Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать теоретические основы налогообложения прибыли и доходов предприятия и понять их практическую реализацию.
Задачи, которые необходимо решить в ходе написания курсовой работы:
1. Определить экономическую сущность налога на прибыль.
2. Рассмотреть налогоплательщиков, объект налогообложения, налоговую базу, период, ставку налога, порядок и сроки уплаты, а также налоговые льготы.
На основании ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль организаций по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.
Система налогового учета по налогу на прибыль организуется налогоплательщиком, самостоятельно исходя из принципа
Данные налогового учета по налогу на прибыль организаций должны отражать:
1) порядок формирования суммы доходов и расходов;
2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
3)сумму остатка расходов (убытков); подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
4) порядок формирования сумм создаваемых резервов;
5) сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
Подтверждением данных налогового учета по налогу на прибыль организаций на основании ст. 313 НК РФ являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.
Эти три группы документов составляют систему налогового учета по налогу на прибыль организаций, структура которой является трехуровневой:
1) уровень первичных учетных документов (включая справку бухгалтера);
2) уровень аналитических регистров налогового учета;
3) уровень налоговой декларации (расчета налоговой базы по налогу на прибыль).
Согласно Методическим рекомендациям по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации система налогового учета должна обеспечить порядок первичной регистрации фактов хозяйственной деятельности, систематизации указанных фактов (учет доходов и расходов) и формирование показателей налоговой декларации по налогу на прибыль. Из этого следует, что система налогового учета по налогу на прибыль организаций характеризуется строгими вертикальными однонаправленными связями между всеми ее уровнями.
Вертикальные однонаправленные связи в системе налогового учета – это связи между уровнями системы налогового учета по налогу на прибыль, суть которых заключается в том, что данные налогового учета из первичных документов попадают в аналитические регистры налогового учета, где обобщаются, а затем уже такая информация заносится в налоговую декларацию по налогу на прибыль (расчет налоговой базы по налогу на прибыль). Движение информации между уровнями в рамках системы налогового учета по налогу на прибыль организаций идет снизу вверх: от первичных учетных документов к аналитическим регистрам налогового учета и далее к расчету налоговой базы по налогу на прибыль организаций (налоговой декларации). Это движение четко однонаправлено снизу вверх, в то время как движение данных налогового учета сверху вниз: от расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций (налоговой декларации) к первичным учетным документам невозможно и бессмысленно.
Формы первичных учетных документов для целей налогового учета по налогу на прибыль – первый уровень налогового учета по налогу на прибыль – налоговым законодательством не установлены, поэтому на основании положений ст. 313 НК РФ в качестве первичных учетных документов налогового учета на практике используются первичные учетные документы бухгалтерского учета. Это подтверждается Методическими рекомендациями по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ, согласно которым первичные документы служат основанием для ведения как бухгалтерского, так и налогового учета.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами. Это означает, что данные обо всех хозяйственных операциях, в том числе и данные налогового учета, первоначально фиксируются в первичных учетных документах, а уже затем обобщаются в аналитических регистрах налогового учета.
Первичные учетные документы принимаются к налоговому учету, если составлены по форме, содержащейся в Альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом РФ по статистике по согласованию с Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития и торговли РФ. Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать предусмотренные действующим законодательством обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в этих первичных документах:
1) наименование документа (формы);
2) дату составления документа;
3) при оформлении документа от имени:
• юридических лиц – наименование организации, от имени которой составлен документ, ее ИНН;
• индивидуальных предпринимателей – фамилию, имя, отчество, номер и дату выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН;
• физических лиц — фамилию, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН, если он имеется;
4) содержание хозяйственной операции;
5) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
6) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц);
7) личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее окончания.
Таким образом, налог на прибыль организаций исчисляется на основании данных первичных документов, составляющих первый уровень системы налогового учета. На этом уровне происходит первоначальное отражение данных всех хозяйственных операций конкретного налогоплательщика по налогу на прибыль организаций.
Второй уровень налогового учета по налогу на прибыль организаций регламентирован действующим налоговым законодательством более детально. Согласно ст. 314 НК РФ аналитические регистры налогового учета – сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.
Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для дальнейшего отражения в расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В аналитических регистрах налогового учета данные налогового учета из первичных учетных документов накапливаются и обобщаются по группам доходов и расходов. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде на любых машинных носителях.
При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
Однако на основании ст. 313 НК РФ к формам аналитических регистров налогового учета, существует ряд требований. Так, формы аналитических, регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
• наименование регистра;
• период (дату) составления;
• измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
• наименование хозяйственных операций;
• подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Во всем остальном налогоплательщики полностью самостоятельны при установлении форм аналитических регистров налогового учета.
Данные налогового учета – это показатели, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).
При этом аналитический учет данных должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
Практика применения налогового законодательства выработала различные системы аналитических регистров налогового учета. Рассмотрим наиболее интересные с практической точки зрения системы аналитических регистров налогового учета.
Налоговые органы разработали и предложили свою систему аналитических регистров налогового учета, которые группируются следующим образом:
1) группа регистров промежуточных расчетов, которые предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. При этом под промежуточными понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в декларации, т. е. их значения хоть и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя. Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете. К ним относятся:
• регистр-расчет формирования стоимости объекта учета;
• регистр-расчет учета амортизации нематериальных активов;
• регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО);
• регистр-расчет стоимости сырья и материалов, списанных в отчетном периоде;
•регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату;
•регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода;
•регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату;
• регистр учета расходов по добровольному страхованию работников;
• регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах;
• регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам;
• другие аналитические регистры налогового учета;
2) группа регистров учета состояния единицы налогового учета. Эти регистры являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода. Ведение этих регистров должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени. Содержащаяся в регистрах информация о величине показателей используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде. К ним относятся:
• регистр информации об объекте основных средств;
• регистр информации об объекте нематериальных активов;
• регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО);
• регистр учета расходов будущих периодов;
• регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности;
• регистр учета операций по движению кредиторской задолженности;
• регистр учета расчетов с бюджетом;
• регистр учета расчетов по штрафным санкциям;
• другие аналитические регистры налогового учета;
3)группа регистров учета хозяйственных операций. Эти регистры являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Перечень регистров включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. Сюда включаются: