Государственный бюджет Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является раскрыть сущность государственного бюджета, анализ его исполнения, а так же определение проблем и перспектив государственного бюджета.

Задачами данной курсовой являются:

а) изучение государственного бюджета, как основной инструмент осуществления экономических, социальных и политических задач государства;

б) определить основные направления исполнения бюджета государства, рассмотреть его расходную и доходную части;

в) раскрыть проблемы нецелевого использования государственного бюджета и определить перспективы его организации на 2010-2012 годы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 5
1.1. Сущность государственного бюджета и его функции 5
1.2. Государственный бюджет Республики Казахстан 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ЗА 2009 ГОД 17
2.1 Основные направления исполнения бюджета государства 17
2.2 Поступления и расходы государственного бюджета 23
2.3 Общее состояние экономики страны на сегодняшний день 34
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 36
3.1 Проблемы нецелевого использования средств государственного бюджета 36
3.2 Перспективы Государственного бюджета на 2010-2012 г.г. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет РК-курсовая new.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

     На  протяжении многих лет объем доходов  бюджета имел стабильный рост. В  2009 году объем доходов в связи с либерилизацией норм Налогового кодекса и потерями бюджета из-за снижения ставок корпоративного подоходного налога (с 30% до 20%), налога на добавленную стоимость (с 13% до 12%) был предусмотрен на 16,8% меньше, чем в 2008 году. Несмотря на налоговые послабления, снижение товарооборота и цен на металлы доходы, без учета трансфертов, перевыполнены на 105%. Вследствие достаточности средств в бюджете для реализации бюджетных программ целевые трансферты из Национального фонда привлечены в меньшем объеме, чем предусматривалось, на 86,4 млрд.тенге. В результате суммарный объем доходов составил 2 779,2 млрд.тенге, или 100,4%.

     При этом, основной составляющей доходов  по-прежнему остаются корпоративный  подоходный налог, налог на добавленную  стоимость, поступления за использование природных и других ресурсов, а также таможенные платежи и налоги, по которым, план не только выполнен, но и перевыполнен.

     При этом образуется повышенная уплата авансовых  платежей по корпоративному подоходному  налогу в последние месяцы года. Все из-за того, что налоговым законодательством предусмотрен штраф за занижение авансовых платежей в размере 40% от суммы занижения. Во избежание привлечения к административной ответственности налогоплательщики в последние месяцы налогового периода производят корректировку авансовых платежей в сторону увеличения, причем значительная сумма поступлений приходится на ноябрь-декабрь месяцы.

     Грамотное таможенное администрирование, несмотря на снижение объема импорта, являющегося  основной налогооблагаемой базой, на 25% позволило обеспечить сбор таможенных платежей и налогов в сумме 575,4 млрд.тенге, или на 105,5% к плану.

     Обеспечено  повышение заработной платы работникам бюджетной сферы на 25 %. Расширен перечень категорий врачей и медицинских  работников (неонатологи, онкогематологи, фтизиаторы, специалисты лучевой диагностики и ряд других специальностей), получающих доплаты за психоэмоциональные и физические нагрузки.

     Государственные социальные и специальные пособия  увеличены на 9%. Их размер в 2009 году составил: по инвалидности 14 094 тенге, по случаю потери кормильца – 12 705 тенге, по возрасту – 7 163 тенге.

     В рамках реализации программы "Нүрлы  көш" на историческую родину переселено 15 534 семьи оралманов.

     В декабре 2009 года подписан закон, улучшающий социальную поддержку семей с детьми. Этим законом вводится новый вид пособия для лиц, воспитывающих ребенка инвалида (в размере минимального размера заработной платы – 14 952 тенге), увеличивается ежемесячный размер пособия по уходу за ребенком по достижению им одного года в среднем в 2,5 раза, единовременного пособия на рождение 4-го и более ребенка – до 50 МРП (70 650 тенге), спецгоспособия многодетным матерям – до 6 МРП. При этом, многодетной матерью с награждением подвеской "Алтын алка" будет считаться женщина, родившая и воспитавшая семь, а не десять детей, подвеской "Кумыс алка" – шесть, а не восемь детей.

     Бюджетирование, ориентированное на результат, направленное на удовлетворение потребностей получателей  услуг, также было реализовано и  в межбюджетных отношениях. Расчет трансфертов общего характера, текущих затрат местных бюджетов осуществляются исходя из количества потребителей бюджетных услуг. Реализация политики межбюджетных отношений характеризуется обеспечением всех уровней государственного управления достаточными финансовыми средствами. В соответствии с законом "Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2008-2010 годы" (27 ноября 2007 года N 5-IV) для создания равных условий для развития территорий из республиканского бюджета было выделено местным исполнительным органам 526,9 млрд.тенге трансфертов общего характера (субвенций).

     При этом проведенный анализ показал, что  даже при 100%-м зачислении корпоративного подоходного налога от нефтяного сектора в местные бюджеты 7 областей (Акмолинская, Алматинская, Жамбылская, Кызылординская, Костанайская, СКО и ЮКО) все равно останутся субвенционными, а суммы изъятий из других регионов увеличатся. Вместе с тем, как показывает практика местными исполнительными органами суммы доходов постоянно уточняются в сторону увеличения против прогнозных объемов доходов, определенных при установлении трансфертов общего характера. Так, за 2005-2007 годы дополнительно поступило доходов в сумме 497,7 млрд.тенге, в 2008 году –163,1 млрд.тенге, в 2009 году –115,7 млрд.тенге. А это значит, что при сохранении объемов субвенций и изъятий, эти средства остаются в распоряжении местных исполнительных органов и используются ими самостоятельно на решение вопросов социально-экономического развития регионов, что способствует самостоятельности и повышению статуса как маслихатов, так и Акимов.

     Инструментом  оперативного реагирования в период действия трехлетних объемов трансфертов  общего характера являются целевые трансферты, объем которых в 2009 году. составил 728,5 млрд.тенге.

     В 2009 году впервые согласно Бюджетному кодексу целевые трансферты стали  перечисляться в доходы нижестоящих  бюджетов на основании соглашения о  результатах между администратором республиканской бюджетной программы и Акимом соответствующего региона, которое включало в себя все элементы бюджетирования, ориентированного на результат, а также предусматривало двухстороннюю ответственность за использование целевых трансфертов и достижение прямых и конечных результатов.

     Сумма неосвоения по целевым трансфертам  составила 24,9 млрд.тенге, по причине  не представления местными исполнительными  органами подтверждающих документов о  выполненных работах, услугах (поставке товаров), то есть деньги не ушли за невыполненные объемы работ по причине лишь бы освоить.

     Вместе  с тем, по итогам 2009 года по составлению  Соглашения о результатах по целевым  трансфертам был выявлен ряд  проблем, связанных с затруднением при заполнении администраторами бюджетных программ и местными исполнительными органами форм отчетности о достижении результатов по целевым трансфертам в связи с отсутствием четкого разграничения между показателями конечных и прямых результатов, эффективности и качества, отсутствием методологического обеспечения заполнения форм Соглашения и отчетности, формальным характером данных документов, т.е. неиспользование их при анализе использования и планировании бюджетных средств, выделяемых в виде целевых трансфертов.

     В настоящее время Министерством  финансов Республики Казахстан ведется работа по усовершенствованию формы отчетов по Соглашению.

     Начало 2009 года было связано со значительным ростом безработицы. В связи с  этим для обеспечения занятости  и контроля за уровнем безработицы  и создания устойчивого посткризисного развития в соответствии с поручениями Главы государства, данными в ежегодном послании народу Казахстана "Через кризис к обновлению и развитию", на реализацию стратегии региональной занятости и подготовки кадров из республиканского бюджета было выделено 134,7 млрд.тенге, которые в качестве целевых трансфертов были направлены регионам и использованы на обеспечение занятости населения (117,4 млрд.тенге), на подготовку и переподготовку кадров (9.7 млрд.тенге), на расширение социальных рабочих мест и организацию молодежной практики (7,6 млрд.тенге).

     В рамках реализации "Дорожной карты" было трудоустроено 248 тыс.человек при  средней заработной плате в 30 тыс.тенге. По сохранению рабочих мест приходилось  договариваться с руководителями крупных  предприятий.

     Построено и реконструировано 71 км дорог. Произведен капитальный и средний ремонт 2 803 км областных, районных и внутригородских дорог.

     Проведен  ремонт и утепление 2 471 социального  объекта, из которых 1 681 объект образования  и 484 объекта здравоохранения.

     Обеспечена  переподготовка кадров более 70 тыс.человек, из которых трудоустроено 58,2%. Созданы  социальные рабочие места на 9 796 предприятиях и организациях.

     К декабрю уровень безработицы  был снижен до 6,3% по сравнению с 6,9% в январе.

     Бесспорной  победой антикризисных мер стало  также удержание скачка инфляции.

     В рамках реализации Государственной  программы жилищного строительства на 2008-2010 годы регионам на строительство арендного жилья было перечислено из республиканского бюджета в качестве целевых трансфертов 9,6 млрд.тенге. Введено в эксплуатацию в 2009 году 189,4 тыс.квадратных метров общей площади арендных жилых домов, 154,7 тыс.квадратных метров площади квартир, 2 530 квартир.

     Кроме того, на строительство жилья местным  исполнительным органам было выделено 16,1 млрд.тенге кредитных ресурсов, в том числе: 7,8 млрд.тенге –  городу Астане на строительство жилья для работников бюджетной сферы и 8,3 млрд.тенге – всем регионам (кроме города Астаны) на строительство жилья для работников строящихся 100 школ, 100 больниц.

     В рамках обеспечения жильем работников строящихся 100 школ, 100 больниц введено  в эксплуатацию 170,4 тыс.квадратных метров общей площади квартир, 2 308 квартир. В городе Астане ввод кредитного жилья для работников бюджетной сферы не обеспечен.

     За  счет повторного использования кредитов, ранее выданных местным исполнительным органам в рамках Государственной программы жилищного строительства на 2005-2007 годы, введено в эксплуатацию 143 тыс.квадратных метров общей площади жилых домов, 109,6 тыс.квадратных метров площади квартир, 1 686 квартир.

     На  развитие, обустройство, ремонт и реконструкцию инженерно-коммуникационной инфраструктуры в районах жилищной застройки местные бюджеты получили 40,9 млрд.тенге. Во всех регионах республики мероприятия по строительству сетей энергообеспечения, теплоснабжения, газификации и водоснабжения, а также устройству подъездных дорог в районах жилищной застройки в основном, завершены.

     В целом в рамках Государственной  программы жилищного строительства  на 2008-2010 годы в 2009 году введено 6,4 млн.квадратных метров жилья, а все долевые объекты  оказались в поле зрения Правительства.

     Особую  социальную значимость имела программа  по рефинансированию ипотечных займов, направленная на снижение ставок по ипотечным  кредитам до 9-11%. 30 тыс.ипотечных заемщиков  получили возможность ежемесячно платить  в среднем на 30% меньше, чем прежде.

     В целях стабилизации финансового  сектора 4 крупных системообразующих  банка второго уровня получили 476 млрд.тенге, из которых одна часть  средств пошла на выкуп простых  акций банков, а вторая – на кредитование экономики.

     С момента принятия решения о вхождении государства в капитал этих банков они превратились в активный инструмент государственной поддержки экономики. Благодаря предпринятым мерам удалось поддержать темпы кредитования экономики и не допустить банкротства данных финансовых институтов и, как следствие, коллапса финансовой системы.

     За  счет средств выделенных на кредитование реального сектора экономики  были рефинансированы или профинансированы заемщики промышленности и торговли, работающие в сфере производства продуктов питания, сельского хозяйства, производства и распределения электроэнергии и воды.

     За  счет средств, заимствованных АО "ФНБ "Самрук-Казына" из Национального  фонда, предоставлялись займы субъектам  малого и среднего бизнеса на приобретение новых и модернизацию основных средств, на пополнение оборотных средств, а также на рефинансирование действующих займов предпринимателей. Результатами программы смогли воспользоваться свыше 2 550 заемщиков-субъектов малого и среднего бизнеса.

     С целью стабилизации зернового рынка, испытывающего значительное ценовое давление в связи с ограниченным сезонным снижением реализации, а также для улучшения финансовой ликвидности сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств Национального фонда через АО "НК Продкорпорация" осуществлен закуп 562 тыс.тонн зерна.

     Благодаря постоянному мониторингу использования  средств в ходе реализации антикризисных  мероприятий, и осуществлению мероприятий, направленных не только на выявление  и наказание, а в первую очередь, на профилактику и предупреждение нарушений, удалось достигнуть эффективной реализации указанных мероприятий и снизить уровень финансовых нарушений и нарушений законодательства о государственных закупках.

     Казахстан выступил с инициативой создания Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества. В настоящее время тремя государствами – Беларусью, Казахстаном и Россией – ведется активная работа по регулированию Таможенного союза. С созданием Таможенного союза для казахстанских предприятий открываются большие перспективы в свободном перемещении товаров, увеличении инвестиционных потоков, взаимного товарооборота между нашими странами. Рынок для отечественных компаний расширится с 15 до 170 млн.человек.

     Поэтому сейчас важной задачей является обеспечение  выпуска конкурентоспособной продукции. Понятно, что ее решение потребует не только больших ресурсов, но и слаженной работы Правительства и частного сектора.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Казахстан