Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 19:48, курсовая работа
Что же такое государственные и муниципальные финансы? Какова структура государственных и муниципальных финансов? По экономической сущности государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. В состав государственных и муниципальных финансов входят: финансы органов государственной власти на федеральном уровне, финансы субъектов РФ, муниципальные финансы.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Государственные финансы: содержание и признаки…………………5
1.1. История возникновения государственных финансов…………………...5
1.2. Понятие государственных финансов……………………………………..6
1.3. Признаки государственных финансов……………………………………7
1.4. Структура бюджетной системы Российской Федерации……………….8
Глава 2. Структура государственных и муниципальных финансов,
характеристика её звеньев………………………………………………………13
2.1. Финансы органов государственной власти на
федеральном уровне…………………………………………………………..13
2.2. Финансы субъектов Российской Федерации…………………………...20
2.3. Муниципальные финансы……………………………………………….21
2.4. Государственный кредит Российской Федерации……………………..22
Глава 3. Роль государственных и муниципальных финансов в
современных условиях………………………………………………………..25
3.1. Роль государственных и муниципальных финансов в
экономическом и социальном развитии государства………………………25
3.2. Роль государственных и муниципальных финансов в финансовой
системе Российской Федерации……………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………29
Приложения……………………………………………………………………...30
К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов Бюджетной системы РФ; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субвенции из Федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Поступившие в федеральный бюджет средства направляются на
осуществление расходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
За счёт средств федерального бюджета обеспечиваются: финансирование деятельности Президента Российской Федерации, федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; финансирование национальной обороны и государственной безопасности РФ; государственная поддержка субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для Российской Федерации отраслях экономики (капиталоёмких, инновационных, стратегических); финансирование деятельности государственных учреждений, производящих на нерыночной основе социальные услуги общественного потребления; финансирование международной деятельности в общефедеральных интересах; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; финансовая поддержка субъектов РФ и муниципальных образований особого статуса; финансирование выборов и референдумов Российской Федерации; обслуживание государственного долга РФ; финансирование иных расходов по реализации полномочий органов государственной власти Российской Федерации.
Внебюджетные
фонды представляют собой одно из
звеньев системы финансов: с их
помощью осуществляется перераспределение
национального дохода по инициативе
и в интересах органов
Специфика внебюджетных фондов – чёткое закрепление за ними доходных источников и, чаще всего, строго целевое использование их средств.
Государственные внебюджетные фонды – это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счёт обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Государственный внебюджетный фонд Российской Федерации – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Доходы государственных внебюджетных фондов РФ формируются за счёт: обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации; средств федерального бюджета; добровольных взносов физических и юридических лиц; доходов от размещения временно свободных средств фондов.
Использование
средств государственных
В состав государственных внебюджетных фондов РФ в настоящее время входят: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и Территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д.
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) – централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ. Пенсионный фонд Российской Федерации образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. На его долю приходится почти 75 % средств внебюджетных социальных фондов. Расходы на пенсионное обеспечение – самый объемный поток социальных трансфертных платежей в России. Основной источник доходов ПФР – поступления единого социального налога (взноса), зачисляемого в фонд на государственное пенсионное обеспечение. Сумма налога определяется налогоплательщиком (работодателем, индивидуальным предпринимателем и т.д.) как соответствующая, процентная доля налоговой базы.
В бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации входят:
- налоговые доходы, распределяемые органами Федерального Казначейства между бюджетами Бюджетной системы РФ от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
- неналоговые доходы: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей, использующих труд членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации; недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации; доходы от размещения средств Пенсионного фонда РФ; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
- безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации; безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов; прочие поступления.
Средства Пенсионный фонд Российской Федерации направляются на выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца), пенсий по инвалидности, военнослужащим, компенсации пенсионерам, материальной помощи престарелым и инвалидам, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. За счёт средств ПФР финансируются различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты.
Способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, призван государственный Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ).
Фонд социального страхования Российской Федерации создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.08.1992г. №822 «О Фонде Социального Страхования РФ» и действует на основании Положения о Фонде социального страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994г. Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения при Правительстве РФ.
Денежные средства фонда – государственная собственность, они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонд социального страхования и отчёт о его исполнении утверждаются Правительством РФ, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонд социального страхования, отчёты об их исполнении после рассмотрения правлением утверждаются председателем ФСС.
В бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации входят:
- налоговые доходы: ЕСН – по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации; доходы, распределяемые органами Федерального Казначейства между бюджетами Бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных социальными налоговыми режимами:
1.
налога, взимаемого в связи с
применением упрощенной
2.
налога, взимаемого в виде стоимости
патента в связи с применением
упрощенной системы
3.
минимального налога, взимаемого
в связи с применением
4. единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 5%;
5. единого сельскохозяйственного налога – 6,4%;
- неналоговые доходы: страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации; доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования РФ; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.
- безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ФСС; прочие поступления.
Средства Фонд социального страхования направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, социальное пособие на погребение, страхование от несчастных случаев на производстве от профессиональных заболеваний, санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования образовался в соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.1991 г. №1499-1, введенным в действие с 1 января 1993 г. Фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования, предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.
В бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования входят:
- налоговые доходы: ЕСН – по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации; доходы, распределяемые органами Федерального Казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных социальными налоговыми режимами:
1.
налога, взимаемого в связи с
применением упрощенной
2.
налога, взимаемого в виде стоимости
патента в связи с применением
упрощенной системы
3.
минимального налога, взимаемого
в связи с применением
4. единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 0,5%;
5. единого сельскохозяйственного налога – 0,2%;
- неналоговые доходы: недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации; доходы от размещения временно свободных средств Федерального обязательного медицинского страхования фонда социального страхования РФ; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.
- безвозмездные поступления: межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования; прочие поступления.
В
бюджеты территориальных
- налоговые доходы: ЕСН – по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ в части, зачисляемой в территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ; доходы, распределяемые органами Федерального Казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных социальными налоговыми режимами:
1.
налога, взимаемого в связи с
применением упрощенной
2.
налога, взимаемого в виде стоимости
патента в связи с применением
упрощенной системы