Государственные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Что же такое государственные и муниципальные финансы? Какова структура государственных и муниципальных финансов? По экономической сущности государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. В состав государственных и муниципальных финансов входят: финансы органов государственной власти на федеральном уровне, финансы субъектов РФ, муниципальные финансы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственные финансы: содержание и признаки…………………5
1.1. История возникновения государственных финансов…………………...5
1.2. Понятие государственных финансов……………………………………..6
1.3. Признаки государственных финансов……………………………………7
1.4. Структура бюджетной системы Российской Федерации……………….8
Глава 2. Структура государственных и муниципальных финансов,
характеристика её звеньев………………………………………………………13
2.1. Финансы органов государственной власти на
федеральном уровне…………………………………………………………..13
2.2. Финансы субъектов Российской Федерации…………………………...20
2.3. Муниципальные финансы……………………………………………….21
2.4. Государственный кредит Российской Федерации……………………..22
Глава 3. Роль государственных и муниципальных финансов в
современных условиях………………………………………………………..25
3.1. Роль государственных и муниципальных финансов в
экономическом и социальном развитии государства………………………25
3.2. Роль государственных и муниципальных финансов в финансовой
системе Российской Федерации……………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………29
Приложения……………………………………………………………………...30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 70.08 Кб (Скачать)

     3. минимального налога, взимаемого  в связи с применением упрощенной  системы налогообложения - по  нормативу 18%;

     4. единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности – по нормативу  4,5%;

     5. единого сельскохозяйственного  налога – 3,4%;

     - неналоговые доходы: страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; недоимки, пени и штрафы по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ; доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования Российской Федерации; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.

     - безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования; межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательного медицинского страхования неработающего населения; прочие поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

    Средства  фонда расходуются на следующие  цели:

    - финансирование  целевых программ по здравоохранению;

     - финансирование профессиональной  подготовки и переподготовки 

кадров;

      - финансирование научных исследований  в области медицины;

      - оказание медицинской помощи  при массовых заболеваниях, стихийных  бедствиях, катастрофах.

     2.2. Финансы субъектов Российской Федерации.

     Государственные финансы на региональном уровне включают бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты).

     Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

     В Российской Федерации 89 субъектов, что означает существование 89 региональных бюджетов. Региональным бюджетом следует считать консолидированный бюджет, в который входят областной бюджет и бюджеты муниципальных образований.

     Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

     Областной бюджет – это бюджет региональных органов власти, т.е. бюджет областного правительства.

     Доходы  бюджетов субъектов РФ формируются  за счёт налоговых доходов, неналоговых  доходов, безвозмездных поступлений.

     Налоговыми  доходами бюджетов субъектов Российской Федерации являются: федеральные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным законодательством; региональные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным и региональным законодательством; местные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным законодательством; пени и штрафы, взыскиваемые за нарушение налогового законодательства по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в региональный бюджет.

     В состав неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ включаются: доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, или от деятельности организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ; доходы от продажи нематериальных активов, зачисляемые в региональный бюджет; административные платежи и сборы; штрафные санкции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного субъекту Российской Федерации.

     В бюджеты субъектов РФ могут зачисляться  безвозмездные поступления из территориальных  государственных внебюджетных фондов, от различных организаций (резидентов и нерезидентов), из федерального бюджета  в порядке финансовой помощи, прочие безвозмездные поступления.

     За  счёт средств бюджетов субъектов  Российской Федерации обеспечиваются: финансирование деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов РФ; государственная поддержка приоритетных для региона отраслей экономики (преимущественно сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность); государственная поддержка пригородного (железнодорожного, автомобильного, речного) транспорта; реализация конституционного права граждан на обязательное общее образование, социальную защиту, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи в учреждениях, находящихся в государственной собственности РФ или в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации; содержание исторических памятников и объектов культурного наследия, находящегося в государственной собственности субъектов РФ; финансовая поддержка муниципальных образований на территории  данного субъекта Российской Федерации; финансирование выборов и референдумов субъектов РФ; обслуживание государственного долга субъектов Российской Федерации. 

     2.3.Муниципальные  финансы.

     Местные бюджеты играют важную роль в социально-экономическом  развитии, обеспечении финансирования детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.

     Бюджет  муниципального образования (местный  бюджет) – форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесённых к предметам ведения  местного самоуправления.

     Формирование  местных бюджетов осуществляется посредством  мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных  поступлений.

     Налоговые доходы местных бюджетов образуют: федеральные налоги и сборы, зачисляемые в местный бюджет в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также решениями органов местного самоуправления; региональные налоги и сборы, зачисляемые в местный бюджет в соответствии с региональным законодательством и решениями органов местного самоуправления; местные налоги и сборы, зачисляемые в местный бюджет в соответствии с федеральным законодательством и решениями органов местного самоуправления; денежные взыскания в виде санкций, применяемых по отдельным видам налогов и сборов, подлежащие зачислению в местный бюджет; средства самообложения граждан.

     В качестве неналоговых доходов в  местные бюджеты зачисляются: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности  или от деятельности муниципальных организаций (дивиденды по акциям, находящимся в муниципальной собственности; доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и др.); доходы от предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; доходы от оказания услуг или компенсации затрат муниципального образования.

     Безвозмездные поступления в местные бюджеты  осуществляются в виде финансовой помощи федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ; финансовой помощи бюджетов других муниципальных образований; прочих безвозмездных поступлений.

     Расходы местных бюджетов включают:

     - решение вопросов местного значения;

     - обслуживание и погашение муниципального  долга;

     -выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и муниципальных районов (городских округов);

     - осуществление отдельных государственных  полномочий, переданных местным  органам власти. 

     2.4. Государственный  кредит Российской Федерации.

     Государственный кредит является частью государственных финансов, одной из форм мобилизации государством денежных ресурсов, нужных ему для выполнения своих функций.

     Государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений между  государством, в лице его органов  власти управления, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой стороны, при которых  государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

      Как экономическая категория государственный кредит отличается от других кредитов тем, что он обеспечивается собственностью, находящейся в распоряжении государства. Государственный кредит в качестве звена финансовой системы обслуживает формирование и использование централизованных денежных средств государства, т.е. бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

      Основой государственного кредита является добровольность, возвратность, платность и использование на общегосударственном уровне по конкретным направлениям.

      Государственный кредит выполняет три функции - фискальную, регулирующую и контрольную.

      Фискальная  функция означает, что с помощью  государственного кредита формируется  централизованный денежный фонд государства. Государство-заемщик обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. Налоговые поступления  не успевают за быстрыми темпами роста  расходов, а фискальная функция госкредита делает налоговое бремя более  равномерным по времени. Если мобилизуемый капитал вложен производительно, то займы погашаются прибылью, а если непроизводительно, то опять повышаются налоги или выпускаются новые  займы. Размещение новых займов для  погашения задолженности уже  выпущенных займов называется рефинансированием  государственного долга. Чем выше доходность государственных займов для инвесторов, тем большую часть налогов  вынуждено государство направлять на их погашение. Чем выше величина государственного долга, тем выше доля средств на его обслуживание.

      Регулирующая  функция выражается в многовариантном  воздействии на экономику страны: на состояние денежного обращения через размещение займов среди различных групп инвесторов (если государство мобилизует средства населения, то оно понижает платежеспособный спрос, если государство привлекает накопления юридических лиц для выплат населению, то количество денег в обращении увеличивается); на уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов. Если государство — заемщик, то оно увеличивает спрос на заемные средства, и этим способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем более дорогим становится кредит для всех субъектов хозяйствования. В этом случае субъекты хозяйствования уменьшают инвестиции в производство и более склонны вкладывать деньги в ценные бумаги; на занятость и производство. Это воздействие всегда положительно, если государство выступает как кредитор или как гарант. Государство может брать на себя погашение задолженности банкам по кредитам предпринимателей, которые осваивают новые рынки сбыта отечественной продукции или вкладывают кредиты в производство.

      Контрольная функция государственного кредита  имеет следующие специфические  особенности: государственный кредит тесно связан с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; государственный кредит охватывает двухстороннее движение стоимости, т. е. предполагает возвратность и возмездность предоставляемых в кредит средств; осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

     Таким образом, контролируется целевое использование  средств, сроки их возврата и своевременность  уплаты процентов.

      Государственный кредит отличается от банковского и  коммерческого кредитов. При предоставлении банковского кредита обычно в  качестве обеспечения выступают  конкретные ценности (товары на складе, незавершенное производство и т.д.). При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все  собственное его имущество или  имущество данного региона.

      Государственный кредит на практике реализуется в форме государственных займов.

      Государственные займы, составляющие основную часть  государственного долга, могут быть классифицированы по ряду признаков.

      По  месту размещения займы могут  быть подразделены на внешние и внутренние. При разделении займов по месту размещения под внешним понимаются займы, приводящие к возникновению обязательств государства перед нерезидентами, а под внутренними – перед резидентами.

      По  способу обращения займы могут  быть подразделены на рыночные и нерыночные. Рыночные займы оформляются в  такие ценные бумаги, которые свободно обращаются и перепродаются после  их первичного размещения на рынке. Нерыночные государственные займы оформляются  в фондовые инструменты, не имеющие  вторичного фондового рынка, т.е. они  покупаются инвестором у правительства  и только ему могут быть проданы. Такие бумаги не котируются на фондовой бирже.

     В зависимости от срока привлечения  средств – краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет  и выше). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Роль государственных  и муниципальных  финансов в современных  условиях. 

     3.1. Роль региональных и муниципальных финансов в экономическом и социальном развитии государства.

Информация о работе Государственные финансы