Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:41, курсовая работа
Цель курсовой работы — рассмотрение понятия и состава государственных целевых бюджетных фондов, их общей характеристики, классификации. Объектом исследования в курсовой работе является государственный бюджет. Предметом же являются целевые бюджетные средства.
В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие бюджетных целевых фондов;
— изучить содержание, необходимость формирования и порядок распределения бюджетных целевых фондов.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Экономическая сущность и социальная значимость государственных целевых фондов 8
2 ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РБ 18
2.1 Источники формирования целевых бюджетных фондов 18
2.2 Направления использования целевых бюджетных фондов 25
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 33
Заключение 39
Список использованных источников 45
БЕЛКООПСОЮЗ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»
Кафедра финансов и кредита
Курсовая работа
по курсу «Теория финансов»
на тему «Государственные целевые фонды: их формирование и использование»
Выполнила студентка 4 курса
группы Н — 4
специальности
Налоги и налогообложение
Ефимова О.Н.
Научный руководитель
ассистент Касец Е.Н.
Гомель 2010
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 47 с., 1 рисунок, 2 таблицы, 31 источник.
Тема «Государственные целевые фонды: их формирование и использование».
Ключевые слова: ФИНАНСЫ, СИСТЕМЫ, БЮДЖЕТ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ, ФОНДЫ, РЕСУРСЫ, ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ, РАСПОРЯДИТЕЛИ.
Объектом исследования курсовой работы является государственный бюджет. Предметом же являются целевые бюджетные средства.
Цель исследования: рассмотрение понятия и состава государственных целевых бюджетных фондов, их общей характеристики, классификации.
Используемые методы исследования: вертикальный, горизонтальный, трендовый, экономико-статистический, методы сравнения, технико-экономических расчетов, факторный анализ.
В процессе работы проведены следующие исследования и разработки: рассмотрены законодательные акты Республики Беларусь, труды белорусских, российских и зарубежных авторов в области теории финансов, экономики и государственного бюджета.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
_________________
(подпись студента)
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1 Экономическая сущность и социальная значимость государственных целевых фондов 8
2 ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РБ 18
2.1 Источники формирования целевых бюджетных фондов 18
2.2 Направления использования целевых бюджетных фондов 25
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 33
Заключение
Список использованных источников
Введение
Государственные бюджетные и внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные бюджетными и внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Бюджетные и внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики Республики Беларусь из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.
Прежняя хозяйственная система аккумулировала в республиканском бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.
Актуальность темы. На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Республику Беларусь поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей. В связи с этим изучение данной темы курсовой работы актуально в настоящее время.
Цель курсовой работы — рассмотрение понятия и состава государственных целевых бюджетных фондов, их общей характеристики, классификации. Объектом исследования в курсовой работе является государственный бюджет. Предметом же являются целевые бюджетные средства.
В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие бюджетных целевых фондов;
— изучить содержание, необходимость формирования и порядок распределения бюджетных целевых фондов.
В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, системный подход, а также специальные методы и приемы.
Курсовая работа состоит из введения, где определены цели и задачи исследования; трех глав, в которых рассмотрены основные вопросы; заключения, где сделаны выводы и обобщения по теме; списка использованных источников.
Источниками информации для написания курсовой работы являются Законы Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь, Постановления Правительства и иная нормативная документация, периодические печатные издания Республики Беларусь. Ценными информационными источниками при написании курсовой работы также является научная литература, в которой обобщен наиболее интересный существующий научный и учебно-методический материал по данной проблеме.
Курсовая работа включает 47 с., 1 рисунок, 2 таблицы, 31 источник.
1. Экономическая сущность и
социальная значимость
государственных целевых
фондов
В повседневном обиходе финансы отождествляют с деньгами. Однако финансы это не деньги и не вещи. В экономической науке под «финансами понимают систему экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств» [15, с. 216].
Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.
Финансовая наука длительное время рассматривала категорию «финансы» упрощенно, как некую сумму денежных средств, используемых государством и другими участниками денежных отношений.
Российская дореволюционная наука определяла финансы как совокупность средств, необходимых для удовлетворения потребностей различных общественных групп. В СССР под финансами понимались денежные ресурсы, сосредоточиваемые в распоряжении Советского государства для осуществления его хозяйственно-организационной и культурно-воспитательной функций, а также функций охраны социалистической собственности и обороны страны.
С научной точки зрения сведение финансов к денежным средствам неправомерно, так как под финансами, по мнению большинства экономистов, необходимо понимать экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
По мнению М.К. Фисенко «финансы возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государств и его потребностей в ресурсах» [23, с.3].
Финансы — категория историческая, так как имеют стадию возникновения и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним.
«Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с формированием и использованием денежных фондов, образуют финансовые отношения» [23, с. 13].
«К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, принято относить денежные отношения, которые возникают между:
— государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны;
— физическими и юридическими лицами;
— юридическими лицами;
— отдельными государствами» [17,с. 219].
Резкое развитие финансовых отношений произошло в XX в., особенно после Второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление крупной части национального дохода (от 30 до 50%). Располагая огромными фондами денежных средств, государства стали оказывать существенное воздействие на процесс воспроизводства. Расширилась сфера финансовых отношений. Государство стало аккумулировать не только ресурсы бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.
Главное назначение финансов заключается в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечивать выполнение всех функций государства (обороны страны, охраны собственности и др.), а также осуществлять контроль за расходованием финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы — это фонды денежных средств, которые находятся в распоряжении государства, хозяйствующих субъектов и населения, формирующиеся в процессе распределения и перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта, главным образом чистого дохода в денежной форме, и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей. В процессе распределения и перераспределения части ВВП создаются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Если децентрализованные финансовые ресурсы представляют главную форму обеспечения расширенного воспроизводства непосредственно хозяйствующих субъектов, то централизованные финансовые ресурсы являются результатом перераспределения главным образом чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и отчисления. Централизованные ресурсы сосредотачиваются в государственном бюджете, целевых бюджетных фондах, Фонде социальной защиты населения.
Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.
По мнению О.Д. Василика «…финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике» [12, с. 20].
Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.
Информация о работе Государственные целевые фонды: их формирование и использование