Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:48, курсовая работа
Что же такое государственные и муниципальные финансы? Какова структура государственных и муниципальных финансов? По экономической сущности государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. В состав государственных и муниципальных финансов входят: финансы органов государственной власти на федеральном уровне, финансы субъектов РФ, муниципальные финансы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственные финансы: содержание и признаки…………………5
1.1. История возникновения государственных финансов…………………...5
1.2. Понятие государственных финансов……………………………………..6
1.3. Признаки государственных финансов……………………………………7
1.4. Структура бюджетной системы Российской Федерации……………….8
Глава 2. Структура государственных и муниципальных финансов,
характеристика её звеньев………………………………………………………13
2.1. Финансы органов государственной власти на
федеральном уровне…………………………………………………………..13
2.2. Финансы субъектов Российской Федерации…………………………...20
2.3. Муниципальные финансы……………………………………………….21
2.4. Государственный кредит Российской Федерации……………………..22
Глава 3. Роль государственных и муниципальных финансов в
современных условиях………………………………………………………..25
3.1. Роль государственных и муниципальных финансов в
экономическом и социальном развитии государства………………………25
3.2. Роль государственных и муниципальных финансов в финансовой
системе Российской Федерации……………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………29
Приложения……………………………………………………………………...30
Региональные и местные бюджеты являются составной частью финансовой системы РФ. Роль региональных и местных бюджетов в экономическом и социальном развитии заключается в следующем.
Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ.
Во-вторых,
формирование региональных и местных
бюджетов даёт возможность регионам
в полной мере проявить финансово-хозяйственную
самостоятельность в
В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. С этой целью формируются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сёл и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников и учреждений культуры.
В-четвертых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных и местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности.
В-пятых,
имея в распоряжении финансовые бюджетные
средства, органы власти регионов могут
увеличивать или уменьшать
3.2. Роль государственных и муниципальных финансов в финансовой системе Российской Федерации.
Финансы
являются неотъемлемой частью денежных
отношений, их роль и значение зависят
от того, какое место денежные отношения
занимают в экономике. На поверхности
общественной жизни финансы существуют
как движение наличных и безналичных
денежных средств. В отличие от денег,
выполняющих роль всеобщего эквивалента,
измеряющего затраты труда
Финансы возникают на третьей стадии общественного воспроизводства, где движение стоимости ВВП осуществляется обособленно от движения его натуральной формы (товаров и услуг). Этот процесс можно разделить на два этапа:
1)
первичное распределение
2)
вторичное распределение
Таким образом, перераспределение НД происходит между производственной и непроизводственной сферой экономики, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности, различными социальными группами населения. На стадии распределения и перераспределения стоимости ВВП и НД деньги принимают форму финансовых ресурсов, формирующихся у субъектов хозяйствования (децентрализованные) и государства (централизованные). Использование финансовых ресурсов идет через фонды специального целевого назначения и не фондовую форму. Финансы являются базисной категорией, хотя обладают императивностью, зависят от финансовой политики государства.
Итак,
финансы - денежные отношения, возникающие
в процессе распределения и
Заключение.
Государственные
и муниципальные финансы
Государственные и муниципальные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. В настоящее время в структуру государственных и муниципальных финансов входят: федеральный бюджет Российской Федерации, региональные бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты. Государственным финансам присуще три основных признака: 1) это всегда денежные отношения; 2) эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носит регламентированный характер; 3) эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) ВВП.
Государственные финансы на федеральном уровне состоят из федерального бюджета и государственных и территориальных внебюджетных фондов Российской Федерации. Статус государственных внебюджетных фондов РФ имеют только следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Государственный кредит является частью государственных финансов, одной из форм мобилизации государством денежных ресурсов, нужных ему для выполнения своих функций.
Таким
образом, с помощью государственных и
муниципальных финансов органы государственной
власти и местного самоуправления
осуществляют регулирование социальных
процессов, оказывают влияние на развитие
приоритетных отраслей экономики, сглаживают
различия в уровне социально-экономического
развития отдельных территорий страны
и др.
Список
литературы.
1.Бюджетный кодекс
Российской Федерации. – М.: Проспект,
2008. – 208 с.
2.Нешитой,
А.С. Финансы и кредит/ А.С. Нешитой. – 2-е
издание, перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 572 с.
3.Финансы/
под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской,
Б.М. Сабанти. – 2-е издание, перераб. и доп.
– М.: Юрайт-Издат, 2007. – 462 с.
4.Финансы/
под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. – 2-е
издание, перераб. и доп. – М.: Экономистъ,
2003. – 682 с.
5.Колпакова,
Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит./
Г.М. Колпакова. – 3-е издание, перераб.
и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. –
544 с.
6. Сенчагов,
В.К.Финансы, денежное обращение и кредит./В.К.
Сенчагов. – 2-е издание, перераб. и доп.-
М.: Проспект, 2004. - 720с.
7.Финансы/А.Г.
Грязнова [и др.]. – М.: Финансы и статистика,
2004. – 504с.
8. Целевые
бюджетные и внебюджетные фонды/ под ред.
В.В. Карчевского. –М.: Вузовский учебник,
2008. – 224с.
9. Государственные
и муниципальные финансы.[http:
Приложение 1.
Структура государственных и муниципальных финансов в РФ.
(схема
1)
ГМФ
финансы финансы финансы
федеральных органов власти органов местного
органов власти субъектов РФ самоуправления
Федеральный
бюджет Бюджеты субъектов
РФ Местные бюджеты
Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды
Государственный
кредит Кредит субъекта
РФ Муниципальный кредит