Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:17, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является определение форм и методов воздействия государственных финансов на экономику, также рассмотрение необходимых нормативно-правовых актов регулирующих отрасль машиностроения и металлообработки.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
ГЛАВА 1. Финансовое и правовое регулирование отраслей экономики……..4
1.1. Формы методы воздействия государственных финансов на отрасли экономики……………………………………………………………..4
1.2. Методы воздействия государственных финансов на отрасли экономики……………………………………………………………...6
ГЛАВА 2. Анализ развития машиностроения………………………………..…8
2.1. Особенности развития машиностроительного комплекса……….…8
2.2. Направление повышения конкурентоспособности машиностроительной отрасли………………………………………15
2.3. Нормативно-правовое регулирование машиностроительной отрасли………………………………………………………………..22
2.4. Механизм финансирования отрасли………………………………...26
ГЛАВА 3. Проблема машиностроительной отрасли и пути их решения……33
3.1. Определение проблем машиностроительной отрасли…………….33
3.2. Пути решения проблем машиностроительной отрасли…………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………
Конкурентоспособность
товара на рынке оценивается путем
сравнения предложений
Выбор базы сравнения производимой и требуемой рынком продукции включает:
Конкурентоспособность
продукции и
Одним
из методов определения
В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому параметру с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям.
При оценке возможностей предприятия в сравнении с конкурентами определяются такие факторы, как технические и организационные возможности повышения качества продукции и совершенствования ассортимента, также играют роль техническая оснащенность производства, особенно износ и срок службы оборудования, имидж предприятия и товаров на рынке, наличие рабочей силы и состав коллектива, размеры предприятия и его доходность, различия в практике управления предприятиями, протекционистская политика правительства по отношению к отечественным товаропроизводителям, поддержка местных органов власти, инвесторов, наличие спонсоров и т.д.
Оценка конкурентоспособности отрасли является исходным пунктом для разработки макроэкономических мер, направленных на повышение ее уровня [23].
Оценка
конкурентоспособности
Пути
повышения
Переход к рыночной экономике наиболее тяжело и болезненно сказался на машиностроительном комплексе, что было обусловлено отсутствием системного подхода к реформированию отрасли на макроуровне, грубым несоответствием между целями проводимых реформ и ее ресурсными возможностями. Отрасль не была подготовлена к необоснованно высоким темпам реструктуризации, ее производственный потенциал не соответствовал структуре спроса, программа конверсии проводилась без учета реальных возможностей переориентации предприятий машиностроения на новый потребительский рынок, новую систему платежных отношений и положения России в мировом хозяйстве. Резко сократился экспорт машиностроительной (прежде всего военно-технической) продукции в страны третьего мира, а всеобщая либерализация импорта вызвала резкое снижение финансовых поступлений в отрасль, ослабление ее научно-технической базы, сокращение возможностей по модернизации основных фондов предприятий и выпуску наукоемкой продукции, потерю высококвалифицированных кадров и их воспроизводства.
За годы реформ Россия как страна машиностроительная потеряла свою мощь. В основном это происходит не из-за того, что рынок падает (рынок рос существенно), а из-за того, что продукция технологической среды теряет конкурентоспособность.
Согласно
правительственным программам по повышению
конкурентоспособности
Формирование эффективной системы повышения конкурентоспособности в машиностроительной промышленности России с учетом требований мирового рынка, должно основываться на системности и многоаспектности процесса преобразования.
В
среднесрочном периоде
Россия за последние 10-15 лет постепенно растеряла свой высокий технологический уровень. Весь развитый мир живёт в так называемом пятом технологическом укладе, Россия же пока находится в индустриальном. За период кризиса в технологическом развитии Россия отстала от Запада минимум на 30 лет по всем секторам фактически без исключения.
Таким образом, для решения насущных проблем машиностроительного комплекса государство должно проработать конкретные инструменты, которые позволят улучшить конкурентоспособные позиции продукции отрасли (таблица 4).
Таблица 4
Рекомендуемые
направления воздействия
Проблемы | Направления решения проблем |
Старение основных фондов | - Изменения
в амортизационной политике
- Восстановление инвестиционных льгот - Предоставление инвестиционных налоговых кредитов -
Предоставление |
Низкий уровень спроса | - Поставка
оборудования предприятиям « -
Контроль за инвестиционной -
Государственное страхование |
Старение/ухудшение кадров | - Восстановление
системы профессиональной |
Использование передовых технологий | - Определение
наиболее актуальных -
Определение приоритетов в -
Увеличение финансирования -
Создание научно- |
Развитие предпринимательства | - Развитие
малого предпринимательства -
Поддержка в области - Развитие лизинга |
Недостаточная структурированность | - Внесение
дополнений в гражданский - Внесение изменений в закон о ФПГ |
Прекращение права бессрочного пользования землей | - Принятие федерального закона, который установит, что передача участков под зданием, предприятием есть не приватизация, а лишь акт дооформления прав собственности на недвижимость. |
Отсутствие механизмов перетока финансовых средств | - Создание
финансовой базы для -
Реформирование банковской -
Создание фондовой |
Основные меры по поддержке государством машиностроительных предприятий должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий или отдельных подотраслей машиностроения. Основные меры должны быть направлены на развитие внутреннего рынка, на содействие продвижению продукции машиностроения и на внешние рынки. Сделать так, чтобы рынок востребовал продукцию машиностроения, чтобы предприятия выпускали конкурентоспособную продукцию, - вот основные направления. В связи с тем, что государство собирается отказаться от практики субсидирования из госбюджета процентной ставки по кредитам предприятиям машиностроительного комплекса, оно должно создавать им благоприятные условия развития на внутреннем и внешнем рынках. А также гарантировать условия эффективного инвестирования отрасли, в частности правовую защиту инвесторов, что позволит увеличить объем капиталовложений в перспективные наукоемкие проекты, что, в свою очередь, является залогом развития и повышения конкурентоспособности всей отрасли.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отрасли машиностроения и металлообработки, являются:
1. Положение о Федеральном Агентстве по Промышленности
Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года №285.
Федеральное
агентство по промышленности является
федеральным органом
2. Положение о Федеральном Агентстве по Техническому Регулированию и Метрологии
Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года №285.
Осуществляет закрепление за Российской Федерацией прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической и машиностроительной деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета при реализации государственных контрактов, заключаемых Агентством. А также распоряжение закрепленными за Российской Федерацией правами на результаты научно-технической деятельности в целях их доведения до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции.
3.
Положение о Федеральном
Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года №285.
Осуществляет в пределах своих полномочий координацию разработки, производства и испытаний машиностроительной техники, создания новых машиностроительных технологий.
4. Постановление Правительства от 8 апреля 2004 года №190
Вопросы Федерального Агентства по Промышленности.
Оказывает
государственные услуги в сфере
развития и обеспечения
Техническое обслуживание машиностроительной отрасли.
6. Постановление от 15 апреля 1994 г. № 322 о федеральной инновационной программе «Российская инжиниринговая сеть технических нововведении».
В целях создания сети инжиниринговых центров по внедрению научно-технических нововведений, повышения темпов научно-технического прогресса и содействия ускорению структурной перестройки экономики России Правительство Российской Федерации постановляет проект федеральной инновационной программы «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений» с содействия Комитета Российской Федерации по машиностроению и других соответствующих органов государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации.
7. Постановление Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 738 «О Федеральной программе машиностроения для агропромышленного комплекса России».
Направить Комитету Российской Федерации по машиностроению, Государственному комитету Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, и другим министерствам и ведомствам, участвующим в реализации Федеральной программы машиностроения для агропромышленного комплекса России, средства государственной поддержки, в том числе валютные, для подготовки и освоения производства новой техники, реконструкции и технического перевооружения имеющихся мощностей.
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации привлекать собственные бюджетные средства, внебюджетные источники финансирования, ресурсы предприятий местной промышленности, проектные, научно-исследовательские, конструкторские и другие организации к реализации Федеральной программы развития машиностроения для агропромышленного комплекса России.