Государственные целевые фонды: их формирование и использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы — рассмотрение понятия и состава государственных целевых бюджетных фондов, их общей характеристики, классификации. Объектом исследования в курсовой работе является государственный бюджет. Предметом же являются целевые бюджетные средства.
В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие бюджетных целевых фондов;
— изучить содержание, необходимость формирования и порядок распределения бюджетных целевых фондов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Экономическая сущность и социальная значимость государственных целевых фондов 8
2 ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РБ 18
2.1 Источники формирования целевых бюджетных фондов 18
2.2 Направления использования целевых бюджетных фондов 25
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 33
Заключение 39
Список использованных источников 45

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

О.Д. Василик утверждает, что «…каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в середине единого целого. Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей» [12, с.22].

Финансовая система - совокупность относительно обособленных взаимосвязанных финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы распределения и перераспределения ВВП.

«Сложность и многогранность этих финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а сферы — по звеньям. Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений» [20, с.27].

Финансовая система Республики Беларусь включает в себя сферы: общегосударственные (централизованные финансы) и финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы). В условиях рыночных отношений третьей сферой является финансовый рынок, служащий для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Схема финансовой системы Республики Беларусь представлена на рисунке 1.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1. – Схема финансовой системы РБ

Источник – собственная разработка. Рисунок составлен на основе изучения экономической литературы.

 

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. «За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности – оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная наука и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство» [9, с. 170].

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

А.С. Булатов в своей книге «Экономика» пишет «…в силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам» [10, с. 302].

Наличие в составе финансовой системы в качестве самостоятельного звена государственных целевых внебюджетных фондов, а также выделение в бюджетной системе государственных целевых бюджетных фондов обусловлено необходимостью эффективного перераспределения публичных финансовых ресурсов в рамках их изыскания для финансирования отдельных отраслей народного хозяйства или для выполнения государством социально значимых задач (например, пенсионное обеспечение).

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством. В соответствии с действующим порядком государственные целевые и внебюджетные фонды имеют целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь «…бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местных бюджетов» [23, с. 96].

В соответствии с территориальным уровнем местных Советов депутатов местные бюджеты делятся на:

— бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

— бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения);

— бюджеты областного уровня и бюджет города Минска.

Зарубежный опыт финансовой деятельности показывает, что даже при наличии сильного централизованного бюджета существует необходимость в обособлении части финансовых ресурсов для решения определённых задач. Но в зарубежных странах такое обособление финансовых средств происходит в весьма ограниченном количестве, в строгом соответствии с законодательством и при достаточно низком уровне налогообложения.

Государственные целевые бюджетные фонды представляют собой особую форму образования и расходования денежных средств на обеспечение строго целевого финансирования конкретных мероприятий на наиболее приоритетных участках социального и экономического развития страны.

Для данных фондов характерно чёткое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объёмы средств этих фондов и контролировать целевое использование финансовых ресурсов.

Особенности этих фондов:

— создаются только на основании нормативно-правового акта (закона, постановления и др.);

— формируются компетентным уполномоченным органом;

— образуются с заранее установленной целью;

— подлежат государственному финансовому контролю;

— являются институтом финансовой системы.

Государственные целевые бюджетные фонды классифицируются по различным основаниям.

По правовому положению они делятся на государственные (республиканские) и местные. Первые находятся в распоряжении центральных органов управления, вторые — в распоряжении органов местного управления и самоуправления.

В зависимости от целевой направленности расходования денежных средств они делятся на фонды социального назначения и экономические фонды. Первые предназначены для решения задач социального характера. Вторые имеют экономическую направленность.

В зависимости от сроков создания различают целевые фонды, создаваемые на временной основе (как правило, это целевые бюджетные фонды, образуемые в составе бюджета, который принимается на год, и при возобновлении в последующем году целевые бюджетные фонды не всегда создаются вновь), и постоянные (обычно к ним относятся целевые внебюджетные фонды, создаваемые на длительный срок для финансирования важных государственных направлений).

В настоящее время в Республике Беларусь системы государственных денежных фондов представлена как совокупность следующих фондов:

— специальных фондов, аккумулированных в бюджетах различных уровне (бюджетные фонды);

— образуемые за пределами бюджетной системы (внебюджетные фонды).

Специфика целевых бюджетных фондов в отличие от бюджета состоит в том, что фонды функционируют в большинстве случаев либо для обеспечения нужд именно тех налогоплательщиков, за счёт которых они формируются, либо для компенсации использования отдельными экономическими субъектами благ, принадлежащих всему обществу в целом.

В соответствии с бюджетным кодексом государственный целевой бюджетный фонд — совокупность денежных средств, формируемая в составе республиканского бюджета, местных бюджетов за счет конкретных доходов, иных поступлений, и (или) средств республиканского бюджета, местных бюджетов и используемая в соответствии с бюджетной программой, утвержденной в установленном порядке.

П.И. Вахрин полагает, что «…целевые бюджетные фонды - один из элементов бюджетной системы, которые создаются в бюджетах для направленного финансирования наиболее приоритетных отраслей народного хозяйства, государственных программ или конкретных регионов» [13,c. 49]. Особенностью целевых бюджетных фондов является то, что они, как и бюджет, действуют в течение одного года, после чего создаются вновь или прекращают свое существование. Источники формирования - специальные налоги, средства бюджета, целевые государственные займы, казначейские векселя и т.д.

В РБ перечень целевых бюджетных фондов ежегодно устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Практика последних лет показывает, что на территории РБ существуют следующие государственные целевые бюджетные фонды:

— Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

— Республиканский дорожный фонд;

— Фонд охраны природы;

— Фонд национального развития;

— Фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья;

— Фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания);

— Инновационные фонды.

              В соответствии со ст. 3 Закона Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 176-3 «О республиканском бюджете на 2011 год» государственными целевыми бюджетными фондами в 2011 году являются:

- республиканский фонд охраны природы;

- фонд национального развития,

- фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья,

- фонд универсального обслуживания (резерва универсального обслуживания)

- инновационные фонды, образуемые республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ [2,c. 1].

              Подведя итоги главы 1 можно сделать следующие выводы.

Государственные целевые бюджетные фонды являются частью звена финансовой системы Республики Беларусь — общегосударственные финансы.

Государственный целевой бюджетный фонд — совокупность денежных средств, формируемая в составе республиканского бюджета, местных бюджетов за счет конкретных доходов, иных поступлений, и (или) средств республиканского бюджета, местных бюджетов и используемая в соответствии с бюджетной программой, утвержденной в установленном порядке.

Целевые бюджетные фонды  — это особая форма образования и расходования денежных средств на обеспечение целевого финансирования конкретных мероприятий. Для данных фондов характерно четкое установление доходных источников, что позволяет точно прогнозировать объемы средств этих фондов и контролировать использование финансовых ресурсов.

Перечень целевых бюджетных фондов ежегодно устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

На 2011 год в Республике Беларусь действует 5 целевых бюджетных фондов: фонд охраны природы, фонд национального развития, фонд универсального обслуживания, фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья, инновационные фонды, образуемые республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальной академией наук Беларуси, Белорусским республиканским союзом потребительских обществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1.ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ

ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

 

 

Фонд охраны природы образуется как на республиканском так и на местном уровнях. Источниками его формирования являются:

— платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

— платежи за сбросы сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;

— платежи за размещение отходов производства и размещение товаров, помещённых под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещённых под этот режим;

— республиканский сбор за предоставление права ввоза на территорию РБ озоноразрушающих веществ;

— доходы от реализации конфискованных или иным образом обращённых в доход государства орудий охоты и добычи рыбы и других водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции;

— возмещение вреда, причинённого в результате вредного воздействия на окружающую среду;

Информация о работе Государственные целевые фонды: их формирование и использование