Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:34, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение государственных ценных бумаг - источника покрытия дефицита бюджета или объекта для инвестирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Во-первых, необходимо изучить теоретические основы - понятие и сущность гос.ценных бумаг.
Во-вторых, нужно рассмотреть Государственные ценные бумаги Российской Федерации - историю их становления и развития; виды на современном этапе; как составляющую государственного долга.
В-третьих, обозначить перспективы развития рынка в целом и государственных бумаг в частности.
Предметом исследования являются государственные ценные бумаги.
Объектом исследования выступает рынок государственных ценных бумаг РФ.
Информационная база исследования: учебные и периодические издания, интернет ресурсы, нормативно - правовые документы.
Методами изучения информации по государственным ценным бумагам являются аналитический, экономический и статистический.
Введение
3
1 Теоретические основы государственных ценных бумаг
5
1.1 Понятие и сущность ценных бумаг
5
1.2 Классификация ценных бумаг
8
1.2 Понятие и сущность государственных ценных бумаг
18
2 Государственные ценные бумаги в РФ
24
2.1 История становления и развития государственных
ценных бумаг в РФ
24
2.2 Виды государственных ценных бумаг в РФ
на современном этапе
32
2.3. Государственные ценные бумаги РФ как составляющая государственного долга
39
3.Перспективы государственных ценных бумаг в РФ
44
Заключение
49
Список использованной литературы
51
И наконец, в третьей четверти XIX в., в период правления Александра II, на российском рынке появились долговые ценные бумаги городов, т. е. местных органов власти. Их привлекательность существенно уступала государственным облигациям, несмотря на повышенную доходность. Они имели хождение, как правило, только в тех регионах, где были выпущены, а также обладали довольно длительными сроками обращения — до 50 лет и более.
Начало Первой мировой войны ввергло фондовый рынок Российской империи, как и многие другие европейские рынки, в глубокий кризис. К середине 1915 г. на нем наметилась тенденция оживления деятельности, однако политическая нестабильность в стране не позволила фондовому рынку полностью восстановиться [6].
2. После февральских событий 1917 г. экономическое положение страны стало серьезно ухудшаться. Рост военных расходов, высокие темпы инфляции и огромный государственный долг, доставшийся от прежнего режима, вынудили Временное правительство срочно изыскивать возможности привлечения финансовых ресурсов. Из двух главных источников — получения новых кредитов у военных союзников и осуществления внутренних заимствований — ставка была сделана главным образом на второй.
К началу XX в. российский рынок ценных бумаг окончательно сформировался как структурно, так и функционально, достигнув апогея в 1914 г. Однако по степени развития в силу объективных причин он в целом отставал от западных соседей, особенно Германии, Франции, Англии и США, а к концу 1917 г. практически прекратил свое существование.
После очередной смены политической власти в стране Декретом ВЦИК в январе 1918 г. были аннулированы все внешние и внутренние долги и гарантийные обязательства царского и временного правительств. Ликвидация российского рынка облигаций и акций была окончательно завершена в сентябре 1920 г. соответствующим Декретом СНК [7].
3. Возрождение рынка ценных бумаг в стране началось с переходом к нэпу. Государственные заимствования на внутреннем рынке возобновились в 1922—1923 гг., когда была проведена не имевшая ранее аналогов эмиссия облигаций первого и второго так называемых хлебных займов, а также сахарного займа. Они носили краткосрочный (сезонный) характер — срок обращения каждого не превышал года. Бумаги номинировались соответственно в пудах ржи и сахара, приобретались за деньги, а погашались либо натурой, либо деньгами по усмотрению держателей. Облигации хлебных и сахарного займов принимались в уплату существовавшего тогда натурального налога и были привлекательными для граждан, особенно занятых в сельском хозяйстве. Натуральные займы имели очевидный успех, благодаря им в стране появился вторичный рынок облигаций. Позже предпринимались попытки эмиссии краткосрочных денежных займов, но из-за отсутствия должного опыта их выпуск оказался нерентабельным для государства.
С завершением периода нэпа деятельность всех фондовых отделов бирж была прекращена и рынок ценных бумаг СССР окончательно стал государственным [8].
4. В период с начала 30-х годов по 1957 г. правительство разместило всего 45 займов, тогда как в 20-е годы было выпущено в общей сложности 24 государственных займа. Число эмиссий относительно сократилось, однако объем заимствований несравненно возрос, что было причиной влияния ряда объективных факторов на развитие экономики страны в этот период.
Объем заимствований государства в довоенное время составил около 50 млрд руб., а в течение 1941—1945 гг. — более 76 млрд руб.
После войны параллельно с денежной реформой была проведена конверсия займов, распространенных среди населения в период 1936—1946 гг., в облигации Государственного 2%-го займа 1948 г.
Облигации госзаймов не могли приносить населению ощутимых выгод, поскольку установленные размеры доходов были весьма непривлекательными. Если в 20-е годы они приносили годовой доход в 6— 12%, то в последующем он составлял лишь 2—4% (для облигаций, реализуемых по номиналу). Непривлекательность облигаций зачастую компенсировалась политическим давлением в ходе их размещения. Нередко часть заработной платы трудящихся принудительно выдавалась облигациями. Это позволяло правительству осуществлять крупномасштабные заимствования среди широких слоев населения. В 50-е годы, например, число держателей гособлигаций превышало 70 млн человек.
Государство, привлекая огромные денежные ресурсы, не обеспечивало эффективности их использования и поэтому не всегда своевременно справлялось со своими обязательствами по займам. В таких случаях, исходя из мирового и отечественного опыта, обычно предпринимались конверсии одних займов в другие. В СССР в апреле 1957 г. было принято беспрецедентное решение об отсрочке на 20 лет начала погашения послевоенных займов, что существенно подорвало доверие граждан к способности правительства выполнять свои обязательства. В результате этой акции активность эмиссии государственных бумаг на длительное время была значительно снижена [9].
5. В предреформенный период в СССР предпринимались многочисленные неудачные попытки эмиссии разнообразных видов государственных облигаций. В 1990 г. среди населения начал распространяться целевой беспроцентный заем, погашение которого планировалось через три года дефицитными в то время товарами длительного пользования, аналогично натуральным займам 20-х годов. Однако высокий уровень инфляции в стране вскоре привел к прекращению его размещения.
Кроме того, был осуществлен выпуск государственных казначейских обязательств 1990 г. сроком на 16 лет и доходностью 5%, предназначенных для населения. Вскоре в целях повышения их привлекательности срок обращения пришлось снизить вдвое, а доходность повысить в том же размере. Однако предпринятые меры лишь ненадолго оживили реализацию этих бумаг.
В это же время, на 16-летний срок была осуществлена эмиссия облигаций Государственного внутреннего 5%-го займа СССР 1990 г., предназначенного для добровольного размещения среди юридических лиц и общественных организаций, с ежегодной выплатой им купонного дохода в безналичной форме. Участь этих бумаг немногим отличалась от предыдущих выпусков.
И наконец, в середине 1991 г. было принято решение об эмиссии облигаций 8,5%-го займа Российской Федерации с организацией обращения по новой безбумажной технологии. Ему также не суждено было состояться. После распада СССР приемником союзных долгов стала Россия [10].
6. Период 1993—1997 гг. отличался динамичным и качественным развитием рынка государственных ценных бумаг. Они стали играть ведущую роль на фондовом рынке страны, так как были самыми надежными среди прочих инструментов. Кроме того, государство остро нуждалось в дополнительных ресурсах для выравнивания хронически дефицитного бюджета, а налоговую политику, проводимую им в то время, нельзя было признать эффективной. Долгосрочные займы, по известным причинам, не пользовались популярностью. Поэтому важное значение приобрела диверсификация деятельности в сфере ценных бумаг, где отношения государства и инвесторов начали складываться на добровольной основе. Эти отношения регламентировались как нормами общегражданского, так и специального законодательства страны.
Основными инструментами стали государственные ценные бумаги, предназначенные для финансирования бюджетного дефицита (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ); реструктуризации внутреннего валютного долга (ОВВЗ); сглаживания дефицита финансовых ресурсов в обращении (КО, налоговые освобождения, векселя); аккумуляции свободных ресурсов посредством денежной приватизации (инвестиционные торги и конкурсы, залоговые аукционы и т. д.).
Динамичное развитие рынка государственных долговых инструментов, отмеченное в Концепции, позитивно влияло на бюджетный процесс, способствовало отвлечению средств инвесторов от вложений в суррогаты ценных бумаг некоторых коммерческих структур, оказало доминирующее воздействие на ценовую динамику. Однако относительно высокая доходность государственных долговых инструментов создавала проблемы привлечения средств на развитие корпоративного сектора экономики и высокой стоимости заимствований на рынке государственного долга.
Как отмечалось выше, государственные долгосрочные займы не имели успеха, хотя отдельные из них продолжали оставаться в обращении. Примером являются Государственные долгосрочные облигации (ГДО), выпущенные на 30 лет в 1991 г. Объем займа составлял 80 млрд неденоминированных руб. и был разбит на 16 траншей. Нарицательная стоимость ГДО равнялась 100 тыс. руб., а купонный доход — 15% к номиналу, выплачивается он ежегодно. Банк России проводит еженедельную котировку ГДО.
Наиболее популярным
видом государственных ценных бумаг
в 90-е годы, бесспорно, считались
ГКО. В 1993 г. на основании соответствующего
постановления Правительства
Срок обращения разных серий ГКО составлял 3, 6 и 12 месяцев, а номинал 1 млн руб. (неденоминированных). Они выпускались в виде записей на специальных счетах депо, не имели купонов и продавались на аукционах со скидкой к номиналу, что при погашении определяло доход инвестора. За весь период существования этого рынка в стране доходность ГКО изменялась от 30 до 200%.
Облигации внутреннего валютного займа номинировались в долларах США, их нарицательная стоимость равнялась 1, 10 и 100 тыс. долл. Первоначальный объем эмиссии составил около 8 млрд долл., разбитых на пять траншей со сроками погашения от 1 до 15 лет. В 1996 г. были произведены дополнительные выпуски облигаций ВВЗ: по 4 и 5 траншам — на сумму немногим более 1,5 млрд. долл., по 6 и 7 — на 3,5 млрд долл. Облигации выпускались в бумажной форме с ежегодной выплатой купонного дохода в размере 3% годовых в валюте займа.
В 1995 году соответствующими нормативными документами было положено начало размещению на рынке государственных ценных бумаг выпусков среднесрочных облигаций Федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) и серий облигаций Государственною сберегательного займа (ОГСЗ), а в 1996 г. — среднесрочных облигаций Федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД).
Период обращения среднесрочных ОФЗ изменялся в пределах от немногим более одного года до пяти лет. Они выпускались по безбумажной технологии аналогично ГКО и имели нарицательную стоимость 1 млн неденоминированных руб. Купонный доход ОФЗ-ПК выплачивался ежеквартально и был привязан к средневзвешенной доходности ГКО за определенный период времени. Купонный доход ОФЗ-ПД имел неизменный размер за все время обращения облигаций и выплачивался ежеквартально.
Срок обращения ОГСЗ составлял один год, а размер эмиссии — 10 трлн неденоминированных руб., разбитых на 10 траншей. Нарицательная стоимость облигаций равнялась 100 и 500 руб. Они выпускались в бумажной форме, являлись предъявительскими облигациями и имели четыре купона для ежеквартальных выплат дохода. Размер дохода определялся последней официальной ставкой дохода по ОФЗ-ПД с выплатой дополнительной премии от Министерства финансов РФ.
В 1996 г. в бездокументарной форме были выпущены в обращение облигации Государственного нерыночного займа. Объем эмиссии составил 15 трлн неденоминированных руб. Облигации не могли обращаться на вторичном рынке, их нарицательная стоимость составляла 1 млн руб., а доход в виде процента к номиналу, установленный Министерством финансов, выплачивался ежегодно [11].
Российский рынок ценных бумаг, зародившийся еще в 1769 году и переживший многократную смену власти, просуществовал более чем 240 лет. В практике государственных заимствований существовало множество различных займов, как в выражении (денежные и натуральные) так и по целям.
2.2 ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Рынок государственных ценных бумаг в Российской Федерации представлен достаточно большим количеством долговых обязательств, в частности облигациями и это понятно т.к. иные ценные бумаги не могут быть эмитированы государством, субъектами РФ и местными органами власти, а их разнообразие обусловлено целями, на которые оны выпускаются.
Долговые обязательства различаются по срокам на:
Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:
- облигации федерального займа ОФЗ впервые
выпущены в 1995 году;
- государственные
краткосрочные облигации ГКО впервые
выпущены в 1993 году;
-Государственные долгосрочные облигации
ГДО;
-Облигации государственного сберегательного
займа ОГСЗ;
-Облигации
внутреннего государственного валютного
займа ОВВЗ;
-Государственные
сберегательные облигации ГСО;
-Казначейские
векселя и обязательств.
Характеристика основных российских ценных бумаг приведена в таблице 5.
ГКО являются бездокументарной эмиссионной ценной бумагой, т.е. существуют в виде записей на счетах «депо», а расчеты по ним осуществляются в Национальном депозитарном центре.
Облигации Федерального Займа – Купонные среднесрочные облигации. Т.е доход от владения такой бумагой выплачивается в виде процента от номинала. Срок обращения от 1 до 5 лет.
Таблица 5 - Характеристика Российских государственных ценных бумаг1
ОФЗ |
ГКО |
ГСО |
ГДО |
ОГНЗ |
ОВВЗ |
ОГСЗ | |
Тип дохода |
Купон |
Дисконт |
Купон |
Купон |
Купон |
Купон |
Купон |
Срок обращения |
Средне- срочные |
Кратко- срочные |
Долго- срочные |
Долго- срочные |
Долго- срочные |
Кратко, Средне- срочные |
Среднесрочные |
Тип лица- держателя |
Физические и юридические лица |
Физические и юридические лица |
Специализированные Юридические лица |
Юридические лица |
Юридические лица |
Юридические лица |
Юридические лица |
Эмитент |
Министерство Финансов РФ |
Министерство Финансов РФ |
Министерство Финансов РФ |
Министерство Финансов РФ |
Министерство Финансов РФ |
Министерство Финансов РФ |
Министерство Финансов РФ |
Обращаются на рынках |
Биржевой и вторичный рынок |
Биржевой и вторичный рынок |
Биржевой рынок |
Биржевой и вторичный рынок |
Биржевой рынок |
Биржевой и вторичный рынок |
Биржевой и вторичный рынок |
Валюта |
Российский рубль |
Российский рубль |
Российский рубль |
Российский рубль |
Российский рубль |
Валюта |
Российский рубль |
Документарные/ бездокументарные |
Бездокументарные |
Бездокументарные |
Бездокументарные |
Документарные |
Бездокументарные |
Бездокументарные |
Документарные |
Информация о работе Государственные ценные бумаги РФ, их виды