Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственных ценных бумаг - источника покрытия дефицита бюджета или объекта для инвестирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Во-первых, необходимо изучить теоретические основы - понятие и сущность гос.ценных бумаг.
Во-вторых, нужно рассмотреть Государственные ценные бумаги Российской Федерации - историю их становления и развития; виды на современном этапе; как составляющую государственного долга.
В-третьих, обозначить перспективы развития рынка в целом и государственных бумаг в частности.
Предметом исследования являются государственные ценные бумаги.
Объектом исследования выступает рынок государственных ценных бумаг РФ.
Информационная база исследования: учебные и периодические издания, интернет ресурсы, нормативно - правовые документы.
Методами изучения информации по государственным ценным бумагам являются аналитический, экономический и статистический.
Введение
3
1 Теоретические основы государственных ценных бумаг
5
1.1 Понятие и сущность ценных бумаг
5
1.2 Классификация ценных бумаг
8
1.2 Понятие и сущность государственных ценных бумаг
18
2 Государственные ценные бумаги в РФ
24
2.1 История становления и развития государственных
ценных бумаг в РФ
24
2.2 Виды государственных ценных бумаг в РФ
на современном этапе
32
2.3. Государственные ценные бумаги РФ как составляющая государственного долга
39
3.Перспективы государственных ценных бумаг в РФ
44
Заключение
49
Список использованной литературы
51
ОФЗ – биржевые ценные бумаги– их торговля осуществляется на ММВБ. Так же ОФЗ размещаются на вторичном рынке.
Осуществить покупку ОФЗ может как физическое, так и юридическое лицо.
Эмитентом ОФЗ выступает Министерство финансов.
ОФЗ являются бездокументарной эмиссионной ценной бумагой, т.е. существуют в виде записей на счетах «депо», а расчеты по ним осуществляются в Национальном депозитарном центре.
Существует 4 разновидности ОФЗ:
ОФЗ-ПД – с постоянным доходом.
ОФЗ-ФД – с фиксированным доходом. Различие в том что купон в течении владения облигацией может быть различным, но суммарно доход будет такой величины, как это было оговорено.
ОФЗ-ПК – с переменным купоном. Доход изменяется ежеквартально, но в зависимости от доходности ГКО.
ОФЗ – АД – с амортизацией долга. Погашение суммы долга происходит периодически.
Государственные долгосрочные обязательства – Купонные долгосрочные облигации. Срок обращения 30 лет.
ГДО размещается среди Юридических лиц.
Эмитентом ГДО выступает Минфин.
ГДО являются документарной эмиссионной ценной бумагой. Купон по ГДО равен 15% от номинала облигации и выплачивается один раз в год.
Облигации внутреннего государственного валютного займа – Купонные средне и долгосрочные облигации. Срок обращения 1,3,6,10 и 15 лет. Купон 3% от номинала.
ОВВЗ размещались только среди Юридических лиц в 1993 году в счет погашения задолженности Внешэкономбанка СССР.
Валюта займа – Доллары США, номинал 1000, 10 000 и 100 000дол.
Облигации государственного сберегательного займа – Купонные среднесрочные облигации. Срок обращения 1 год. Набор из четырех купонов, выплачивающихся ежеквартально. Номинал 100 000 и 500 000руб.
ОГСЗ выпускаются Министерством финансов в документарной форме на предъявителя.
Размещаются среди физических и юридических лиц.
Облигации государственного нерыночного займа – Купонные долгосрочные облигации. Номинал 1 млн. руб. Выплата купона не реже одного раза в год.
ОГНЗ размещаются только среди юридических лиц.
Эмитентом является Минфин он же и устанавливает купон. Выпускаются ОГНЗ в бездокументарной форме.
Не могут обращаться на вторичном рынке
Государственные жилищные сертификаты – Документарная именная необращаемая ценная бумага.
Выпускаются Правительством РФ для физических лиц, лишившихся жилья в результате ЧС и стихийных бедствий.
Номинированы в квадратных метрах жилой площади.
Срок предъявления к погашению - год с момента выдачи.
Государственные сберегательные облигации – Купонные долгосрочные облигации. Купон фиксирован.
ГСО являются биржевыми облигациями. Выпускаются Минфином. Не обращаются на вторичном рынке.
Размещаются только среди юридических лиц- резидентов:
1. страховые организации;
2. негосударственный пенсионный фонд;
3. пенсионный фонд российской федерации;
4. акционерные инвестиционные фонды;
5. государственные внебюджетные фонды;
6.управляющие компании, осуществляющие доверительное управление пенсионными накоплениями.
Облигации внешнего облигационного займа – инструмент регулирования внешнего долга РФ, по средством еврооблигаций - облигаций выпущенных в РФ в иностранной валюте.
Размещаются Синдикатом управляющих, состоящим из российских и иностранных инвестиционных банков.
Облигации государственного сберегательного займа – Среднесрочные купонные облигации. Срок обращения 5 лет.
Выпускаются Минфином в документарной форме на предъявителя.
Размещаются среди Юридических и Физических лиц.
С течением времени торги по ГКО на российском рынке, стали носить непостоянный и малообъемный характер. Торги по ОФЗ имеют больший объем на бирже ММВБ, это связано с тем что облигации федерального займа имеют средне- и долгосрочный период погашения, а ГКО это краткосрочные бумаги - они торгуются в течение года и на вторичный ранок попадают реже.
Ниже приведены данные (таблица 6)объемов торгов по ОФЗ на Московской Межбанковской Валютной Бирже.
Таблица 6 - Объемы торгов по ГЦБ на ММВБ1
Месяц |
Сумма сделок на вторичном рынке (млрд.руб.) |
Сумма по размещению ОФЗ (млрд.руб.) |
Март 2011 |
3018,4 |
518,9 |
Февраль 2011 |
2396 |
176,1 |
Январь 2011 |
1605 |
42,3 |
Декабрь 2010 |
3204,2 |
22 |
Итого: |
10223,6 |
759,3 |
На основании данных можно сделать вывод ходе и динамике торгов по государственным облигациям:
- в конце 2010 года наблюдается высокий
объем торгов –
3,204 трлн руб., при этом было размещено
облигаций всего на 22 млрд. рублей;
- в начале года, в январе месяце объем торгов составил почти половину прошлого месяца, но сумма размещенных облигаций превысила данные прошлого месяца на 20,3 млрд. руб. Это можно объяснить «затяжным отдыхом», потому что в период праздников торги на бирже не велись;
- данные за март месяц говорят о достаточно большом объеме торгов по гособлигациям, при этом размещено было ОФЗ на 519 млрд.руб.
Это говорит об заимствовании правительством РФ колоссальной суммы: за 4 месяца совокупная сумма по размещению ОФЗ составила почти 760 млрд. рублей.
Доходы федерального бюджета в 2010 году составили 8 303,8 млрд.руб., а расходы - 10 115,6. Дефицит бюджета составил 1 811,8 млрд.руб. Таким образом за 4 месяца, путем размещения гособлигаций правительство может покрыть почти половину дефицита [12].
2.3 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
Главной целью эмиссии государственных ценных бумаг является покрытие дефицита бюджета. Выпуск ценных бумаг напрямую влияет на государственный или муниципальный долг.
Государственный или муниципальный долг - это обязательства, возникающие из государственных и муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие долговые обязательства, принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Федерации или муниципальным образованием [13]. Классификация госдолга представлена в таблице 7.
Таблица 7 - Классификация государственного (муниципального) долга1
В зависимости от заемщика |
государственный долг РФ; государственный долг субъекта РФ; муниципальный долг. |
В зависимости от типа кредитора |
внутренний, внешний долг |
По срокам |
краткосрочный (до одного года); среднесрочный (от года до пяти лет); долгосрочный (более пяти лет). |
Государственные (муниципальные) заимствования представляют собой передачу в распоряжение органов публичной власти денежных средств, которые заемщики в соответствии с условиями займа обязаны возвратить кредитору в той же сумме и с уплатой процента или дохода в иной форме.
Заимствования осуществляются в двух формах:
а) государственных (муниципальных) займов. Государственные (муниципальные) займы представляют собой передачу денежных средств в распоряжение заемщика путем приобретения заимодателя (кредиторами) государственных и муниципальных ценных бумаг;
б) прямых кредитов.
Классификации займов (таблица 8) и видового состава внутреннего долга (таблица 9) представлены ниже.
Таблица 8 - Классификация займов1
По месту размещения |
Внутренние, внешние займы |
По эмитенту |
Государственная власть РФ и субъектов РФ и органы местного самоуправления |
В зависимости от типа держателей |
Специальные, универсальные займы |
По срокам выпуска (погашения) займов |
краткосрочные (до одного года), среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (долее пяти лет) займы |
В зависимости от способа определения купонного дохода |
государственные (муниципальные) займы с постоянный, фиксированным и переменным купонными доходами |
Таблица 9 - Классификация видового состава внутреннего долга.2
по видам займов |
государственные федеральные займы; государственные сберегательные займы. |
по видам ценных бумаг |
государственные сберегательные облигации; государственные краткосрочные облигации; облигации федерального займа. |
в зависимости от вида долговой деятельности (форм долговых обязательств) |
займы; кредиты; гарантии. |
Под управлением государственным (муниципальным) долгом понимается система мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка заимствований, реализации мер управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, предоставлению государственных и муниципальных гарантий, контролю за эффективным использованием заемных средств.
Методы управления долгом:
а) реструктуризация (изменение графика погашения долга и уплаты процентов);
б) рефинансирование (погашение накопленной задолженности путем размещения новых займов);
в) конверсия (изменение доходности);
г) консолидация (увеличение сроков займа);
д) унификация (объединение нескольких ранее выпущенных займов в одном новом займе);
е) аннулирование.
Ниже представлены данные о структуре государственного внешнего долга Российской Федерации (таблица 10, рисунок 2)
Таблица 10 - Структура государственного внешнего долга Российской Федерации1
Категория долга |
На 1 декабря 2010 |
На 1 января 2011 |
На 1 февраля 2011 |
На 1 марта 2011 | ||||
млн. долларов США |
эквивалент млн. евро |
млн. долларов США |
эквивалент млн. евро |
млн. долларов США |
эквивалент млн. евро |
млн. долларов США |
Эквивалент млн. евро2 | |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) |
40 736,7 |
30 679,9 |
39 956,9 |
30 192,6 |
39 798,6 |
29 047,9 |
39 771,2 |
28 769,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
777,0 |
585,2 |
779,2 |
588,8 |
751,8 |
548,7 |
754,7 |
545,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
1 762,4 |
1 327,3 |
1 721,0 |
1 300,4 |
1 719,3 |
1 254,9 |
1 719,3 |
1 243,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
1 126,4 |
848,3 |
1 113,4 |
841,3 |
1 110,7 |
810,7 |
1 119,7 |
810,0 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР3 |
812,9 |
612,2 |
55,8 |
42,2 |
55,7 |
40,6 |
56,2 |
40,7 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
3 169,8 |
2 387,3 |
3 142,8 |
2 374,8 |
3 105,5 |
2 266,6 |
3 072,3 |
2 222,4 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
30 456,5 |
22 937,6 |
30 456,5 |
23 013,8 |
30 456,5 |
22 229,4 |
30 456,5 |
22 031,7 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году |
2 000,0 |
1 506,3 |
2 000,0 |
1 511,3 |
2 000,0 |
1 459,8 |
2 000,0 |
1 446,8 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году |
3 500,0 |
2 635,9 |
3 500,0 |
2 644,7 |
3 500,0 |
2 554,6 |
3 500,0 |
2 531,8 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году |
3 466,4 |
2 610,6 |
3 466,4 |
2 619,3 |
3 466,4 |
2 530,0 |
3 466,4 |
2 507,5 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году |
2 499,9 |
1 882,7 |
2 499,9 |
1 889,0 |
2 499,9 |
1 824,6 |
2 499,9 |
1 808,4 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году |
18 990,2 |
14 302,1 |
18 990,2 |
14 349,5 |
18 990,2 |
13 860,4 |
18 990,2 |
13 737,2 |
Окончание таблицы 10 | ||||||||
Категория долга |
млн. долларов США |
эквивалент млн. евро |
млн. долларов США |
эквивалент млн. евро |
млн. долларов США |
эквивалент млн. евро |
млн. долларов США |
Эквивалент млн. евро |
Задолженность по ОВГВЗ |
1 774,9 |
1 336,7 |
1 774,9 |
1 341,2 |
1 774,9 |
1 295,4 |
1 774,9 |
1 283,9 |
в том числе: ОВГВЗ VII серии |
1 750,0 |
1 318,0 |
1 750,0 |
1 322,4 |
1 750,0 |
1 277,3 |
1 750,0 |
1 265,9 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
856,8 |
645,3 |
913,3 |
690,1 |
824,2 |
601,6 |
817,6 |
591,4 |
Итого |
113679,9 |
85 615,40 |
112120,3 |
84 721,40 |
111803,7 |
81 602,50 |
111748,9 |
80 837,00 |
Информация о работе Государственные ценные бумаги РФ, их виды