Государственный бюджет Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 23:16, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является раскрыть сущность государственного бюджета, анализ его исполнения, а так же определение проблем и перспектив государственного бюджета.

Задачами данной курсовой являются:

а) изучение государственного бюджета, как основной инструмент осуществления экономических, социальных и политических задач государства;

б) определить основные направления исполнения бюджета государства, рассмотреть его расходную и доходную части;

в) раскрыть проблемы нецелевого использования государственного бюджета и определить перспективы его организации на 2010-2012 годы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 5
1.1. Сущность государственного бюджета и его функции 5
1.2. Государственный бюджет Республики Казахстан 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ЗА 2009 ГОД 17
2.1 Основные направления исполнения бюджета государства 17
2.2 Поступления и расходы государственного бюджета 23
2.3 Общее состояние экономики страны на сегодняшний день 34
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 36
3.1 Проблемы нецелевого использования средств государственного бюджета 36
3.2 Перспективы Государственного бюджета на 2010-2012 г.г. 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет РК-курсовая new.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

     Контрольная функция позволяет узнать, насколько  своевременно и полно поступают  финансовые ресурсы в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных  средств, эффективно ли они используются. Ее смысл заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы, соответствует ли размер централизуемых средств государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

     Следовательно, государственный бюджет, как и вся система финансов, выполняет распределительную и контрольную функции. Вместе, с тем, поскольку бюджет является особенной категорией по отношению к категории «финансы», то ему присуще выполнение также следующих основных функций:

    • перераспределение национального дохода;

     - финансовое обеспечение социальной политики;

     - регулирование и стимулирование экономики;

     - контроль формирования и использования централизованного фонда денежных средств.

     В этих функциях получает непосредственное выражение экономическая сущность государственного бюджета как инструмента стоимостного распределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Благодаря распределительной, функции происходят централизация денежных средств в масштабе государства и их использование на удовлетворение общегосударственных потребностей. Контрольная функция позволяет судить о том, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении централизованных средств, экономно и эффективно ли они используются.

     К особенностям распределительной функции  бюджета относятся также многогранность ее влияния на общественное производство, и высокая степень действенности в достижении конкретных результатов. Бюджетное финансирование широко используется государством для регулирования стоимостных пропорций в экономике, для обеспечения сбалансированности распределения финансовых ресурсов. Распределительная функция бюджета позволяет направлять денежные средства на решающие участки экономического и социального развития; она содействует достижению высоких темпов роста экономики и повышению его эффективности. Распределительная функция бюджета достаточно широко используется для регулирования стоимостной структуры экономики, совершенствования отраслевых и территориальных пропорций, усиления интеграционных процессов, в том числе на межгосударственном уровне.

     Основу  контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, которое отражается в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Несвоевременное или неполное внесение налогов и платежей в бюджет свидетельствует, например, о замедлении темпов развития отдельный отраслей экономики. Если предусмотренные бюджетные ассигнования используются не в полном объеме, то имеет место не совсем благополучная экономическая конъюнктура в отраслях экономики и сферах деятельности. Сигнализируя о тех или иных неполадках в экономике, бюджетные показатели одновременно служат основанием для выработки или принятия конкретных мер, направленных на ликвидацию выявленных недостатков, устранение нарушений финансовой дисциплины.

     Распределительная и контрольная функции государственного бюджета осуществляются не изолированно, а в единстве, одновременно, поскольку в них находят отражение все стороны бюджетных отношений.

     Государственный бюджет; как и другие экономические  категории, активно используется государством для практического решения перспективных и текущих социально-экономических задач. Государство, применяя бюджет в качестве важного средства реализации своей организаторской функции, превращает его в действенный инструмент управления экономикой. Применение бюджета в качестве инструмента управления экономикой обусловлено важными характерными чертами: он имеет силу закона; в нем находят непосредственное отражение программы, направленные на развитие общественного производства, повышение его эффективности, удовлетворение потребностей членов общества. Бюджет имеет огромное мобилизующее и организующее значение, что связано с правовой формой использования бюджетных отношений.

     Таким образом, государственный бюджет активно  используется государством для управления экономикой. Он играет существенную роль в усилении концентрации денежных средств на важнейших направлениях социально-экономического развития, в совершенствовании отраслевой и территориальной структуры экономики в соответствии с социально-экономическим развитием, в ускорении интенсификации производства, в проведении режима экономии в использовании всех видов ресурсов. При этом государственный бюджет во всех формах своего проявления и использования выступает в качестве инструмента управления экономикой и оказывает интегрированное воздействие на общественное производство и как финансовый документ, экономический рычаг, и как стимул. 

1.2 Государственный  бюджет Республики Казахстан 

      Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность отдельных самостоятельных бюджетов.

      Бюджетное устройство — это принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев.

      В состав бюджетной системы Республики Казахстан входят: республиканский  бюджет; местные бюджеты: областные, городские, районные, районные в городах (см. Приложение 1).

      В основу устройства бюджетной системы  положены принципы единства, полноты, реальности и гласности.

      Условиями нормального эффективного функционирования низовых – местных бюджетов являются самостоятельность и сбалансированность.

      Принцип единства означает степень организационно-экономической централизации бюджетной системы и выражается в существовании общей системы государственных доходов. Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, единством денежной системы, использованием единой бюджетной классификации и документации, предоставлением необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления свода государственного бюджета республики. Единство бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, которое осуществляется через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичном перераспределении. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.

     Принцип полноты означает сосредоточение в бюджете всех финансовых операций правительства, всех собираемых им доходов и производимых расходов, составление такого бюджет, где по каждой статье учитывается все поступления и затраты государства. В мировой практике данный принцип в настоящее время считается менее целесообразным, поскольку следование ему перегружает бюджет расходами, которые могут быть выделены автономно с самостоятельными источниками доходов. В Казахстане же принят централизованный способ формирования государственных финансовых средств, поэтому с 1998 года ликвидированы внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования, дорожный, содействия занятости населения.

     Принцип реальности необходим для предотвращения и устранения фальсификации бюджетных росписей, предусматривает правдивое отражение в бюджете финансовых операций государства, соответствие утвержденных сумм исполнению бюджетных назначений.

     Принцип гласности означает требование публиковать данные о доходах и расходах бюджета в печати для ознакомления общественности составом и структурой бюджета, размерами дефицита и способами его покрытия.

      Самостоятельность бюджетов обеспечивают собственные и закрепленные законом источники доходов всех звеньев бюджетной системы и право использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа власти в пределах полномочий, определенных законами республики.

      Сбалансированность  бюджетов всех уровней может являться необходимым условием бюджетно-финансовой политики. При рассмотрении и утверждении бюджетов соответствующими органами власти и управления могут устанавливаться предельные размеры дефицитов бюджетов.1

      Состав  и структура государственного бюджета РК

I. ДОХОДЫ 

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 

Налоговые поступления 

НЕНАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 

Неналоговые поступления 

ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА 

Поступления от продажи основного капитала 

ПОСТУПЛЕНИЯ ТРАНСФЕРТОВ 

Поступления трансфертов

II. ЗАТРАТЫ 

Государственные услуги общего характера 

Оборона 

Общественный  порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 

Образование 

Здравоохранение 

Социальная  помощь и социальное обеспечение 

Жилищно-коммунальное хозяйство 

Культура, спорт, туризм и информационное пространство 

Топливно-энергетический комплекс и недропользование 

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо  охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного  мира, земельные отношения 

Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность

Транспорт и коммуникации 

Прочие   

Обслуживание  долга

III. ЧИСТОЕ  БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ 

БЮДЖЕТНЫЕ КРЕДИТЫ 

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо  охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения 

Прочие 

ПОГАШЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ КРЕДИТОВ 

Погашение бюджетных кредитов 

IV. САЛЬДО  ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ  АКТИВАМИ ПРИОБРЕТЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ 

Государственные услуги общего характера 

Образование 

Здравоохранение 

Жилищно-коммунальное хозяйство 

Культура, спорт, туризм и информационное пространство 

Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо  охраняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного  мира, земельные отношения

Транспорт и коммуникации 

Прочие 

ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ПРОДАЖИ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ ГОСУДАРСТВА 

Поступления от продажи финансовых активов государства

V. ДЕФИЦИТ  (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА

VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ  ДЕФИЦИТА (ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОФИЦИТА)  БЮДЖЕТА 

ПОСТУПЛЕНИЕ ЗАЙМОВ

Поступления займов 

ПОГАШЕНИЕ ЗАЙМОВ

Погашение займов

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  ОСТАТКИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ2

 

     ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА ЗА 2009 ГОД 

     2.1 Основные направления  исполнения бюджета  государства 

     Исполнение  республиканского бюджета за 2009 год  было направлено на выполнение поручений Президента Республики Казахстан, данных в посланиях народу Казахстана "Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики" от 6 февраля 2008 года и "Через кризис к обновлению и развитию" от 6 марта 2009 года, и осуществлялось в соответствии с заложенными в нем принципами и приоритетами социально-экономического развития Республики Казахстан.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Казахстан