Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является определение форм и методов воздействия государственных финансов на экономику, также рассмотрение необходимых нормативно-правовых актов регулирующих отрасль машиностроения и металлообработки.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. Финансовое и правовое регулирование отраслей экономики……..4
1.1. Формы методы воздействия государственных финансов на отрасли экономики……………………………………………………………..4
1.2. Методы воздействия государственных финансов на отрасли экономики……………………………………………………………...6
ГЛАВА 2. Анализ развития машиностроения………………………………..…8
2.1. Особенности развития машиностроительного комплекса……….…8
2.2. Направление повышения конкурентоспособности машиностроительной отрасли………………………………………15
2.3. Нормативно-правовое регулирование машиностроительной отрасли………………………………………………………………..22
2.4. Механизм финансирования отрасли………………………………...26
ГЛАВА 3. Проблема машиностроительной отрасли и пути их решения……33
3.1. Определение проблем машиностроительной отрасли…………….33
3.2. Пути решения проблем машиностроительной отрасли…………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………
8. Федеральный закон от 26 марта 2003 года №35-ФЗ (ред. от 30 декабря 2004 года) «Об Электроэнергетике» (принят ГД ФС РФ 21 февраля 2003 года).
Один из общих принципов организации экономических отношений и основой государственной политики в сфере электроэнергетики является содействие посредством мер, предусмотренных федеральными законами, развитию российского энергетического машиностроения и приборостроения, электротехнической промышленности и связанных с ними сфер услуг.
9.
Послание Президента
Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации.
Необходимы и шаги по развитию атомной энергетики - энергетики, основанной на безопасных реакторах нового поколения. Необходимо укрепить позиции России на мировых рынках атомного машиностроения, максимально используя здесь знания, навыки, новейшие технологии и международную кооперацию. Решению этой задачи должна служить и реструктуризация самой электроэнергетики.
Исходя
из вышеперечисленного, можно сделать
вывод, что государство создало
законодательную базу для регулирования,
поддержания и развития электроэнергетической
отрасли. Законодательная система должна
способствовать формированию «нравственного
климата» в обществе, влияние которого
выходит за рамки чисто юридической ответственности
за оговоренные в законодательстве нормы,
в том числе и ответственности за исполнение
решения властными структурами, то есть
предполагается качество управления,
компетентность и порядок во всей иерархической
структуре управления.
2.4. МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ
Одной из наиболее насущных проблем для почти любого российского предприятия реального сектора экономики является нехватка оборотных средств. Большинство отечественных машиностроительных активов явно недооценены, поэтому предприятия при наличии хорошей предварительной подготовки и отсутствия ограничений со стороны государства на уровне корпоративного управления способны провести дополнительную эмиссию акций, привлекая, таким образом, стратегического инвестора или просто выходя на фондовый рынок. На сегодняшний день акции ни одного из предприятий транспортного машиностроения не обращаются на фондовом рынке. Вторым способом является привлечение внешнего заемного финансирования. Однако численность банков, предоставляющих долгосрочные кредиты машиностроению весьма невелика. Основным финансовым партнером отрасли по-прежнему остается Сбербанк. В качестве решения проблемы многие предприятия используют вексельные программы, что, помимо непосредственно расчетов, позволяет «оптимизировать» налогообложение. Компромиссным решением в этой ситуации стал выпуск корпоративных облигаций, эмиссии которых и подготавливали банки-партнеры промышленных предприятий. Банковский микрокризис лета 2004 года, еще более существенно сузивший поток кредитования, подхлестнул развитие выпуска долговых инструментов, доведя его до состояния бума.
В современных условиях в нет четкой стратегии, позволяющей объективно оценивать ожидаемое выбытие основного капитала, что приведет к потере гибкости, возрастанию числа убыточных предприятий, существенному снижению потенциала машиностроительного комплекса, потери конкурентоспособности.
В структуре общего объема инвестиций прямые инвестиции составляют всего 40,4 %, а 58,3 % составляют прочие инвестиции.
В объемах инвестиций по отраслям экономики промышленность составляет 43,1 %, а доля отрасли машиностроения и металлообработки в промышленности составляет всего 4,3 %. В случае, если сохранится тенденция привлечения объемов инвестиций в последующие годы, вряд ли можно будет ожидать возрождения машиностроения как ключевой отрасли развития экономики страны.
Как видно из таблицы 5, как в целом по промышленности, так и по отрасли машиностроения и металлообработки отмечается увеличение степени износа основных фондов. Если в 1995 г. износ основных фондов в отрасли машиностроения составлял 41,5 %, то в 2002 г. он вырос и составил 53,1%.
Таблица 5
Динамика
показателей использования
Показатели использования основных фондов | Отрасли | Годы | |||||
1995 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | ||
Коэффициент Выбытия | Вся промышленность | 1,5 | 1,4 | 1,2 | 1,2 | 1,1 | |
Машиностроение и металлообработка | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 1,0 | 1,1 | ||
Коэффициент обновление | Вся промышленность | 1,7 | 1,0 | 1,0 | 1,5 | 1,6 | |
Машиностроение и металлообработка | 0,8 | 0,4 | 0,7 | 0,7 | 0,9 | ||
Степень износа | Вся промышленность | 43,2 | 49,4 | 50,4 | 50,4 | 49,9 | 51,8 |
Машиностроение и металлообработка | 41,5 | 47,7 | 49,5 | 52,6 | 53,2 | 53,1 |
Металлургические
предприятия в связи с
Уровень технической и технологической прогрессивности производства, степень старения и уровень обновления основных фондов в значительной степени определяются масштабами и качеством инвестиционной деятельности предприятия. Инвестиционная активность становится одним из определяющих факторов устойчивого экономического развития хозяйствующих субъектов.
До
сих пор, как свидетельствует Минпромнауки,
отсутствует государственная статистика
капитальных вложений в металлургические
проекты, осуществляемые за счет всех
источников финансирования. Госкомстат
учитывает только проекты и программы
с долевым участием средств из федерального
бюджета. По стратегии источники финансирования
металлургической отрасли должны почему-то
складываться в таком соотношении: собственные
средства - 54%, кредиты банков - 31%, залог
имущества, вторичная эмиссия акций и
выпуск облигаций - 10%, средства бюджетов
всех уровней (без учета социальных компенсаций)
- 5%. По другому документу - Программе социально-экономического
развития РФ на среднесрочную перспективу
до 2004 года - предусмотрены совершенно
иные объемы и соотношения инвестиций.
Авторы программы убеждены, что вложения
в черную металлургию должны плавно возрастать
с 21 млрд. руб. в текущем году до 29 млрд.
в 2004-м. В цветной металлургии соответствующая
кривая начинается с 27 и заканчивается
32 миллиардами. В обоих случаях подавляющая
часть инвестиций - собственные средства
предприятий, небольшую часть составляют
банковские кредиты, и малая доля вложений
государства. В текущем году, скажем, каждая
из отраслей металлургии должна получить
по 22 млн. руб. бюджетных инвестиций. Глобальные
планы модернизации за счет собственных
и заемных средств вынашивают многие меткомбинаты.
Без конца возникают все новые движения
в сторону горизонтальных и вертикальных
слияний металлургических предприятий.
Рис.
4. Источники финансирования инвестиционной
деятельности промышленного предприятия
Стоит отметить, инвестиции по металлургическому комплексу в 2005 году выросли почти в 1,5 раза по сравнению с 2004 годом и составили 154,6 млрд. руб. (около 8% от общего объема инвестиций по видам экономической деятельности). За 6 мес. 2006 г. инвестиции в основной капитал в целом по металлургическому комплексу составили 78,7 млрд. руб. (120,1% к уровню 6 мес. 2005 г.), в том числе в черной металлургии - 51,8 млрд. руб. (113,3%), в цветной - 26,9 млрд. руб. (135,8%).
В
настоящее время формирование источников
инвестиций происходит в основном за
счет использования собственных средств.
В таблице 6 продемонстрировано процентное
соотношение между источниками финансирования
отрасли в период с 2003 по 2005 год. Меньше
всего отрасль финансируется из федерального
бюджета.
Таблица 6
Источники финансирования машиностроения за 2003-2005 г.г. (в %)
Показатель | 2003 | 2004 | 2005 |
Инвестиции в основной капитал – всего / проценты | 100 | 100 | 100 |
Собственные средства предприятий и организаций / проценты | 67,4 | 68,2 | 71,5 |
Привлеченные средства предприятий и организаций / проценты | 54,6 | 51,2 | 46,2 |
Привлеченные средства предприятий и организаций / из них бюджетные средства / проценты | 50,3 | 56,7 | 55,6 |
Привлеченные средства предприятий и организаций / из них бюджетные средства / за счет федерального бюджета / проценты | 11,7 | 12,3 | 12,8 |
Привлеченные средства предприятий и организаций / из них бюджетные средства / за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов / проценты | 44,2 | 35,8 | 41,5 |
В современных условиях для развития машиностроительного комплекса особую актуальность приобретает привлечение прямых иностранных инвестиций.
Предпочтительной формой привлечения зарубежных инвестиций может быть ввоз финансовых средств в ссудной форме (кредит, лизинг, компенсационные выплаты).
На
большинстве предприятий
Однако, несмотря на рост инвестиций, металлургические предприятия испытывают серьезные трудности, вызванные недостатком средств на создание необходимой инфраструктуры (железнодорожные пути, линии электропередач, автомобильные дороги и др.) для развития новых промышленных регионов. Одним из путей решения данной проблемы является использование механизма государственно-частного партнерства, в том числе использование средств инвестфонда.
Так,
в настоящее время
Что касается направлений финансирования, то деньги государства идут в первую очередь на развитие таких отраслей как станкостроение, электротехника и приборостроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, а также строительно-дорожного производства.
Финансирование машиностроительной отрасли направлено на:
-
увеличение объемов
-
повышение технической
-
повышение технологической
- исследование и внедрение инноваций;
- развитие инфраструктуры.
Но только в условиях эффективной организации производства предприятие способно возмещать используемые инвестиционные средства в стоимостной и натурально-вещественной формах и сформировать доходы.