Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственных ценных бумаг - источника покрытия дефицита бюджета или объекта для инвестирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Во-первых, необходимо изучить теоретические основы - понятие и сущность гос.ценных бумаг.
Во-вторых, нужно рассмотреть Государственные ценные бумаги Российской Федерации - историю их становления и развития; виды на современном этапе; как составляющую государственного долга.
В-третьих, обозначить перспективы развития рынка в целом и государственных бумаг в частности.
Предметом исследования являются государственные ценные бумаги.
Объектом исследования выступает рынок государственных ценных бумаг РФ.
Информационная база исследования: учебные и периодические издания, интернет ресурсы, нормативно - правовые документы.
Методами изучения информации по государственным ценным бумагам являются аналитический, экономический и статистический.
Введение
3
1 Теоретические основы государственных ценных бумаг
5
1.1 Понятие и сущность ценных бумаг
5
1.2 Классификация ценных бумаг
8
1.2 Понятие и сущность государственных ценных бумаг
18
2 Государственные ценные бумаги в РФ
24
2.1 История становления и развития государственных
ценных бумаг в РФ
24
2.2 Виды государственных ценных бумаг в РФ
на современном этапе
32
2.3. Государственные ценные бумаги РФ как составляющая государственного долга
39
3.Перспективы государственных ценных бумаг в РФ
44
Заключение
49
Список использованной литературы
51
- самыми распространенными ценными бумагами являются: акция, облигация, вексель и банковский сертификат.
1.3 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
Государственные ценные бумаги – ценные бумаги, выпущенные государством; долговые обязательства эмитента перед приобретателем данных обязательств в том, что эмитент обязуется в срок и в полной мере погасить ценные бумаги, выплачивать причитающиеся проценты, если таковые следуют из договора о покупке ценных бумаг, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре.
Это источник финансирования
расходов государства, территориально-
К числу государственных ценных бумаг, принятых в мировой практике, относятся следующие ценные бумаги: государственные облигации, казначейские векселя, сберегательные сертификаты.
К ценным бумагам, в целом, и к государственным ценным бумагам, в частности, относятся денежные документы:
- удостоверяющие право владения или отношения займа;
- определяющие взаимоотношения между лицом, выпустившим эти документы, и их владельцем;
- предусматривающие, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих отношений, другим лицам.
Причин появления такого
инструмента как
Цель выпуска: Во-первых, государство использует их как метод мобилизации денежных сбережений граждан, временно свободных финансовых ресурсов институциональных инвесторов (страховые компании, пенсионные фонды и др.) для финансирования расходов бюджета, превышающих его доходы.
Во-вторых, ценные бумаги используются для регулирования денежного обращения.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться центральными органами, органами власти на местах, отделенных, относительно независимыми, государственными учреждениями, а так же организациями, которые пользуются государственной поддержкой.
Государственные ценные
бумаги имеют как правило 2 преимущества
перед другими ценными
- самый высокий уровень
надёжности для вложенных
- льготное налогообложение
по сравнению с другими
Правительство выпускает долговые обязательства широкого спектра
сроков от казначейских векселей сроком
в 3 месяца до облигаций сроком
30 лет.
С помощью выпуска в обращение государственных ценных бумаг решаются следующие основные задачи: финансирование государственного бюджета на не инфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение; финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т.д.
Таким образом, государственные ценные бумаги – ценные бумаги, выпускаемые государством, органами местного самоуправления, унитарными предприятиями и предприятиями имеющими государственную поддержку, с целью привлечения средств от физических и юридических для покрытия дефицита бюджета.
Функции государственных ценных бумаг схожи с функциями ценных бумаг:
1) перераспределяют денежные средства (капиталы) между отраслями и сферами экономики; территориями и странами; населением и государством и т.п.;
2) обеспечивает получение дохода на капитал и (или) возврат самого капитала.
В зависимости от критерия, лежащего в основе классификации, существует несколько группировок.
По виду эмитента:
- ценные бумаги центрального правительства;
- муниципальные ценные бумаги;
- ценные бумаги государственных учреждений;
- ценные бумаги, которым придан статус государственных.
По форме обращаемости:
- рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения;
- нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через определенный срок возвращены эмитенту.
По срокам обращения:
- краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;
- среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 до 5—10 лет;
- долгосрочные, т.е. имеющие срок жизни обычно свыше 10—15 лет.
По способу выплаты (получения) доходов:
- процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть: фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации; плавающей; ступенчатой);
- дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;
- индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;
- выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;
- комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.
Основные виды государственных ценных бумаг в России и в развитых странах приведены в табл. 3.
Таблица 3 – Основные виды государственных ценных бумаг в России и в развитых странах1
Эмитенты / Срок обращения |
Краткосрочные |
Среднесрочные |
Долгосрочные | |
США | ||||
1. Федеральные органы власти |
||||
Продолжение таблицы 3 | ||||
Эмитенты / Срок обращения |
Краткосрочные |
Среднесрочные |
Долгосрочные | |
1.1. Рыночные ценные бумаги |
Казначейские векселя (до 1 года) |
Казначейские ноты (на 2-10 лет) |
Казначейские боны (на 20-30 лет) | |
1.2. Нерыночные ценные бумаги |
- |
Сберегательные облигации (на 8-10 лет) |
- | |
2. Муниципальные органы власти (штаты, муниципалитеты и др.) |
Краткосрочные векселя (до 1 года) |
Краткосрочные и среднесрочные облигации (от 1 года до 9 лет) |
Долгосрочные облигации (свыше 20 лет) | |
3. Организации, связанные с |
- |
Облигации Азиатского банка развития, Системы фермерского кредита и др. | ||
ГЕРМАНИЯ | ||||
1. Федеральные органы власти |
||||
1.1. Рыночные ценные бумаги |
Казначейские сертификаты (от 6 мес. до 3 лет) |
Федеральные облигации (5 лет) |
Облигации ФРГ (до 30 лет) | |
1.2. Нерыночные ценные бумаги |
- |
Казначейские обязательства (на 1—2 года) Сберегательные облигации (на 6-10 лет) |
- | |
2. Муниципальные органы власти |
- |
Долговые сертификаты и | ||
3. Организации, связанные с |
- |
Долговые сертификаты и | ||
ЯПОНИЯ | ||||
1. Центральное правительство |
Казначейские векселя (на 3-6 мес.)) |
Среднесрочные облигации (на 2-5 лет) |
Долгосрочные облигации (на 10-20 лет) | |
2. Муниципальные органы власти |
- |
Облигации префектур, городов |
||
3. Организации, связанные с |
- |
Облигации предприятий и организаций, связанных с правительством |
- | |
РОССИЯ | ||||
1. Федеральные органы власти |
Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) |
Облигации федерального займа (ОФЗ) |
Государственные долгосрочные облигации (ГДО) | |
Казначейские обязательства (КО) |
Облигации внутреннего валютного займа |
Облигации внутреннего валютного займа | ||
Окончание таблицы 3 | ||||
Эмитенты / Срок обращения |
Краткосрочные |
Среднесрочные |
Долгосрочные | |
2. Муниципальные органы власти |
Муниципальные краткосрочные бескупонные |
Муниципальные среднесрочные облигации. |
||
облигации (МКО). |
||||
Муниципальные векселя. |
Муниципальные жилищные сертификаты |
На основании теоретических основ ценных бумаг, стоит сделать выводы о ценных бумагах:
Во-первых, ценные бумаги - документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении; Особый товар; актив, обладающий отличительными признаками, такими как стандартность, серийность и рыночный характер.
Во-вторых, целью эмиссии ценных бумаг является привлечение свободных средств физических и юридических лиц, предоставляя более рискованные, чем банковские вклады условия, а значит и большую доходность.
В-третьих, в российском законодательстве к ценным бумагам относятся 15 бумаг, которые можно классифицировать по ряду параметров; Самыми распространенными ценными бумагами являются: акция, облигация, вексель и банковский сертификат.
В- четвертых, в мировой практике существует множество ценных бумаг, законодательства разных стран относит к «ценным» различные бумаги.
В-пятых, государственные ценные бумаги – ценные бумаги, выпускаемые государством, органами местного самоуправления, унитарными предприятиями и предприятиями имеющими государственную поддержку, с целью привлечения средств от физических и юридических для покрытия дефицита бюджета.
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ
БУМАГИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
Историю развития рынка государственных ценных бумаг можно разделить на шесть этапов (таблица 4).
Таблица 4 - История развития рынка государственных
ценных бумаг
в России1
Период |
Этап развития |
1769-1914 |
1. Российская империя |
1915-1922 |
2. Временное правительство |
1922-1924 |
3. Новая экономическая политика |
1930-1991 |
4.Централизованная экономика СССР |
1990-1993 |
5. Преддверие рыночных реформ |
1993-1997 |
6.Современный рынок |
1. Возникновение российского рынка ценных бумаг исторически восходит к эпохе правления Екатерины II, когда в 1769 г. Россией был размещен в Голландии (Амстердам) первый государственный внешний заем. В дальнейшем государство продолжало регулярно покрывать свои потребности в финансовых ресурсах за счет размещения крупных займов на заграничных рынках.
Государственные ценные бумаги на внутреннем рынке появились при правлении Александра I в связи с известным высочайшим указом от 25 марта 1809 г., определившим основные правила и условия их выпуска и обращения. Первые российские внутренние займы приносили доход в размере 6% годовых с дополнительным премиальным 1% (грация), которые выплачивались ежегодно. Их доходность была выше, нежели предоставляемая государственными кредитными конторами. Кроме того, государственные облигации принимались в качестве залогов, откупов, казенных сборов и пошлин, что также способствовало повышению их привлекательности.
Государство стало регулярно использовать этот канал привлечения финансовых ресурсов в казну, однако покрытие дефицита бюджета за счет него не превышало 10% вплоть до середины XIX в. Основная доля поступлений в казну шла за счет внешних займов. Но с этого времени российские государственные облигации начали активно обращаться на биржевом и внебиржевом рынках страны.
В течение XIX — начале XX вв. российский державный бюджет отличался хроническим дефицитом, поэтому государство систематически осуществляло эмиссии облигаций.
По периоду обращения
облигаций государственные
Продолжительность обращения краткосрочных бумаг составляла от 3 до 12 месяцев, а их номинал не превышал 500 руб. Эмитентом выступало Министерство финансов, объем непогашенной задолженности, который по этим займам первоначально был ограничен суммой 50 млн руб., в начале XX в. был существенно расширен. Краткосрочные облигации продавались с дисконтом к номиналу, а погашались Государственным банком по нарицательной стоимости, что позволяло владельцам получать установленный доход.
К среднесрочным бумагам относились выпускавшиеся Государственным казначейством билеты, период обращения которых составлял 4 и 8 лет соответственно для разных серий, а номинал устанавливался в размере 50 руб. Первые выпуски этих бумаг приносили доход в размере 3% годовых, а доходность последующих серий достигала 4%. Они имели льготы по налогообложению дохода, а также принимались Государственным банком и казначейством во все виды платежей по номинальной стоимости [5].
Долгосрочные облигации в России выпускались на период 50—80 лет и более и вместе с бессрочными займами занимали доминирующее положение в структуре государственного долга. Бессрочные займы приносили владельцам облигаций непрерывный доход, т. е. ренту, однако правительство в соответствии с законом имело право погашать их по номинальной стоимости.
Информация о работе Государственные ценные бумаги РФ, их виды