Государственная поддержка малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:41, реферат

Описание работы

Особую роль в рыночной экономике играет мелкое и среднее предпринимательство. В связи с этим оно заслуживает и отдельного рассмотрения.

Содержание

1. Этапы развития малого бизнеса в России ……………….……….…...3
2. Проблемы малого бизнеса в России ………..……..…………………..6
3. Цели и функции государственного регулирования малого бизнеса…………………………………………………..……….……….….….7
4. Государственная поддержка малого предпринимательства ….....11
4.1. фонды поддержки малого бизнеса…………………………………..14
5. Особенности налогообложения малого предпринимательства…...16
6. Мировой опыт развития малого бизнеса………………………………19
7.Динамика развития малого бизнеса в России…….……………….…..21
8. Заключение ……………………………………………………………..….26

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 59.32 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» 
 
 

Курсовая  работа

Кафедра финансов, денежного обращения и кредита 

Тема: Государственная поддержка малого бизнеса 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    

  Выполнила студентка:
  Богославская М.К.
  Факультет ТЭФ,2курс

№ зачетной книжки 28002-ЭД

  Научный руководитель:
  Морозов В.Н.

    
 

Санкт-Петербург

2011

Содержание 

1.  Этапы развития  малого бизнеса в России ……………….……….…...3

2.  Проблемы  малого бизнеса в России ………..……..…………………..6

3. Цели и функции  государственного регулирования  малого бизнеса…………………………………………………..……….……….….….7

4.  Государственная  поддержка малого предпринимательства  ….....11

4.1. фонды поддержки  малого бизнеса…………………………………..14

5. Особенности налогообложения малого предпринимательства…...16

6. Мировой опыт развития малого бизнеса………………………………19

7.Динамика развития малого бизнеса в России…….……………….…..21

8. Заключение  ……………………………………………………………..….26

9. Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Особую роль в рыночной экономике играет мелкое и среднее предпринимательство. В связи с этим оно заслуживает  и отдельного рассмотрения.

Малые предприятия (особенно в сфере торговли) являются ключевыми при переходе к эффективной  рыночной экономике. Малое предпринимательство  представляет собой  многочисленный слой мелких собственников, которые  в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический  и отчасти политический уровень  развития страны. Они принадлежат  к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными  производителями, так и потребителями  широкого спектра товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами  малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Экономисты  самых разных школ и направлений  сходятся на том, что в нынешней ситуации одной из важнейших задач является активизация и развитие малого бизнеса. Да, несомненно, крупный бизнес определяет экономическую и техническую  мощь страны, однако в условиях разразившегося кризиса неплатежей именно крупные  предприятия стали основными  неплательщиками в бюджет, что  поставило в тяжелейшее положение  как федеральные и региональные власти, так и органы местного самоуправления. Малый же бизнес по своей природе  мобилен, не требует больших инвестиций, быстро выходит на рентабельность.

Основная задача на сегодняшний момент, которая стоит перед местными, муниципальными, региональными и федеральными властями - сделать всё, чтобы люди, потерявшие работу, не скапливались в очередях центров занятости, не выжидали пособия по безработице, а активно искали возможности с пользой для себя, для своей семьи распорядиться имеющимися знаниями, профессиональным мастерством, талантом, чтобы они работали и создавали новые рабочие места.Всё вышеперечисленное стало решающим фактором в выборе темы для моей курсовой работы. 

1.Этапы развития малого бизнеса в России 

Российское  малое предпринимательство в  своём становлении за последние  десять лет уже прошло два этапа, и находиться накануне вхождения  в новый, четвёртый, этап.

Первый из них наблюдался в конце 80-х годов. В целом неплохое положение дел  в экономике обусловило отношение  к данному периоду как к  “золотому веку” малого предпринимательства. Действительно, происходило очень  быстрое и лёгкое накопление капиталов, развивалось производство дефицитных товаров широкого потребления, сфера  всевозможных (и столь же дефицитных тогда) бытовых услуг, розничная  торговля и общественное питание  и т.п. Однако была и другая сторона  “золотого века” – малые предприятия  выполняли роль канала перекачки ресурсов госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключается в том, что средства, накапливаемые в малом бизнесе практически всегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.

Конечно, в  развитии малого бизнеса того времени  имели место не только негативные процессы. В годы перестройки малое  предпринимательство включалось в общий, поддерживаемый правительством,  процесс развития кооперативного движения. Именно через кооперацию происходило обучение широких масс населения основам предпринимательства.

Однако “золотой век” малого бизнеса и вменяемые  ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жёстком противоречии с другими направлениями экономических  преобразований, а точнее – с  неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко–унитарных традициях, с опорой исключительно на аппарат  государственной власти и управления. Попытки правительства ограничивать возможности получения доходов  от разницы между фиксированными ценами госсектора и свободными ценами негосударственных предприятий, регламентировать деятельность малых предприятий, использовать рычаги налогообложения – всё  это наталкивалось на явную недееспособность государственного аппарата.

Необходим был  кардинально иной экономический  курс. И он был воплощён в 1991 году в уже обновлённой России в  реформах “шоковой терапии”. Начался  новый, второй, этап и в развитии российского малого бизнеса.

1991 год –  год великих реформ охарактеризовался  самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Стала образовываться нормальная конкурентная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за  выживание на основе повышения качества, разнообразия товаров и услуг или снижения цен на них.

Важнейшей функцией малого предпринимательства в условиях шоковой терапии стало обеспечение  выживания значительных слоёв населения  в условиях острого кризиса через  самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных средств к существованию.

Падение потребительского спроса на товары отечественного производства торговое малое предпринимательство  компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных, но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского  потребителя (например, ширпотреб из Турции и Китая). Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую  социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь  в нишах, обслуживающих как массовых потребителей со средними доходами, так  и потребителей с высоким уровнем  доходов. Достаточно быстро рядом с  мелкими торговыми палатками  стали возникать элитные магазины, владельцы которых нередко начинали с “челночной” деятельности.

Уже тогда  стала формироваться структура  рынка, характерная и для современной  России, а именно – превалирование торговой и посреднической деятельности. И это была закономерная реакция  на введённый правительством налоговый  прессинг. В бывшем СССР не предусматривалась  налоговая система для предпринимательства, поэтому введение в практику хозяйственной  жизни элементов нормальной налоговой  ответственности вызвало у непривыкших  к этому предпринимателей вполне естественную реакцию отторжения. Кроме  того, в реакции отразился явный  экстремум правительственной налоговой  политики, направленной на изъятие  до 70 - 90% доходов малых предприятий. Бизнесменов тем самым подталкивали к тому,  чтобы искать  и находить способы  сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудно контролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов.

Однако уже  к 1995 году все возможности сверхприбыльной  торгово-посреднической деятельности оказались практически исчерпанными, поэтому многие из возникших ранее  малых предприятий либо прекратили своё существование, либо диверсифицировались. Обозначился очередной, третий, этап качественных изменений в динамике и структуре малого бизнеса.  Именно 1995 год дал резкое замедление темпов прироста числа малых предприятий  и занятых в них. Рост составил чуть более 1%. Произошло сокращение среднесписочной численности занятых в МП. После бурного роста резкая остановка в развитии МП имела эффект абсолютной неожиданности. Тогда вовсю шли разговоры и дискуссии о том, как скоро численность российских МП достигнет 2-3 миллионов с объемом продукции в 35-45% от ВВП. То есть о том, когда российское малое предпринимательство достигнет мировых стандартов. Была точка зрения, что это может произойти в ближайшие два-три года. Прогнозирование - вещь вообще малоблагодарная, но в данном случае оптимистические прогнозы совсем разошлись с российскими реалиями.Почему же стал невостребованным малый бизнес? Замедление роста числа новых малых предприятий можно объяснить тем, что никак не проявлял себя - ни в экономическом, ни в социальном плане - такой мощный фактор увеличения числа предприятий, как безработица. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, официальная безработица оставалась на уровне 2-3% от активного населения. Правомерно, правда, предположить, что реальная безработица была на порядок выше, чем указывают альтернативные расчеты экспертов профсоюзных объединений, международных организаций. Но, тем не менее, официальный статус работающих (пусть даже на "полуживых" бывших советских предприятиях) создавал социально-психологический эффект, при котором люди отказываются заниматься иной самостоятельной деятельностью, в том числе пробовать свои силы в сфере малого бизнеса. Более распространенным оказывается случайный, часто нигде не регистрируемый вспомогательный заработок от мелких перепродаж или выполнения подсобных работ. Правда, положительное влияние вялотекущей безработицы состояло и состоит в том, что после десятилетий не серьезного отношения к труду и своему рабочему месту началось постепенное, с минимальным количеством социальных эксцессов психологическое осознание его ценности, понимание того, что хорошее, высокооплачиваемое рабочее место требует должной квалификации от работника, добросовестности исполнения своих обязанностей. Следует также отметить, что и вспомогательная занятость на малых предприятиях тоже в большей степени способствовала такому осознанию, так как связь между затраченными усилиями каждого занятого и эффектом от них видна на МП особенно явно. Вполне закономерен результат многочисленных опросов руководителей малых предприятий, в соответствии с которыми третьей или четвертой по значимости проблемой деятельности своих предприятий (после неплатежей и недостатка финансовых средств) они считали нехватку квалифицированных кадров.Что же касается глубинных причин замедления роста МП, то они непосредственно проистекают из общеэкономической политики российского правительства. Дело в том, что весь упор в ней был сделан на укрепление и содействие развитию экспортно-ориентированного  топливно-энергетического комплекса. А рядом с этим комплексом в качестве "друга-соперника" при потакании и попустительстве власти (при подпитке из бюджета) на глазах разбухал крупный спекулятивный банковско-финансовый сектор. Ни первому, ни второму малое предпринимательство было совершенно не нужно.  
 
 
 
 
 
 

2. Проблемы  малого бизнеса в России сегодня

На сегодняшний  день в России сложилась парадоксальная ситуация - во многих городах заниматься малым бизнесом становится невыгодно. Дело в том, что усилия, затрачиваемые  на создание и ведение своего бизнеса  и последующая прибыль совершенно несопоставимы. Получается, что человеку, обладающему набором необходимых  знаний в сфере организации бизнеса, проще устроиться на работу топ-менеджером в крупную компанию и получать зарплату в два, а то и в три раза большую, чем доход от собственного бизнеса и при этом прилагать гораздо меньше усилий, и иметь гораздо меньше проблем. 

Кроме того, малый бизнес в России всегда сопровождает и масса других трудностей. Например, владельцу небольшого предприятия  сегодня очень сложно конкурировать  в сфере оплаты труда с крупными или даже средними компаниями. Получается, что работник, набравшись опыта у  малого предпринимателя, при первой же возможности переходит на работу в более крупную и успешную структуру. 

Ещё одна проблема - высокие арендные ставки. Владельцы  помещений, как правило, ориентируются  на крупный и средний бизнес, который  готов платить больше. Малый бизнес постепенно вытесняется крупными структурами  в менее пригодные или отдалённые помещения. 

Ещё одна проблема - проблема коррумпированности контролирующих органов, которая стояла до последнего времени, на данный момент вроде бы решена. Президент подписал соответствующий  указ, о проведении проверок на предприятиях малого бизнеса не чаще, чем один раз в год. Но страх перед поборами у многих предпринимателей по-прежнему остался. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Цели и  функции государственного регулирования  малого бизнеса.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным  условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о  том, что малые предприятия и  малое предпринимательство нуждаются  во всесторонней и стабильной государственной  поддержке. Она осуществляется в  различных формах, в первую очередь  путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций  льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных  и научно-технических центров, развития системы страхования, организации  материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса