время как в 2008 году по данным операциям были понесены убытки.
Реализация государственной политики в области транспорта осуществлялась в рамках Транспортной стратегии Республики Казахстан и была направлена на построение в Казахстане эффективной конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, интеграцию ее с мировой транспортной инфраструктурой и на максимальную реализацию транзитного потенциала страны.
С этой целью ведены в эксплуатацию реконструированные участки автомобильных дорог "Атырау - Бейнеу" (426 км), Щучинск - Кокшетау" (16 км), "Омск – Павлодар - Майкапчагай" (78 км).
Начато строительство железнодорожной линии "Коргас-Жетыген", которая позволит открыть второй пограничный пункт перехода с Китаем и существенно разгрузит станцию "Достык". В целях обеспечения прямого соединения со странами Персидского залива начато строительство второй железнодорожной линии "Узень-граница с Туркменистаном", которая будет являться частью международного коридора "Север-Юг".
Введен
в эксплуатацию новый аэровокзал
в аэропорту города Актау. Выполнялись
работы по реконструкции взлетно-
Из 45 прорывных проектов базового перечня Программы "30 корпоративных лидеров Казахстана" в 2009 году введено в эксплуатацию 6 проектов.
Построена вторая линия электропередачи 500 кВ транзита "Север-Юг Казахстана", которая обеспечит покрытие дефицита электроэнергии южных областей Казахстана, локомотивосборочный завод в г.Астане.
С
участием главы государства была
открыта скоростная автострада "Астана-Щучинск"
с шестиполосным движением
Построены крупно-товарная молочная ферма в Северо-Казахстанской области и крупная птицефабрика в Акмолинской области.
Для
развития зерновой отрасли Республики
Казахстан и продвижения
Общий объем инвестиций, вложенных в данные проекты, составил более 1,5 млрд. долл. США.
На реализацию задач, предусмотренных в республиканском бюджете на 2009 год, несмотря на оптимизацию расходов было затрачено 3 311,3 млрд.тенге, или пятая часть ВВП (20,8%).
Но
несмотря на то, что показатели освоения
средств всеми администраторами
республиканских бюджетных
Поскольку
предстоит продолжительная
Это
– Агентство по делам строительства
и жилищно-коммунального
Министерство образования и науки – с остатком недоиспользованных средств в объеме 11,0 млрд.тенге по строительству, реконструкции и сейсмоусилению объектов образования, из которых 6,4 млрд.тенге целевых трансфертов регионам (вследствие непредставления акиматами областей подтверждающих документов и отставания от графика производства строительных работ),
Министерство
транспорта и коммуникаций недоосвоившее
9,5 млрд.тенге, предназначенных на развитие
автомобильных дорог и в
Министерству финансов тоже в этом числе по причине наличия нераспределенного решениями остатка средств резерва Правительства, составляющего почти 70% общей суммы его недоосвоения.
По итогам года сложился дефицит республиканского бюджета в сумме 510,9 млрд.тенге, который составил 3,2% к ВВП, или ниже показателя, установленного Законом о республиканском бюджете на 2009 год.
На финансирование дефицита бюджета привлечено внутренних и внешних государственных займов в объеме 809,4 млрд.тенге. Погашение долга по государственным эмиссионным ценным бумагам, размещенным на внутреннем рынке, и по внешним договорам займа составило 249,0 млрд.тенге. Неиспользованный по состоянию на 1 января 2010 года остаток бюджетных средств составил 56,0 млрд.тенге.
Что касается дебиторской задолженности по средствам республиканского бюджета, то она имеет тенденцию к росту. На 1 января 2010 года она составила 71,9 млрд.тенге, из которых значительный объем задолженности приходится на авансовые платежи, или предоплату, в том числе по переходящим контрактам, проходящим своевременную регистрацию, что также связано с введением трехлетнего бюджета.
В настоящее время в соответствии с нормами бюджетного кодекса готовится нормативная база по переходу с 2013 года системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности государственных учреждений на метод начислений, который обеспечивается признанием результатов операций по факту их совершения независимо от времени оплаты.
Это
стимулирует еще лучше
В текущем году в соответствии с нормами Бюджетного кодекса также ужесточили контроль над прохождением платежей, что, соответственно, обеспечит снижение дебиторской задолженности.
Кредиторская
задолженность по бюджетным средствам,
напротив, динамично снижается. Ее объем
по состоянию на 1 января 2010 года составил
0,7 млрд.тенге, в основном, по коммунальным
услугам, услугам связи согласно актам
сверок, по командировочным расходам;
в результате позднего представления
поставщиками счетов-фактур. Есть и "человеческий
фактор", например, возврат платежей
из-за неверно указанных реквизитов. Кредиторская
задолженность с истекшим сроком исковой
давности составила 0,1 млрд.тенге. Причина
ее образования в основном это – банкротство
поставщиков, по оплате жилищ закрытых
и обособленных военных городков. Но, работа
в этом направлении также ведется.
2.3
Общее состояние экономики
страны на сегодняшний
день
В октябре 1997 года, когда Президент в своем послании к народу страны "Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев" изложил Стратегию развития Республики Казахстан до 2030 года, казалось, что это очень длинный путь по трансформации страны в одну из самых безопасных, стабильных, экологически устойчивых стран мира с динамично развивающейся экономикой. На сегодняшний день треть этого пути пройдена.
В государстве обеспечена национальная безопасность и внутриполитическая стабильность. Экономика страны гармонично развивается. Привлекая иностранных инвесторов, мы создали сильную рыночную экономику, стабилизировалась макроэкономика. Несмотря на влияние экономического кризиса, в республике сохранена экономическая стабильность. Из года в год растут расходы на здоровье, образование и благополучие граждан. Развивается инфраструктура транспорта и связи. Расширяется жилищное строительство.
Многое
уже сделано, но и многое еще предстоит
сделать. Благодаря анализу исполнения
республиканского бюджета за 2009 год можно
получить дополнительный опыт, который
поможет в реализации предстоящих задач.3
ГЛАВА
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
3.1
Проблемы нецелевого
использования средств
государственного бюджета
Очевидно, без борьбы с нецелевым использованием средств государственного бюджета не имеет смысла говорить и об оптимизации расходов. Нецелевое использование бюджетных средств в Казахстане стало постоянным явлением. Контроль над расходами бюджетных денег не четкий, во многом потому, что его порядок не определен Конституцией. Однако ведется работа Счетной палаты, которая проверяет исполнение доходных и расходных статей государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проводит финансовую экспертизу проектов государственных законов, нормативных правовых актов, так или иначе затрагивающих госбюджет. Но этого недостаточно.
Парламент
имеет право заслушать отчет
правительства об исполнении бюджета
и не утвердить его, если было нарушение.
Но только Президент РК может отстранить
от должности конкретного
Неоднократно предлагалось, во-первых, внести в Конституцию поправку, дающую право парламенту гласно контролировать исполнение бюджета в течение года, причем не только по Государства в целом, но и по отдельному ее субъекту, городу, району; во-вторых, включить в законодательство статьи о конкретной ответственности чиновников за нарушение закона «О бюджете» (направил деньги не туда, куда должен был направить по закону, - отвечай по всей строгости Административного и Уголовного кодексов). При этом возбуждать дело по факту правонарушения должна прокуратура на основе депутатских запросов.
Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Государства, области или района должен быть более подробным и выполняться гласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. К сожалению, пока все попытки добиться этого в Казахстане наталкиваются на глухое сопротивление. Об этом говорит, например, история разработки и принятия закона «О бюджетной классификации». Раньше треть расходов бюджета приходилась на национальную оборону. В бюджете их отражала единственная цифра. Эти деньги выделялись Министерству обороны в общей сумме, которое распределяло их по своему усмотрению, никто не знал, на что конкретно. В этом одна из причин постоянной задолженности бюджетных (военных) организаций перед энергетиками. В обновленном законе «О бюджетной классификации» каждый раздел подробно расписан по министерствам и регионам, вместо одной - 20, 30 или 50 статей.
Информация о работе Государственный бюджет Республики Казахстан