Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является определение форм и методов воздействия государственных финансов на экономику, также рассмотрение необходимых нормативно-правовых актов регулирующих отрасль машиностроения и металлообработки.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. Финансовое и правовое регулирование отраслей экономики……..4
1.1. Формы методы воздействия государственных финансов на отрасли экономики……………………………………………………………..4
1.2. Методы воздействия государственных финансов на отрасли экономики……………………………………………………………...6
ГЛАВА 2. Анализ развития машиностроения………………………………..…8
2.1. Особенности развития машиностроительного комплекса……….…8
2.2. Направление повышения конкурентоспособности машиностроительной отрасли………………………………………15
2.3. Нормативно-правовое регулирование машиностроительной отрасли………………………………………………………………..22
2.4. Механизм финансирования отрасли………………………………...26
ГЛАВА 3. Проблема машиностроительной отрасли и пути их решения……33
3.1. Определение проблем машиностроительной отрасли…………….33
3.2. Пути решения проблем машиностроительной отрасли…………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………
Федеральное
агентство по образованию Российской
Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический
университет»
Кафедра
финансов и банковского дела
Курсовая
работа по дисциплине
финансы
на тему
«Формы и методы воздействия государственных
финансов на машиностроение и металлообработку»
Выполнила: ____
студент ___ курса, срок обучения __4 года 10 месяцев_
группа № ______ № зачетной книжки ___
специальность: Финансы и кредит
Подпись:______________________
Преподаватель: _____ ______
Должность:__ ____________________________
Оценка:________________ Дата:______________________
Подпись:______________________
Санкт-Петербург
2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Финансовое и правовое регулирование отраслей экономики……..4
1.1. Формы
методы воздействия государственных
финансов на отрасли экономики………………………………………………………
1.2. Методы воздействия
государственных финансов на отрасли
экономики………………………………………………………
ГЛАВА 2. Анализ развития машиностроения………………………………..…8
2.1. Особенности развития машиностроительного комплекса……….…8
2.2. Направление повышения конкурентоспособности машиностроительной отрасли………………………………………15
2.3. Нормативно-правовое
регулирование машиностроительной отрасли……………………………………………………………
2.4. Механизм финансирования отрасли………………………………...26
ГЛАВА 3. Проблема машиностроительной отрасли и пути их решения……33
3.1. Определение проблем
3.2. Пути решения проблем
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Государство всегда, во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики.
Производство промышленной продукции составляет одну из самых крупных частей валового внутреннего продукта. В России этот показатель около 30%. Промышленность, в частности машиностроение, обеспечивает национальную безопасность, производя такую продукцию военно-промышленного комплекса, как вооружение и военную технику, глобальные системы слежения, наведения, раннего предупреждения и др.
Машиностроение неотделимо от научно-технического и технологического комплексов. Машиностроение в ХХI веке стало как материальная база реализации научно-технического прогресса всех передовых стран мира. От уровня его развития и от степени совершенства машин в значительной степени зависит производительность общественного труда и благосостояние народа.
Целью написания данной курсовой работы является определение форм и методов воздействия государственных финансов на экономику, также рассмотрение необходимых нормативно-правовых актов регулирующих отрасль машиностроения и металлообработки.
На основании цели были сформулированы следующие задачи:
К средствам государственного регулирования можно отнести:
1. Государственные финансы (государственный бюджет, перераспределенный в национальный доход).
2. Сбор и переработка хозяйственной информации.
3.
Государственный сектор в
Субъектами государственного регулирования экономики являются все государственные: министерства, ведомства, органы юстиции; полугосударственные: региональные органы и органы местного регулирования.
Объектами государственного регулирования являются цены, инфляция, отрасли, доходы, безработица и т.д.
Пределы государственного регулирования определяются эффективностью рыночной экономики, обычно сводятся к следующим действиям государства:
Формы государственных финансов:
Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Средства
федерального бюджета являются главным
источником финансирования экономики,
развития перспективных направлений в
сфере производства, освоения новых территориально-
Выбор
форм государственного регулирования
финансов особенно сложен в российской
экономике при проведении структурных
преобразований. Отсутствие достаточных
накоплений в частном секторе означает
невозможность быстрой переориентации
финансирования с государственных источников
на собственные средства предприятий.
Методами государственного регулирования являются:
1. Проактивная модель, которая включает комплекс мер, направленных на улучшение экономического положения населения (влияют прямо и косвенно).
2. Реактивная модель включает систему поддержки и защиты наиболее уязвимых социальных групп и слоев населения в процессе их адаптации к изменяющимся условиям рынка.
К прямым методам государственного воздействия на экономику относятся: административные методы государственных дотации, субвенции, субсидии; государственные программы финансирования социальной сферы, введение обязательных норм и нормативов (санитарные, экологические), государственные заказы и антимонопольные законы (штрафные санкции, контроль над ценами, доходами и качеством продукции, регистрация предприятий). Прямое вмешательство государства проявляется также в принятии законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.
Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.
В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на:
Для проведения этих мер государство прибегает главным образом к косвенному воздействию, то есть к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика (бюджетная политика) проводится путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.
Методы государственного регулирования призваны координировать экономические процессы, увязывать частные и общественные интересы. Они осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах. Законодательная форма регулирования регламентирует деятельность предпринимателей. Примером могут служить антимонопольные законы. Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов для воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки и льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства. При изменении условий кредитования государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства.
Машиностроение - материальная база реализации научно-технического прогресса всех передовых стран мира. От уровня его развития и от степени совершенства машин в значительной степени зависит производительность общественного труда и благосостояние народа.
Однако в последнее десятилетие в связи с огромными сложностями социальных и политических преобразований и системным кризисом во всех сферах хозяйственной деятельности объем промышленного производства сократился примерно в два раза.
Машиностроение представляет собой комплекс отраслей промышленности, изготавливающих средства производства, транспорта, а также предметы потребления и оборонную продукцию. В машиностроительный комплекс входит по данным Госкомстата России к настоящему моменту около 55 тыс. предприятий (из них к крупнейшим относятся 1647 компаний), из которых 3,3 тыс. курируются Минпромнауки и оборонными агентствами. Основная доля госсобственности сконцентрирована в научных и проектных организациях [12. С. 52].
Доля машиностроения в общем объеме ВВП составляет 18%, что в два раза ниже, чем в странах ЕС. При этом наблюдается слабая динамика развития отрасли. Объемы производства в машиностроении за последние четыре года увеличились в 1,5 раза, однако основной рост (порядка 20%) пришелся на 1999-2000гг., что было связано с ослаблением рубля в результате кризиса 1998 года. В течение последних посткризисных лет отрасль развивается с положительными темпами, так, прирост выпуска машинотехнической продукции в 2001 году по сравнению с 1998 годом достиг 50,5% [27. С. 52]. С оживлением инвестиционного спроса наблюдается и опережающий рост машиностроения по сравнению с динамикой промышленного производства. Это свидетельствует о достаточно гибкой и оперативной реакции производителей на изменение ситуации на внутреннем рынке.