Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:41, курсовая работа
Цель курсовой работы — рассмотрение понятия и состава государственных целевых бюджетных фондов, их общей характеристики, классификации. Объектом исследования в курсовой работе является государственный бюджет. Предметом же являются целевые бюджетные средства.
В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие бюджетных целевых фондов;
— изучить содержание, необходимость формирования и порядок распределения бюджетных целевых фондов.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Экономическая сущность и социальная значимость государственных целевых фондов 8
2 ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РБ 18
2.1 Источники формирования целевых бюджетных фондов 18
2.2 Направления использования целевых бюджетных фондов 25
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 33
Заключение 39
Список использованных источников 45
— иные доходы (проценты за хранение средств фонда в банке, безвозмездные поступления и др.)
Важным источником формирования фонда является республиканский сбор при ввозе на территорию РБ озоноразрушающих веществ (в соответствии с указом президента от 19 апреля 2006 г. № 261), который взимается на территории РБ в целях защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызываемых разрушением озонового слоя, а также создания экономических основ его охраны.
Плательщиками сбора являются юридические лица РБ, иностранные и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы и ИП, ввозящие на территорию РБ данные вещества.
Сбор взимается по ставке 0.6 базовой величины за 1 кг озоноразрушающих веществ.
В целях реализации наиболее важных экономических и социальных проектов государства Указом Президента РБ от 28 декабря 2005 г. № 637 образован государственный целевой фонд национального развития. Данный фонд образуется только на республиканском уровне. Основной целью его создания является аккумуляция финансовых ресурсов для реализации наиболее важных экономических и социальных проектов государства.
Источниками формирования являются:
— часть прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ сверх части прибыли перечисляемой в бюджет в соответствии с п. 1 вышеназванного Указа ;
— иные источники, не запрещённые законодательством.
Перечень унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ, размер части прибыли, подлежащей перечислению в фонд, порядок и сроки перечисления устанавливаются ежегодно Советом министров РБ по результатам работы за предыдущий год. Этот перечень согласовывается с Президентом РБ не позднее 15 апреля отчетного года.
Размер платежа из прибыли зависит от уровня рентабельности предприятия, так если:
— рентабельность до 20 % включительно, то размер отчислений составляет 5% от прибыли (дохода);
— рентабельность от 20% до 22% включительно – ставка 10%;
— от 22% до 25% – ставка 15%;
— от 25% до 27% – ставка 17%;
— от 27% до 30% – ставка 20%;
— свыше 30% – ставка 25%.
Для организаций, основным видом деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции, независимо от уровня их рентабельности установлена ставка 5%.
Унитарные предприятия перечисляют исчисленную часть прибыли в полном объеме ежеквартально, а хозяйственные общества пересчитывают ее пропорционально доли государства в их уставном фонде. Страховые организации, кроме установленного для всех высокорентабельных субъектов установленного платежа, дополнительно перечисляют в республиканский бюджет часть прибыли, полученной от проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств:
— по договорам внутреннего страхования или комплексным договорам внутреннего страхования, а также по договорам страхования «зеленая карта» в размере 10% от их дохода;
— по договорам пограничного страхования в размере 30%.
В целях развития услуг электросвязи Указом Президента РБ от 20 февраля 2007 г. № 96 «О финансировании развития услуг электросвязи общего пользования» в составе республиканского бюджета создан государственный целевой фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания). Его распорядителем выступает Министерство связи и информатизации РБ.
Образуется за счёт обязательных отчислений операторов электросвязи (юридическое лицо или ИП, оказывающие услуги электросвязи на основании специального разрешения (лицензии) на деятельность в области связи) в размере 1,5 % доходов от оказания услуг электросвязи. Под доходами услуг электросвязи понимают суммы, начисленные пользователям по действующим тарифам за отчетный период (месяц). Оператор электросвязи (плательщик) включает отчисления в состав себестоимости оказанных услуг и имеет право относить их в состав затрат, учитываемых при налогообложении. Перечисление средств в резерв универсального обслуживания должно производиться не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным.
Средства фонда учитываются в Главном государственном казначействе и обособленно отражаются в доходной и расходной частях республиканского бюджета.
В целях улучшения экологической ситуации и повышения эффективности сбора и использования отходов в качестве вторичного сырья Указом Президента РБ 10 июля 2006 г. № 437 образован государственный целевой бюджетный фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья.
Распорядителем средств является Министерство торговли.
Источники формирования:
— сбор на организацию заготовки и использования стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона в качестве вторичного сырья, плательщиками которого являются организации, определенные п.2 ст.13 Налогового кодекса, и индивидуальные предприниматели, производящие и (или) импортирующие товары в стеклянной таре и таре на основе бумаги и картона.
Объектами обложения сбором признаются реализация товаров в стеклянной таре и таре на основе бумаги и картона (за исключением реализации стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона на экспорт), а также ввоз таких товаров на таможенную территорию Республики Беларусь (за исключением ввозимых в таможенном режиме временного ввоза товаров).
Сбор уплачивается по следующим ставкам: 10% - при реализации товаров, упакованных в стеклянную тару (налоговая база рассчитывается как произведение 0,005 базовой величины на вместимость тары в литрах), и при реализации товаров, упакованных в тару на основе бумаги и картона [налоговой базой является стоимость использованной тары (без учета налога на добавленную стоимость)]; 0,3% - при ввозе товаров, упакованных в стеклянную тару и (или) тару на основе бумаги и картона [налоговой базой является таможенная или контрактная стоимость товара (без учета налога на добавленную стоимость)]. Плательщики сбора представляют в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (для индивидуальных предпринимателей - квартал; для остальных плательщиков - месяц). Сбор уплачивается в республиканский бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
— остатки средств, поступивших на специальный расчетный счет Министерства торговли в 2005-2006 годах в виде платы за организацию сбора и переработки отходов стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона;
— иные не запрещённые законодательством источники.
Распорядителем средств инновационных фондов могут быть республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчинённые Правительству РБ, Белорусскому республиканскому союзу потребительских обществ, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомам и Минскому горисполкому.
Источниками формирования средств фонда являются обязательные отчисления, доходы от капитализации, а также безвозмездные поступления. Плательщиками обязательных отчислений являются организации, находящиеся в подчинении распорядителей, базовая ставка составляет 0.25% от себестоимости продукции (работ, услуг) входящих в их состав организаций. Данный размер по усмотрению распорядителей может корректироваться в сроки до 1 января отчетного года. Для этих целей установлены повышающие коэффициенты (например, для Белкоопсоюза –10, для Министерства транспорта и коммуникаций – 19). Обязательные отчисления включаются в себестоимость продукции, а также считаются затратами для целей налогообложения.
Суммы доходов целевых бюджетных фондов в 2011 году и удельный вес каждого фонда в общем объеме доходов бюджета представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Удельный вес целевых бюджетных фондов в общем объеме доходов бюджета на 2011 год.
Наименование фонда | Сумма доходов, тыс. рублей | Удельный вес, % |
Фонд охраны природы | 146 190 398,0 | 0,4 |
Фонд национального развития | 655 516 354,9 | 2,0 |
Фонд универсального обслуживания | 77 857 000,0 | 0,2 |
Фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья | 21 400 000,0 | 0,06 |
Инновационные фонды | 1 209 088 536,0 | 3,6 |
Общий объем доходов бюджета | 33 611 384 915,0 | |
Источник – собственная разработка. Таблица составлена на основании данных из Закона РБ «О республиканском бюджете на 2011 год» от 15 октября 2010 г. № 176-З |
Анализируя таблицу 2.1., можно сделать вывод: удельный вес инновационных фондов в общих доходах бюджета на 2011 год наибольший из всех остальных, а доля фонда организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья самая наименьшая.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод:
— источниками формирования фонда охраны природы являются: платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; платежи за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду; республиканский сбор за предоставление права ввоза на территорию РБ озоноразрушающих веществ; доходы от реализации конфискованных или иным образом обращённых в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции; возмещение вреда, причинённого в результате вредного воздействия на окружающую среду; иные доходы
— источниками формирования фонда национального развития являются:
часть прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ сверх части прибыли перечисляемой в бюджет; иные источники, не запрещённые законодательством.
— источниками формирования фонда универсального обслуживания являются:
обязательные отчисления операторов электросвязи в размере 1,5 % доходов от оказания услуг электросвязи.
— источники формирования фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья: сбор на организацию заготовки и использования стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона в качестве вторичного сырья, плательщиками которого являются организации, определенные п.2 ст.13 Налогового кодекса, и индивидуальные предприниматели, производящие и (или) импортирующие товары в стеклянной таре и таре на основе бумаги и картона.
— источниками формирования средств инновационного фонда являются обязательные отчисления, доходы от капитализации, а также безвозмездные поступления. Плательщиками обязательных отчислений являются организации, находящиеся в подчинении распорядителей.
2.1.НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ.
Использование средств фонда охраны природы по распорядителям:
1. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь:
—расходы на содержание территориальных органов и подчиненных Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь организаций, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля в области охраны и рационального использования природных ресурсов;
— мероприятия, предусмотренные в государственной программе геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Беларуси на 2011–2015 годы и на период до 2020 года;
— мероприятия, предусмотренные в государственной программе развития государственной гидрометеорологической службы на 2011–2015 годы;
— мероприятия, предусмотренные в государственной программе обеспечения функционирования и развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2011–2015 годы;
— международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, геологической и гидрометеорологической деятельности, включая выплату взносов международным организациям и секретариатам конвенций, стороной которых является Республика Беларусь;
— выполнение научно-технических работ, ведение государственных кадастров природных ресурсов;
— организация экологического образования, воспитания и просвещения, информирование о состоянии окружающей среды и мерах, принимаемых по ее охране и оздоровлению, обеспечение пропаганды экологических знаний;
— мероприятия, предусмотренные в Государственной программе развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008–2014 годы;
— мероприятия по проведению республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села «Дажынкi-2011»;
— мероприятия по сохранению и рациональному использованию зубров на 2010–2014 годы;
2.Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь:
— мероприятия по воспроизводству и охране ресурсов охотничьих животных, развитию инфраструктуры охотничьего туризма, укреплению материально-технической базы охотничьего хозяйства, выполняемые республиканским государственно-общественным объединением «Белорусское общество охотников и рыболовов»;
— мероприятия, предусмотренные в Государственной программе развития системы особо охраняемых природных территорий на 2008–2014 годы;
— мероприятия, проводимые производственно-торговым унитарным предприятием «Военохот» общественного объединения «Белорусское военно-охотничье общество»;
3.Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь:
Информация о работе Государственные целевые фонды: их формирование и использование