Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 23:16, курсовая работа
Целью настоящей работы является раскрыть сущность государственного бюджета, анализ его исполнения, а так же определение проблем и перспектив государственного бюджета.
Задачами данной курсовой являются:
а) изучение государственного бюджета, как основной инструмент осуществления экономических, социальных и политических задач государства;
б) определить основные направления исполнения бюджета государства, рассмотреть его расходную и доходную части;
в) раскрыть проблемы нецелевого использования государственного бюджета и определить перспективы его организации на 2010-2012 годы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 5
1.1. Сущность государственного бюджета и его функции 5
1.2. Государственный бюджет Республики Казахстан 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ЗА 2009 ГОД 17
2.1 Основные направления исполнения бюджета государства 17
2.2 Поступления и расходы государственного бюджета 23
2.3 Общее состояние экономики страны на сегодняшний день 34
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 36
3.1 Проблемы нецелевого использования средств государственного бюджета 36
3.2 Перспективы Государственного бюджета на 2010-2012 г.г. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Как вы знаете, мировое сообщество, и Казахстан в том числе, пережили глобальный финансово-экономический кризис. Вместе с тем правильные ответные действия и высокие финансовые показатели позволили Казахстану избежать глубочайшего банковского кризиса, не допустив при этом резкого сокращения депозитов, валютного кризиса и истощения международных резервов и общей рецессии.
Экономическая политика государства была направлена на поддержание сбалансированного роста экономики посредством умеренных темпов развития, позволяющих обеспечить необходимый уровень экономического роста для выполнения стратегических задач.
В 2009 году с целью смягчения негативных последствий кризиса и обеспечения необходимой основы для будущего качественного экономического роста были приняты дополнительные антикризисные меры по стабилизации экономики и финансовой системы.
Для этого по поручению Главы государства в экономику страны из республиканского бюджета и Национального фонда было выделено 1,2 трлн.тенге, которые были направлены на:
-
стабилизацию финансового
-
решение проблем на рынке
- поддержку малого и среднего бизнеса (120 млрд.тенге),
-
развитие агропромышленного
-
реализацию инновационных,
В результате темп роста валового внутреннего продукта в реальном исчислении по сравнению с 2008 годом составил 101,2%, промышленного производства – 101,7%, валовой продукции сельского хозяйства – 113,8%, объема услуг связи – 108,3%. Уровень инфляции в среднем за год составил 7,3%, что ниже прогнозируемого на этот период уровня 8,0-8,5%. Этому также способствовал больший, чем в предыдущие годы, объем привлеченных инвестиций в основной капитал.
На данный момент страна сохранила средне- и долгосрочную фискальную устойчивость для создания фундаментальной основы посткризисного развития страны.
Параметры республиканского бюджета на 2009 года были сформированы на основе новых редакций Бюджетного и Налогового кодексов. Они предусматривают ряд мер налогово-бюджетной политики по преодолению и скорейшему выходу из стадии спада в стадию стабилизации и подъема экономики.
На практике переход к среднесрочному финансовому планированию всех уровней бюджетной системы означает бюджетное планирование в режиме "скользящей трехлетки", с процедурой ежегодных изменений.
При
этом, администраторам бюджетных
программ предоставлена большая
самостоятельность при
Изменения,
внесенные в налоговое
Изменения также затронули ряд вопросов, касающихся налогообложения финансового сектора, что положительно воздействует на процесс стабилизации экономики из-за мирового кризиса.
Бюджет 2009 года является первым исполненным бюджетном впервые утвержденного на 3 года и ориентированного на результат бюджета. Согласно нормам Бюджетного кодекса отражены достигнутые результаты по республиканским бюджетным программам в соответствии с направлениями, целями и задачами стратегических планов в рамках бюджета ориентированного на результат, включая результативность антикризисных мер.
О реализации предусмотренной на 2009 год бюджетной политики свидетельствуют итоги исполнения республиканского бюджета за прошедший финансовый год.
Все поступления и расходы, предусмотренные законодательством, при этом проведенные операции фиксируются Казначейством на кассовой основе, данные полностью соответствуют параметрам Закона о республиканском бюджете на 2009 год, одобренным Парламентом Республики Казахстан, с учетом корректировок, проведенных Правительством в течение исполнения бюджета; при разработке и исполнении бюджет был ориентирован на достижение прямых и конечных результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов, поскольку необходимость включения тех или иных поступлений или расходов при планировании определены на основе нормативных правовых актов, а обоснованность объемов подтверждена расчетами, а при исполнении – актами выполненных работ, оказанных услуг. Кроме того, принятие обязательств государственными учреждениями и проведение платежей проводилось своевременно с учетом соблюдения сроков и порядка установленного соответствующими нормативными правовыми актами.
Из 44 статей Закона о республиканском бюджете на 2009 год, предусмотренных данным Законом, Правительством выполнены 33 статьи, в том числе 7 статей, имеющих нормативный характер. При этом, считается правомерным относить статьи к исполненным и тогда, когда обеспечено достижение результатов при неполном использовании бюджетных средств. (Так, по ст.2 – из-за курсовой разницы недопоступило 751,1 млн.тенге арендной платы за комплекс "Байконур", по ст.36 – также из-за курсовой разницы остались недоиспользованными 6,3 млн.тенге по погашению и обслуживанию гарантированных государством займов. По причине экономии по результатам государственных закупок не в полной мере перечислены трансферты местным бюджетам по ст.18 – 4 тыс.тенге и по ст.20 – 2,4 млн.тенге. По ст. 7-1 – в связи с достаточностью средств в бюджете для реализации бюджетных программ недопривлечено 86,4 млрд.тенге средств целевого трансферта из Национального фонда.) Не в полной мере использованы средства, предусмотренные в 8-ми статьях (так, ст.1 – в связи с исполнением плана по поступлениям от продажи основного капитала на 83,1%, затрат – на 98,1%, бюджетных кредитов – на 98,6%, по погашению кредитов – на 74,7%, по поступлениям от продажи финансовых активов – 39,4%; ст.3 – фактические поступления в Национальный фонд составили 98,8%; ст.12,12-1,21 – из-за неполного перечисления целевых трансфертов по причине задержки ввода объектов в эксплуатацию, по фактическим затратам согласно актам выполненных работ, в связи с непредставлением актов выполненных работ; ст.25 – из-за непредставления заявок на субсидии субъектами АПК; ст.33 – неисполнение договорных обязательств, отсутствие спроса на материальные ценности государственного резерва; ст.41 – неполное исполнение плана по несеквестрируемым бюджетным программам). Не выполнены 2 статьи, в том числе: не прекращены требования Правительства по кредитам и средствам, выделенным на исполнение обязательств по государственным гарантиям (из-за недостаточности необходимых сведений и документов для их прекращения), превышен лимит правительственного долга на 41 млрд.тенге в связи с ежегодным увеличением правительственного долга на сумму финансирования дефицита за счет заимствования с учетом курсовой разницы (колебаний кросс курсов иностранных валют и курса тенге к доллару США). 1 статья была исключена в процессе уточнения бюджета.
Вместе с тем, следует отметить, что содержание имеет аналитическую основу, мотивированный, рекомендательный характер и категоричных заявлений о неисполнении статей не наблюдается, а дается оценка фактическому исполнению статей.
Все поручения, озвученные Главой Государства в Посланиях народу Казахстана и предусмотренные в платформе партии "Нур-Отан", предусмотренные для реализации в республиканском бюджете на 2009 год выполнены в полной мере.
И в первую очередь, это касается социальных обязательств государства. С целью сохранения стабильного социального климата расходы республиканского бюджета на образование, здравоохранение и социальное обеспечение имеют положительную динамику и за последние пять лет увеличились более чем в 2,5 раза. В 2009 году их объем достиг значения 7,0% к ВВП.
В
2009 году наблюдалось дальнейшее улучшение
медико-демографической
Что касается социально-значимых заболеваний, то в прошлом году удалось снизить заболеваемость туберкулезом на 16,1%, а смертность от этого заболевания – на 26,1%. Заболеваемость ВИЧ/СПИДом снижена с 15,0 на 100 тысяч населения в 2008 году до 13,1 в 2009 году. Увеличился удельный вес больных онкозаболеванием, живущих более 5 лет, улучшилась выявляемость опухолей визуальной локализации на ранних стадиях.
Сформирована Национальная телемедицинская сеть Республики Казахстан, сеансы телемедицины проводятся в виде телеконференций с привлечением узких специалистов.
Пристальное внимание уделено проблеме нехватки мест в детских садах. Увеличен охват детей дошкольным воспитанием и обучением до 38,7% от общего количества детей дошкольного возраста против 35,6% в 2008 году. На 1 января 2010 года в республике функционируют 4 972 дошкольные организации. Несмотря на проводимую работу по расширению сети за счет возврата зданий, ранее переданных другим организациям и используемых не по назначению, развития частных детских садов и мини-центров, наблюдается увеличение дефицита мест в детсадах, чему способствует рост рождаемости.
В республике функционирует 7 576 общеобразовательных школ с общим контингентом обучающихся более 2 491 202 человек с обучением на 5 родных языках.
Для реализации языковой политики государства, обозначенной в послании Главы государства народу Казахстана "Новый Казахстан в новом мире", создана сеть из 33-х специализированных школ для одаренных детей с обучением на 3-х языках.
Количество школ с занятиями в три смены сокращено на 16 школ. В 3-х созданных интеллектуальных школах Первого Президента Республики Казахстан физико-математического направления в городах Астане, Семее и Кокшетау обучается 1 854 учащихся.
Обеспеченность компьютерной техникой организаций общего и среднего образования составила 18 учащихся на 1 компьютер с учетом мультимедийных кабинетов. К сети Интернет подключено 98% городских и 97% сельских школ.
В
882-х учебных заведениях технического
и профессионального
Ежегодно увеличивается госзаказ на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием, который на 2009/2010 учебный год составил 34 840 грантов. Студентам из социально-уязвимых слоев населения, отличникам учебы выделено более 6 тысяч образовательных грантов, в том числе социальными партнерами ВУЗов.
Продолжена работа по созданию научно образовательного комплекса "Новый университет" в городе Астане. Набор студентов будет осуществлен уже в этом году в соответствии с условиями программы "Болашак".
В 2009 году величина прожиточного минимума, минимальный размер заработной платы и месячный расчетный показатель для исчисления пенсий, пособий и иных социальных выплат выросли относительно 2008 года на 14,1%, а минимальный размер пенсии – на четверть.
В
рамках выполнения поручения Главы
государства обеспечена полная гарантия
государством сохранности пенсионных
вкладов в накопительных
2.2
Поступления и
расходы государственного
бюджета
Если характеризовать суммарные показатели, то в бюджет поступило 2 800,3 млрд.тенге (без поступления внешних займов), или 100,1% к плану, расходы составили 3 311,3 млрд.тенге (без погашения внешних займов), или 98,2%, дефицит сложился в объеме 510,9 млрд.тенге.
Свободные остатки бюджетных средств по состоянию на 1 января 2010 года составили 56,0 млрд.тенге. Данные средства полностью задействованы для реализации задач бюджета 2010 года тенге, из них: 31,9 млрд. тенге путем корректировки бюджета были направлены на финансирование неоплаченной части зарегистрированных обязательств по продолжающимся инвестиционным проектам и текущим расходам бюджета. Оставшаяся часть, в сумме 24,1 млрд. тенге была направлена на финансирование расходов бюджета 2010 года посредством уточнения республиканского бюджета.
Информация о работе Государственный бюджет Республики Казахстан