Функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть функции финансов и проявление их сущности.
Исходя из поставленной цели, я попытаюсь выполнить следующие задачи:
 Рассмотреть понятие финансов, характерные признаки, необходимость и природу финансов
 Определить роль финансов в экономике;
 Рассмотреть финансовую систему Республики Казахстан
 Выявить пути совершенствования финансовой системы Республики Казахстан

Работа содержит 1 файл

Финансы.doc

— 301.00 Кб (Скачать)

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Специальные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования, а, во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

Управление каждым фондом осуществляет административный аппарат, который имеет определенные права и обязанности, оговоренные уставом или законом.

Правительства западных стран стремятся увеличить число фондов для получения в свое распоряжение больших средств. Но недостаток финансовых ресурсов и сложность управления ими вынуждают время от времени объединять фонды или ликвидировать некоторые их них.

В финансовой системе зарубежных стран важное место принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, несмотря на проведенную в 80-х гг. приватизацию, государственная собственность в этих странах сохраняет сильные позиции в экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики.

Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.

1.Экономические причины вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Функционирование государственных предприятий влияет на соотношение между отдельными отраслями материального производства, способствует изменению его структуры, стимулирует рост прогрессивных отраслей.

Широкое внедрение новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы. В этой связи особое значение приобретает развитие в рамках государства таких отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные научно-исследовательские центры и опытные предприятия; производится санирование монополистических предприятий, оказавшихся на грани банкротства; строятся новые предприятия в капиталоемких отраслях. Государственные предприятия широко используются в качестве инструмента антициклического и антиинфляционного регулирования.

2. Развитие вышеназванных отраслей, проведение исследовательских работ требуют крупных первоначальных капиталовложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство. В этом и заключаются финансовые причины.

3.Политические причины обусловлены развитием интернационализации, что привело к широкому участию государственных предприятий в процессах интеграции производства и капитала. В современных условиях государственные и смешанные предприятия создают зарубежные филиалы с участием иностранного капитала, заключают лицензионные и другие соглашения по научно-техническому сотрудничеству и таким образом становятся непосредственными участниками международных экономических отношений. Многие государственные предприятия реализуют за границей значительную часть производимой продукции (это особенно характерно для Франции, которая за рубежом продает 50-60% всей продукции ряда государственных компаний). Государственные предприятия в зарубежных странах различаются по правовому положению, системе управления, организации экономики и финансов, характеру взаимоотношений с бюджетом. Их можно разделить на три основные группы: государственные корпорации; смешанные предприятия; предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании.

Важнейшее значение имеют государственные корпорации, которые представляют собой крупные промышленные комплексы, охватывающие все предприятия отрасли или значительную их часть. Каждая корпорация утверждается специальным парламентским актом; она обладает производственной и финансовой самостоятельностью, правом вступать в договорные отношения с другими предприятиями. 
Отличительной чертой государственных корпораций является их "автономность", т.е. их повседневная производственная деятельность находится вне парламентского контроля; финансы отделены от государственного бюджета. Смешанные предприятия - это предприятия, часть капитала которых принадлежит государству. Они создаются в результате приобретения государством части акций предприятия или строительства государством предприятий с привлечением к его участию частного капитала. Управление такими предприятиями аналогично управлению акционерными обществами.

Предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании, входят в состав управлений соответствующих министерств или муниципалитетов. Вся их хозяйственная деятельность регламентируется государством. Прибыль полностью или частично поступает в соответствующие бюджеты, а капитальные вложения финансируются главным образом за счет бюджетных ассигнований. Эти предприятия ежегодно составляют сметы, утверждаемые одновременно с государственным или местными бюджетами. На них полностью распространяется процедура, действующая в отношении государственного и местных бюджетов. Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.

Взаимоотношения государственных корпораций с бюджетной системой осуществляются по линии уплаты ими налогов в государственный и местные бюджеты, процентов за кредиты и получение из центрального бюджета субсидий, главным образом на финансирование капитальных вложений, дотаций и кредитов под высокие проценты. Взаимоотношения смешанных предприятий с государственным бюджетом по линии налогов складываются так же, как и у обычных акционерных обществ. Взаимоотношения предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, с бюджетом строятся по так называемому принципу брутто или нетто. В первом случае в бюджет включаются валовые доходы и расходы предприятий, во втором - отражается только положительное или отрицательное сальдо. Такие предприятия находятся на самостоятельном, автономном бюджете, а в государственном или местных бюджетах учитываются лишь финансовые результаты их деятельности. Как правило, в настоящее время в большинстве стран применяется принцип нетто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Финансовая система Республики Казахстан

 

2.1 Законодательные основы развития финансовой системы Республики Казахстан

Финансовая система состоит из большого количества сфер и звеньев и только проанализировав ее можно понять, как такой сложный механизм может функционировать. А источником и регулятором финансовой системы выступают законодательные и правовые акты. Именно на основании их можно проследить механизм функционирования финансовой системы, понять как аккумулируются и распределяются и перераспределяются финансовые ресурсы. В данной курсовой работе мы рассмотрим несколько законодательных и правовых актов, которые составляют основу финансовой системы.

Государственные финансы выступают одной из главных сфер финансовой системы и государственный бюджет - одно из самых больших их звеньев. Именно в нем объединяются самые главные доходы и расходы государства. Бюджет своим инструментарием объединяет такие основные финансовые категории как налоги, расходы, государственный кредит и другие, в их взаимодействие и динамике. Рассматривая, социально-экономическую сущность государственного бюджета следует отметить, что она определяется:

•                      •              Способом производства;

•                      •              Наличием формы собственности на средства производства;

•                      •              Функционированием основных экономических законов государства;

•                      •              Характером производственных отношений;

•                      •              Природой, целями и задачами государства.

•                      •              Содержание социально-экономической сущности государственного бюджета проявляется в том, что он одновременно является:

•                      •              Перераспределения НД;

•                      •              Инструментом государственного регулирования и стимулирования экономики;

•                      •              Инструментом эффективного воздействия на процессы расширенного воспроизводства;

•                      •              Ведущим звеном финансовой и бюджетной системы государства;

В бюджете в условиях современности централизуется значительная часть денежных ресурсов, которые являются необходимым условием для реализации государством своих функций, таких как экономическая, социальная, политическая. Бюджет является составной бюджетной системы. А бюджетная система регламентируется «Законом РК о бюджетной системе»

Закон Республики Казахстан от 04.12.2008 N 96-4
"О республиканском бюджете на 2009-2011 годы"

Статья 1.

Утвердить республиканский бюджет на 2009 - 2011 годы согласно приложениям  соответственно, в том числе на 2009 год в следующих объемах:

1) доходы - 2 845 331 476 тысяч тенге, в том числе по:

налоговым поступлениям - 1 827 322 214 тысяч тенге;

неналоговым поступлениям - 55 352 958 тысяч тенге;

поступлениям от продажи основного капитала - 17 957 823 тысяч тенге;

поступлениям трансфертов - 944 698 481 тысячи тенге;

2) затраты - 3 175 298 064 тысяч тенге;

3) чистое бюджетное кредитование - 46 154 983 тысяч тенге, в том числе:

бюджетные кредиты - 60 177 000 тысяч тенге;

погашение бюджетных кредитов - 14 022 017 тысяч тенге;

4) сальдо по операциям с финансовыми активами - 195 242 554 тысяч тенге, в том числе:

приобретение финансовых активов - 196 742 554 тысяч тенге;

поступления от продажи финансовых активов государства - 1 500 000 тысяч тенге;

5) дефицит - -571 364 125 тысяч тенге, или 3,4 процента к валовому внутреннему продукту страны;

6) финансирование дефицита бюджета - 571 364 125 тысяч тенге.

Статья 2.

Предусмотреть в республиканском бюджете на 2009 год поступления арендных плат за пользование РК комплексом "Байконур" в сумме 14 202 500 тысяч тенге и военными полигонами в сумме 3 061 071 тысячи тенге.

Статья 3.

Утвердить объемы поступлений в бюджет на 2009 год, направляемые в Национальный фонд Республики Казахстан, согласно приложению 4.

Статья 4.

Установить, что в доход соответствующего бюджета зачисляются:

по коду "Налог на добычу полезных ископаемых" классификации доходов единой бюджетной классификации - задолженность недропользователей по роялти, а также роялти по контрактам на недропользование, в которых сохраняются гарантии стабильности налогового режима;

по коду "Социальный налог" классификации доходов единой бюджетной классификации - задолженность по взносам, ранее перечислявшимся в Пенсионный фонд, Государственный центр по выплате пенсий, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд государственного социального страхования, Фонд содействия занятости, а также отчисления пользователей автомобильных дорог, ранее поступавшие в Дорожный фонд.

При этом налогоплательщики, осуществляющие деятельность по контрактам на недропользование, в которых сохраняются гарантии стабильности налогового режима, уменьшают вышеуказанные отчисления или социальный налог на сумму отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленную в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об обязательном социальном страховании";

по коду "Бензин (за исключением авиационного) собственного производства, реализуемый производителями оптом" - задолженность по сбору с бензина, ранее поступавшему в Дорожный фонд;

по коду "Дизельное топливо собственного производства, реализуемое производителями оптом" - задолженность по сбору с дизельного топлива, ранее поступавшему в Дорожный фонд.

Статья 5.

Отрицательное сальдо, образовавшееся по состоянию на 31 декабря 1998 года в результате превышения сумм начисленных работодателями пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, выплачивавшихся из Фонда государственного социального страхования, над начисленной суммой отчислений в указанный фонд, ежемесячно засчитывается в счет уплаты социального налога в пределах 4 процентов от фонда заработной платы.

 

2.2 Состав и структура НДС в доходах бюджета Республики Казахстан 2009-2011 года

По мнению многих экспертов, Казахстан уже преодолел наиболее болезненный после достижения финансовой стабилизации пик структурных экономических преобразований и добился заметных успехов, реализуя собственную стратегию и, тактику экономических реформ.

В Казахстане за пятнадцать лет независимости полностью изменилась система экономических и социальных отношений. Со времени начала в 1994 году глобальных экономических реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к завершению приватизация всей государственной собственности, наметился подъем производства. Если в 1993 году инфляция составляла свыше двух тысяч процентов, то в 2001 году она снизилась до 23,7%, а сегодня составляет около 7-9 %. Произошли практически полная либерализация цен и отмена большинства ограничений в сфере внешней торговли.

Информация о работе Функции финансов