Государственная поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:41, реферат

Описание работы

Особую роль в рыночной экономике играет мелкое и среднее предпринимательство. В связи с этим оно заслуживает и отдельного рассмотрения.

Содержание

1. Этапы развития малого бизнеса в России ……………….……….…...3
2. Проблемы малого бизнеса в России ………..……..…………………..6
3. Цели и функции государственного регулирования малого бизнеса…………………………………………………..……….……….….….7
4. Государственная поддержка малого предпринимательства ….....11
4.1. фонды поддержки малого бизнеса…………………………………..14
5. Особенности налогообложения малого предпринимательства…...16
6. Мировой опыт развития малого бизнеса………………………………19
7.Динамика развития малого бизнеса в России…….……………….…..21
8. Заключение ……………………………………………………………..….26

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 59.32 Кб (Скачать)

Актуальность  вопроса о  государственном регулировании  деятельности малого бизнеса обусловлена  той ролью, которую играет малый  бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы, связанные с  выводом экономики из кризиса. Малый  бизнес в экономике России может  выполнять различные функции, поэтому  государственным органам управления необходимо взять на себя все вопросы, связанные с регулированием деятельности малого бизнеса. Сюда относятся такие  вопросы как помощь и поддержка  малого бизнеса, так и стимулирование его развития.

  Необходимо  отметить, что практика государственного  регулирования экономики, включая  и целенаправленные меры поддержки  малого бизнеса, реализуется не  только на федеральном, но и  все более на региональном  уровне.

   Важно  и то, что в условиях активных  трансформационных процессов в  обществе и экономике практика  государственной поддержки МП как и его правовая и институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера.   Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих МП, так и все более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.  Сказанное в полной мере касается и такого важнейшего рычага этой политики как система государственных - федеральных и региональных программ поддержки МП.

Важное место  в работе занимает блок вопросов, касающихся современной роли программно-целевого метода управления и государственного регулирования социально-экономических  процессов и перспектив его использования  в политике государственной поддержки  МП на федеральном и региональном уровне. Указанный метод широко известен и имеет многолетнее применение в мировой экономической практике. В приложении к сфере МП программно-целевой  метод государственного регулирования  предполагает, прежде всего, выявление  стратегического потенциала малых  форм хозяйствования в решении ключевых вопросов социально-экономического развития, в том числе и на региональном уровне. Целевой метод требует четкого определения приоритетов государственной политики и, соответственно, каждой из программ, что в рассматриваемом круге проблем концентрируется на создании условий для наиболее полного раскрытия потенциала МП, обеспечивающего устойчивый рост и структурное совершенствование данного сектора экономики, повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности и, конечно, максимального вклада в экономический рост в целом.

При разработке целевой программы необходимо максимально  использовать системные противоречия и взаимодействия: между краткосрочными и долгосрочными целями, социальными  целями и целями структурной политики, между количественными и качественными  параметрами, между стремлением  к выравниванию уровней развития регионов и целями достижения максимальной прибыльности при минимальном риске, стремление к самоокупаемости системы  государственной поддержки МП и  необходимости реализации социально-значимых «затратных» мероприятий, между  необходимыми затратами на реализацию мер поддержки и острой ограниченностью реальных ресурсов. Метод целевого программирования, на котором должны основываться программы поддержки МП, подразумевает точное выполнение каждого мероприятия программы в установленные сроки, т.е. интегрирует необходимые элементы обязательности и даже директивности. Кроме того, в программе должны быть обозначены количественные параметры и критерии оценки степени выполнения включенных в нее мер, их экономического и социального эффекта.

В хозяйственное  практике экономически развитых стран  для программ такого типа обычно предполагается неизбежным некоторое отклонение от «абсолютного» выполнения, но не более  чем на 5-10%. Однако в России широкомасштабная практика недофинансирования подобных программ делает не редкостью их выполнение не более чем на 10%. Это происходит несмотря на принятие решений, номинально гарантирующих полное финансовое обеспечение выполнения всех программных мероприятий, которые в итоге остаются «на бумаге». В результате подобные программы на практике оказываются не директивно-целевыми, а чисто индикативными, включающими в себя набор правильных, но декларативных положений. Этим подрывается и дискредитируется сам программно-целевой подход к осуществлению мер поддержки МП.

Программно-целевой  метод требует максимального  учета региональной специфики при  реализации конкретных мероприятий. При  этом сама программа действия в области  МП должна быть самым тщательным образом  увязана с другими целевыми программами, прямо или косвенно имеющими отношение  к кругу затрагиваемых социально-экономических  отношений, в данном случае - к сфере  малого предпринимательства.

Программно-целевой  метод практического осуществления  мер государственной поддержки  МП представлен двумя формально  завершенными федеральными программами а также значительным числом региональных программ на уровне субъектов Федерации. Таковые программы имеет примерно 70 субъектов Российской Федерации. В ряде регионов России, имеющих прочные экономико-правовые основы местного самоуправления, апробируются возможности разработки аналогичных программ на местном уровне (например, на уровне административных округов г. Москвы). Указанные программы не покрывают собой всю совокупность мер государственной поддержки МП (например, установленные законом налоговые и иные льготы для МП действуют независимо от каких-либо программ, хотя программы часто интегрируют в себя задачу обоснования и вынесения на рассмотрение соответствующих органов власти и управления предложений по совершенствованию налоговой и иной политики в отношении малого бизнеса). Однако можно предположить, что неудовлетворительный характер мер государственной поддержки МП на федеральном и, особенно, на региональном уровне - сегодня это на 2/3 проблема несовершенства соответствующих целевых программ и, в частности, их межуровневого взаимодействия.

Основные требования к государственным программам поддержки МП изложены в ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Здесь содержится такое важное, но по сути так и не реализованное требование, как внесение Правительством РФ данной федеральной программы на рассмотрение Федерального собрания перед представлением федерального бюджета на соответствующий год. Законом установлен ряд важных требований к государственным программам поддержки МП. Таковые должны содержать:

•  меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки МП на соответствующем программе уровне;

•  приоритетные виды и перспективные направления деятельности МП;

• предложения по изменению действующих/установлению новых налоговых льгот МП, а также по выделению средств соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

• меры по обеспечению передачи субъектам МП незавершенных строительством и пустующих объектов; мощностей нерентабельных и убыточных предприятий;

• меры по массовому вовлечению людей в предпринимательскую деятельность, в том числе, с особым акцентом на расширение указанных возможностей для социально-незащищенных слоев населения и многое другое.

Однако такие  установки носят чрезвычайно  общий характер. В результате, на сегодня не сложилось целостного представления о необходимом  содержании и, главное, формах взаимодействия государственных федеральных и  региональных программ поддержки МП пока не существует. Формальным является и отсылка закона к обязательности финансирования названных программ, бесконечная корректировка которых  по критерию их реального финансирования деструктивно воздействует на всю систему  взаимодействия в области государственной  поддержки МП на федеральном и  региональном уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Основные  меры государственной поддержки  малого бизнеса

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным  условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о  том, что малые предприятия и  малое предпринимательство нуждаются  во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь, путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Государственная поддержка малого предпринимательства  осуществляется по следующим направлениям:

1) Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

2) Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

3) Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.

4) Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. 

5) поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих     полномочий при  проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:

1. разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства  РФ в области государственной поддержки малого предпринимательства;

2. проводят анализ состояния малого предпринимательства, и эффективности применения мер по его государственной поддержке;

3. организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства;

4. подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот  по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки малого предпринимательства;

5. оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства.  

6. координируют деятельность федеральных специализированных организаций с государственным участием, осуществляющих поддержку малого предпринимательства.

Государством  принимается федеральная программа  поддержки малого предпринимательства.

Государственная поддержка осуществляется в соответствии с федеральной программой государственной  поддержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки  малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления

Правительство  РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной программы  государственной поддержки малого предпринимательства.

В федеральном  бюджете ежегодно предусматривается  выделение ассигнований на её реализацию.

Государственные и муниципальные программы поддержки  малого предпринимательства включают в себя основные положения:

• меры по формирования инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;

• перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого   предпринимательства;

• меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

• предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства и т.д.

Финансовое  обеспечение государственных и  муниципальных программ поддержки  малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов  РФ и средств местных бюджетов и других источников.

Очевидно, что  ситуация с развитием малого предпринимательства  во многом зависит от эффективности  его поддержки в субъектах  Российской Федерации. Так, органы исполнительной власти, поддерживающие малые предприятия, действуют примерно в 70 регионах. Наиболее успешно эта поддержка оказывается  в Москве, Санкт-Петербурге, Новгородской, Нижегородской областях и ряде других субъектов федерации. Здесь выполняются  намеченные региональные программы, инвестиционные проекты.

В Москве, например, малые предприятия дают примерно 40 % налоговых поступлений в бюджет города. Столица единственный регион в РФ, где число вакансий превышает  число безработных.Хуже обстоит дело в Читинской области, Магаданской и ряде других областей, где пока что отсутствует необходимая инфраструктура поддержки малого предпринимательства.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса