Функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является анализ функций финансов.
Задачи:
1.Изучить теоретические основы понятия функции финансов.
2.Рассмотреть обеспечивающую функцию финансов как инструмент регулирования денежного кругооборота.
3.Проанализировать распределительную функцию
4.Изучить контрольную функцию.

Работа содержит 1 файл

готовое ФП.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

19

Введение

Финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях. Они имеют единую абстрактную сущность во всех формациях, но в каждой из них – принципиально новое содержание. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. И хочется отметить, что сущность финансов наиболее полно проявляется через их функции. В связи с этим темой моей контрольной работы являются функции финансов.

   Актуальность данной тематики обусловлена тем, что функции финансов как самостоятельная категория вызывает интерес учёных экономистов и финансистов. Без изучение данной темы невозможно понять и усвоить как сущность финансового права, так и сущность финансовой системы в целом .   Исследованием функций финансов занимались многие ученые. Среди них можно выделить Ю.А. Беляева, Л.С. Гринковец, А.Ю. Казак, В.В. Ковалёва и других. Следовательно, степень научной  разработки данной темы достаточно высока.

   Целью данной контрольной  работы является анализ функций финансов.

Задачи:

1.Изучить теоретические основы понятия функции финансов.

2.Рассмотреть обеспечивающую функцию финансов как инструмент регулирования денежного кругооборота.

3.Проанализировать распределительную функцию

4.Изучить контрольную функцию.

Структура работы соответствует поставленным задачам. Работа состоит из введения, четырёх вопросов, заключения и списка использованной литературы.

1.Теоретические основы понятия функции финансов.

Первые финансовые отношения возникли с разделением общества на классы и появлением государства. В условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как в указанных формациях господствовали натуральные отношения. С развитием капиталистического способа производства расширялась сфера товарно-денежных отношений. Доходы и расходы государства постепенно отделялись от казны государя. Доля натуральных отношений резко сократилась. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично распоряжаться. Формирование и использование бюджета стали иметь системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Будучи связаны с формированием доходов и расходов государства, финансы становятся выразителями стоимостных (денежных) отношений[1].

Вместе с тем характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена – бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Эти отношения были связаны с формированием и использованием бюджета.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансы – объективная экономическая категория, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях, но в роли организатора конкретных финансовых отношений выступает государство. Государство активно воздействует на финансы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и других причин. Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное действие. И хотя государство своей деятельностью может активно влиять на развитие финансовых отношений, оно не в состоянии ни создавать финансовые отношения, ни отменять их, если отсутствуют соответствующие объективные предпосылки.

Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia», что в переводе означает «денежный платеж». Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами. Деньги являются обязательным условием существования финансов. Нет денег – не может быть и финансов. Однако финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это строго определенная экономическая категория с четко выраженной сущностью и функциями; это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Финансы – это определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным или безналичным путем. Например, предприятие выпустило продукцию стоимостью 1 млн руб. Здесь речь идет о деньгах, которые являются мерой стоимости выпущенной продукции. Но к финансам это не имеет ни малейшего отношения. Второй пример. Предприятие перечислило в бюджет налог на добавленную стоимость в сумме 100 тыс. руб. Здесь также участвуют деньги, но в данном случае речь идет о реальном обороте денег, об отношениях, возникающих между предприятием и государством на основе реального оборота. Это уже финансы. Следовательно, финансовые отношения – это прежде всего денежные отношения. Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые[2]. Сфера денежных отношений шире финансовых отношений. Финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства, т.е. централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Источником указанных фондов являются валовой внутренний продукт и национальный доход.

Итак, финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную,а так же функцию обеспечивающую или регулирующую. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой – контроль за этим распределением.

 

2 .Обеспечивающая функция как инструмент регулирования.

Обеспечивающая функция финансов предприятий предполагает, что предприятие должно быть полностью обеспечено в оптимальном размере необходимыми денежными средствами при соблюдении очень важного принципа: все расходы должны быть покрыты собственными доходами.

 

Экономическая обособленность оборотных, внеоборотных и финансовых активов приводит к необходимости регулирования их кругооборота в рамках отдельно взятого предприятия или коммерческой организации.

 

Кругооборот активов, совершающийся непрерывно во времени, представляет собой оборот, обслуживающий воспроизводство. Кругооборот является стадией оборота капитала. Денежный кругооборот начинается с авансирования денежных средств. Деньги авансируются прежде всего в средства производства.

 

В сфере реального денежного оборота авансирование происходит за счёт относительно самостоятельных, сформированных за счёт финансовых ресурсов, фондов денежных средств. Фонд денежных средств отличается строго целевым назначением и является инструментом финансирования и его источником.

 

Авансирование имеет место тогда, когда потраченные денежные средства возвращаются в предприятие в течении одного кругооборота в результате реализации произведённого или закупленного товара, работ, услуг, продукции в виде выручки от реализации.

 

Инвестирование отличается от авансирования тем, что денежные средства на длительный период времени выбывают из оборота, а их возвращение в предприятие происходит по частям за счёт производимых регулярных начислений с включением в состав затрат.

 

Обеспечивающая функция проявляется в показателях прибыльности и ликвидности активов. Эффективное управление финансовыми ресурсами позволяет повышать прибыльность и обеспечивать долгосрочные инвестиции. Для поддержания высокой прибыльности и ликвидности решающую роль играет управление собственным и привлечённым капиталом. К примеру, эффективным инструментом управления собственными средствами является дивидендная политика, позволяющая регулировать рыночную цену акции и продавать дополнительные выпуски по более высоким ценам. Большое значение в данном случае имеет соотношение части прибыли, направляемой на выплату дивидендов, и части прибыли, идущей на увеличение собственного капитала хозяйственного общества. В отдельные промежутки времени эта пропорция колеблется.

Коммерческие организации ориентируются в своей деятельности на рост капитала, который возможен как за счёт собственных финансовых ресурсов

(прибыли), так и за счёт дополнительного выпуска акций и облигаций.

 

Обеспечивающая функция стимулирует накопления. Проблема накоплений тесно связана с государственной финансово-кредитной политикой. Она актуальна для финансов микроуровня во всём мире.

 

Составной частью обеспечивающей функции финансов предприятия является оперативная функция, смысл которой заключается в текущем обеспечении предприятий денежными средствами для нормального функционирования, то есть совершения платежей и расчётов, выполнения краткосрочных обязательств.

Оперативная функция не оказывает значительного воздействия на долгосрочную стратегию развития предприятия. Поэтому она ограничивается финансовым обеспечением простого воспроизводства. Обеспечивающая функция ставит на передний план накопление капитала для решения долгосрочных инвестиционных проблем.

 

3. Распределительная функция как способ формирования

целевых фондов денежных средств.

 

Никто не отрицает, что финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один – валовый  внутренний продукт. Осуществить процесс распределения  ВВП  можно  с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1.    зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2.    доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода[3].

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления – с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах[4].

 

4. Контрольная функция.

Контрольная функция финансов – это прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Контроль пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль.

Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота.

Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Главное назначение контроля состоит в способствовании наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных

фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.

Контрольная функция финансов проявляется во всей хозяйственной деятельности предприятий.

Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, за формированием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота средств, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Контроль рублем воздействует на процесс реализации продукции, на выполнение договоров поставок, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, оборачиваемость оборотных средств.

Таким образом, контроль рублем стимулирует рост доходов, рациональное и бережливое расходование средств и материальных ценностей, побуждает предприятия устранять недостатки, улучшать хозяйственную деятельность, повышать ее эффективность, принимать меры против бесхозяйственности и расточительства. Особенность контроля рублем заключается в том, что он воздействует непрерывно в процессе поступления и расходования средств и не связан со специальными проверками и обследованиями.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Повышение эффективности финансового контроля во многом зависит от постановки дела на предприятии главными бухгалтерами, работниками финансовых отделов, от достоверности финансовой информации, соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности. Только при таких условиях результаты финансового контроля позволяют проанализировать и объективно оценить положение дел и принять решения, направленные на корректировку хода воспроизводственного процесса. Финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления (Президент и Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ и др.). Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, расходованием государственных средств.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Они проверяют финансово-хозяйственную деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предприятий, учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности предприятия и его структурных подразделений. Общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом контроля является деятельность всех экономических субъектов.

Развитие рыночных отношений и создание акционерных форм собственности привели к необходимости создания независимого финансового контроля – аудита. Последний представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудиторство – это принципиально новая форма контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью организаций и предприятий.

Цель аудита – установление достоверности финансовой отчетности предприятий и организаций и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций действующим нормативным актам. Аудитор – не государственный служащий, а независимый ревизор. Это профессионал, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности. Он должен быть честным и объективным, его мнение и заключение – непредвзятыми и беспристрастными.

Следует различать собственно аудит как контроль и деятельность аудиторских фирм, обычно состоящая не только из проверок, но и консультационных услуг в области финансов всем предприятиям и организациям по договорам на платной основе.

В зависимости от целей и задач выделяются два вида аудита: внешний и внутренний.

Внешний аудит осуществляется на платной основе специализированными аудиторскими организациями, обладающими соответствующей лицензией и компетенцией, по договору с государственными налоговыми или другими органами, предприятиями, пользователями – банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т. д. В целях обеспечения единого подхода к качеству проверок, подготовки квалифицированных кадров создаются различные объединения аудиторских организаций: ассоциации, палаты и т. п.

Основными целями внешних аудиторских проверок являются: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности, экспертиза финансово-хозяйственного состояния, оценка платежеспособности, а также разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т. п. Для реализации указанных целей аудиторы проверяют состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля, устанавливают соответствие финансово-хозяйственных операций законодательству, достоверность отчетности, а также оказывают услуги по анализу финансово-хозяйственной деятельности, консультируют и дают рекомендации в вопросах финансового, налогового, банковского и иного законодательства.

По результатам проверок аудиторы составляют заключение о достоверности финансовой отчетности.

Это заключение подтверждает, с одной стороны, точность и надежность представленной клиентом информации, а с другой – благополучное (или нет) положение его дел.

Аудиторы несут ответственность за правильность выдаваемых заключений. Кроме того, они обязаны сохранить конфиденциальность относительно сведений, полученных аудиторами в ходе исполнения своих обязанностей, разглашение которых может нанести клиенту материальный ущерб. Аудиторская деятельность связана с большой ответственностью как перед клиентами, так и перед государством. В своей деятельности аудитор руководствуется законодательством и собственными хозрасчетными интересами, что в условиях конкуренции в аудиторском бизнесе способствует повышению уровня проведения ревизий и проверок.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний и т. д. Эти службы нацелены на проведение проверок по поручению руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться постоянно, своевременно воздействуя на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устраняя недостатки в работе.

По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, проектов бюджетов и т. д. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение прямого или косвенного ущерба деятельности предприятия.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Задачей контроля является своевременная проверка правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он проводится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основными его задачами являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины[5].

Механизм финансового контроля совершенствуется и развивается. Перед контролем ставятся новые задачи, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

В данном реферате я рассмотрел наиболее подробно только две основные функции финансов, а именно распределительную и контрольную функцию, эти функции осуществляются финансами одновременно. Но нельзя забывать, что помимо этих основных двух функций есть и другие такие, как регулирующая функция, связана она с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства. Есть стабилизационная функция, которая обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.

Итак, в данной работе были рассмотрены все поставленные мною вопросы:

Изучить теоретические основы понятия функции финансов.Рассмотреть обеспечивающую функцию финансов как инструмент регулирования денежного кругооборота.Проанализировать распределительную функцию. Изучить контрольную функцию.

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.    Беляев Ю.А. «Финансовое право».,-М.: , 2007, с. 11.

2.    Гринкевич Л.С. «Основы финансов предприятий», Томск 2004г

3.    Казак А.Ю. Сергеев Л.И. «Финансы». (Учебник), С-Пб: 2007г

4.    Ковалев В.В. «Функции финансов»,  //М.,- «Норма» . 2003 год.

5.    Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М.,  2003 год.

6.    Романовский М.В. «Финансы. Денежное обращение и кредит».,// М.,- «Крок-СП»2003

7.  Родионова М.В. «Финансы», М., «Стади»,2008 г.,с. 68-70

 

 


[1]    Беляев Ю.А. «Финансовое право».,-М.: , 2007, с. 11.

[2] Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М.,  2003 год.

[3] Ковалев В.В. «Финансы»,  //М.,- «Норма» . 2003 год.

[4] Романовский М.В. «Финансы. Денежное обращение и кредит».,// М.,- «Крок-СП»2003

 

[5] Родионова М.В. «Финансы», М., «Стади»,2008 г.,с. 68-70

 

Информация о работе Функции финансов