Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:16, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть функции финансов и проявление их сущности.
Исходя из поставленной цели, я попытаюсь выполнить следующие задачи:
Рассмотреть понятие финансов, характерные признаки, необходимость и природу финансов
Определить роль финансов в экономике;
Рассмотреть финансовую систему Республики Казахстан
Выявить пути совершенствования финансовой системы Республики Казахстан
На основании вышеизложенного можно сформулировать краткое определение финансов в следующем виде: финансы представляют собой совокупность особых экономических отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей.
Необходимость финансов вызывается объективными обстоятельствами - потребностями общественного развития. Исторически первоначально выявилась часть финансовых отношений, обусловленная появлением государства, взявшего на себя важные общественные функции. Для содержания государственной власти необходим специальный фонд денежных средств, который формируется за счет всех членов общества.
Посредством налогов, государственного кредита, эмиссии денег государство аккумулировало и использовало денежные средства, необходимые для содержания правительственного аппарата, армии и выполнения других своих функций. Государство всегда является обязательным субъектом финансовых отношений, это дало основание многим ученым преувеличить роль государства в обосновании необходимости финансов: так, Э.А. Вознесенский считал, что вне государства все другие субъекты общественного производства ведут просто денежное, а не финансовое хозяйство.[1] Государство, помимо традиционных функций, выполняет значительные экономические функции по регулированию хозяйственных процессов, поэтому степень централизации средств в распоряжении государства достаточна высока - через государственный бюджет сейчас перераспределяется более 20% валового внутреннего продукта и порядка 10% совокупного общественного продукта (по Казахстану).
Сосредоточение у государства огромных денежных средств до последнего времени обосновывалось необходимостью планомерно осуществлять воспроизводственные процессы, финансировать наиболее приоритетные направления развития производства, научно-технический прогресс, социальные программы. Безусловно, в масштабах всего общества, организуемого государством, более наглядно просматриваются перспективные пропорции общественного развития. Эти возможности государства при правильном использовании денежных средств свидетельствуют о несомненных преимуществах централизации фондов денежных средств. Но, с другой стороны, практика последних лет показала, что их направление и использование могут быть неэффективными или экономически неоправданными в результате субъективных волевых решений, неправильного выбора приоритетов развития, государственного и производственного монополизма. Об этом напоминают примеры финансирования, с затратами огромных объемов финансовых ресурсов, программ, которые не принесли должной отдачи.
Поэтому в переходный период акцент делается на низовые звенья хозяйствования и регионы, которым должны предоставляться большие права и самостоятельность в формировании финансовых ресурсов. Только при рациональном, научно обоснованном распределении этих ресурсов между центром, регионами, низовыми звеньями хозяйствования возможна высокая отдача и возобновление в больших размерах используемых средств.
Однако, рассматривая роль государства в обосновании необходимости финансов, следует иметь в виду, что оно само, по словам Ф.Энгельса, явилось продуктом общества на известной ступени развития. Из этого следует, что общество, устанавливая государственную форму своей организации, объективно предопределяет и необходимые финансовые отношения, а государство может лишь их использовать в том или ином виде, учитывая эту объективную необходимость.
Важно также учесть, что, помимо финансовых отношений, связанных с существованием государства, имеется часть во взаимосвязях хозяйствующих субъектов между последними и населением (домашними хозяйствами).
Исторически часть отношений (в простейших формах) имела место еще до возникновения государства для удовлетворения коллективных потребностей первобытных сообществ (обязательные сборы продуктов, предметов, орудий труда и защиты для нужд всего племени, рода: совместной охоты, добычи пищи, создания запасов продуктов, возведения устройств защитного и культового характера, обеспечение недееспособных членов сообщества и т.д.). Хотя такая деятельность осуществлялась в натуральной форме, она являлась прообразом финансовых отношений в дотоварной стадии развития общества.
Финансовые отношения, связанные с деятельностью государственного сектора, в значительной степени направлены на обеспечение производства и распределение так называемых «общественных (или социальных) товаров» - благ и услуг как материального, так и нематериального характера, которые финансируются государством и потребляются коллективно. Сюда относятся объекты благоустройства в городах и населенных пунктах, дорожная сеть, органы и учреждения государственной власти, управления, охраны правопорядка, обороны, защиты и охраны окружающей среды, частично социальная защита населения, образование и здравоохранение (на гарантируемом уровне).
Природа финансов вытекает из движения стоимости в денежной форме. Условием этого движения является наличие товарно-денежных отношений и действие экономических законов, в том числе и закона стоимости. До последнего времени в условиях социализма действием этих факторов ограничивалось: не являлась товаром рабочая сила, средства производства распределялись через систему централизованного материально-технического снабжения, хотя и реализовывались с помощью цен, также утверждаемых централизованно. Жестко регламентированное распределение материально-вещественных элементов произведенного продукта, призванное обеспечить планомерность воспроизводства, на деле оборачивалось тормозом, сковывающим развитие производительных сил, так как порождало монополизм, лишало потребителя возможности выбора продукции при отсутствии ее в свободной продаже, не стимулировало повышения качества, развития научно-технического прогресса.
В рыночных условиях функционирования экономики товарно-денежные отношения регулируются государством в гораздо меньшей степени, основными регуляторами являются спрос и предложение товаров, работ и услуг.
В основу товарного производства положено общественное разделение труда, обусловливающее экономическую обособленность товаропроизводителей. Каждый из них создает продукт в условиях дифференциации материально-вещественных факторов производства, разного их уровня, а потому даже аналогичные товары производятся с неодинаковыми затратами живого и овеществленного труда. Вследствие этого неравенства возникает объективная необходимость особого механизма соизмерения затрат и результатов труда, который объективно может учесть меру трудовых усилий и потребления, эквивалентного затраченным усилиям. Это достигается с помощью денег и производных от них экономических категорий, в том числе и финансов. Вне товарных отношений финансы существовать не могут. Только при обмене произведенных товаров, услуг, других продуктов человеческого труда, их реализации за определенный денежный эквивалент у производителей образуется денежная выручка. Последняя как микроэлемент совокупного общественного продукта включает составные части «с», «v», «m» , то есть величину стоимости израсходованных средств производства, часть стоимости, соответствующей компенсации затраченного живого труда работников, и стоимость созданного прибавочного продукта. Соответственно, из выручки от реализации продукции, работ, услуг, должны быть выделены соответствующие фонды денежных средств, направляемых на возмещение израсходованных средств производства, оплату труда, а стоимость прибавочного продукта должна быть распределена на части, удовлетворяющие экономические интересы всех участников общественного производства, непроизводственной сферы, нетрудоспособных членов общества, для создания страховых фондов и резервов.
Весь процесс распределения происходит как в натурально-вещественной форме с образованием фондов средств производства и предметов потребления, так и в денежной форме, посредством движения денежных фондов, предназначенных для приобретения упомянутых продуктов труда. Формирование фондов денежных средств, их использование в товарных отношениях производятся с помощью финансов. Таким образом, финансы обусловлены товарно-денежными отношениями, являясь их следствием и одновременно содействуя их совершению.
1.3. Финансы и их роь в экономике
На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий. Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию - это главный централизованный фонд денежных средств государства. Государственный бюджет - основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты - налоги, внутренние займы, расходы.
Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги - подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам. Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.
Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства.
В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирования хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры. Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях - и местными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения.
Первоначальной задачей этих фондов являлось финансирование отдельных целевых мероприятий. Впоследствии они приобретают значение резерва, к которому правительства прибегают в случаях финансовых затруднений, т.е. используются для повышения маневренности финансовой системы. В отличие от государственных бюджетов специальные фонды подлежат значительно меньшему контролю со стороны парламентов, что облегчает их использование и повышает заинтересованность правительств в их росте. Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Австрия) - процессом, который получил наибольшее распространение после второй мировой войны. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленности и т.п.). Государственные предприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между частнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государственных предприятий - это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях.
Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете и осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с государственным бюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.
Второй сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы частных предприятий, корпораций, монополий, которые возникают в ходе экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятия.
В связи с тем, что деятельность предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. В то же время государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий.
Частные предприятия составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих. Государство устанавливает льготный режим налогообложения прибыли, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки. В свою очередь, частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов.
Местные финансы, или финансы местных органов управления, являются важным звеном финансовой системы развитых зарубежных государств. На долю местных финансов приходится значительная часть финансовых ресурсов этих стран: в США, ФРГ и Японии – 50-60%; в Великобритании и Франции - более 30%.
Они представляют собой систему экономических отношений, посредством которых местные органы управления распределяют, перераспределяют и используют национальный доход в соответствии с возложенными на них функциями.
В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Местные финансы активно вовлекаются в регулирование экономики, стимулирование экономического роста, в реализацию региональных программ, воспроизводство рабочей силы. Через местные финансы государство активно проводит социальную политику.