Эффективная
система внутреннего контроля требует
наличия адекватной и всеобъемлющей
информации финансового, операционного
характера и сведений о соблюдении
установленных нормативных требований,
а также поступающей извне
рыночной информации о событиях и
условиях, имеющих отношение к
принятию решений. Для обеспечения
достаточности и эффективности
всех составляющих системы внутреннего
контроля необходимо проводить мониторинг
деятельности, который включает постоянный
контроль линейных руководителей и
периодическую оценку эффективности
внутренним аудитом банка.
Эффективность
внутреннего контроля должна отслеживаться
на постоянной основе с учетом меняющихся
внутренних и внешних обстоятельств
и укреплять эти системы по
мере необходимости для обеспечения
их эффективной работы. Периодичность
мониторинга различных видов
операций должна определяться исходя
из связанных с ними рисков, периодичности
и характера изменений, происходящих
в условиях деятельности. Дискретные
оценки, напротив, обычно выявляют проблемы
только постфактум, однако они позволяют
организации по новому взглянуть на
эффективность системы внутреннего контроля
и особенно на эффективность проводимого
текущего мониторинга. Такие оценки могут
проводиться сотрудниками различных подразделений,
включая как само подразделение, непосредственно
осуществляющее соответствующие операции,
так и подразделения финансового контроля
и внутреннего аудита.
При
анализе факторов неэффективности
внутреннего аудита особо следует
отметить фактор бездействия менеджмента
всех уровней в отношении выявленных
аудитом проблем. Внутренний аудит
не дает ожидаемых результатов в
случаях, когда руководство своевременно
не предпринимает мер по исправлению
выявленных недостатков. Такие задержки
могут происходить в силу того,
что руководство не признает роли
и значения внутреннего аудита. Помимо
этого, эффективность внутреннего
аудита страдает в случаях, когда
высший менеджмент не получает своевременных
и регулярных контрольных отчетов,
в которых указываются недостатки
и меры по их исправлению, принятые
руководством линейного уровня.
Сегодня
среди первоочередных задач для
повышения результативности государственного
финансового контроля стоит вопрос
внедрения в контрольный процесс
новых технологий, создание единой
информационной системы результатов
контрольных мероприятий, которые
ускорят решение проблемы оперативного
получения информации в ходе осуществления
мониторинга за использованием ресурсов
бюджетной системы. При этом единая информационная
система государственного финансового
контроля в перспективе может быть дополнена
результатами аудита, осуществляемого
негосударственными аудиторскими фирмами
и независимыми аудиторами.
Надежная
реализация результатов контрольной
деятельности может быть достигнута
за счет придания гласности не только
результатов контрольных мероприятий,
но и итогов их реализации посредствам
введения соответствующей статистической
отчетности. Отчетность должна включать
необходимые критерии и показатели,
характеризующие различные стороны
деятельности органов государственного
финансового контроля, а также
результаты контрольных мероприятий
во взаимосвязи с мероприятиями
исполнительных органов власти по устранению
финансовых и иных нарушений, допущенных
получателями бюджетных средств.
Можно
сформулировать ряд основных направлений,
позволяющих достичь высшей степени
результативности, а именно:
1.
Требуется совершенствование действующего
финансового законодательства, т.к.
многие нарушения происходят
в силу лазеек в действующих законах;
2.
Необходима и стабильность законодательства,
т.к. нередки изменения условий
уплаты налогов, вследствие чего
совершаются финансовые нарушения
из-за несвоевременности применения
изменений.
3.
Необходимо решить : ожесточать или ослаблять
санкции по отношению к нарушителям налоговой
дисциплины. Здесь речь идет о злостных
нарушителях, к которым может быть применима
и уголовная ответственность;
4.
Формирование квалифицированного
кадрового потенциала на постоянной
основе. Контроль должен выполняться
специалистами, чья подготовка
и опыт соответствуют сфере,
масштабу и сложности контрольных
задач. Сотрудники должны обладать
необходимыми знаниями: мастерством
(умением, опытом) и дисциплиной
для надлежащего выполнения поставленных
задач. При проведении контрольных
мероприятий они должны предвосхищать
и точно оценивать потенциальные
проблемы, уметь грамотно действовать
в критических ситуациях и
самостоятельно разрешать все
связанные с ними вопросы.
5.
Внедрение в контрольный процесс новых
технологий, координация контрольной
деятельности в части планирования контрольных
мероприятий, укрепление двухстороннего
и многостороннего сотрудничества с органами
исполнительной власти, осуществляющих
функции управления государственными
(муниципальными) финансами, в том числе
по выработке государственной политики
в бюджетной сфере, по обеспечению исполнения
бюджета, по контролю и надзору в финансово
– бюджетной сфере.
6.
Для повышения эффективности
аудиторского контроля - привлечение
иностранных фирм с беспристрастным
контролем.
7.
Эффективность использования бюджетных
средств значительно повысится,
если придать гласности расходные
статьи бюджета.
Таким
образом, в функционировании контрольных
финансовых органов был выявлен
ряд проблем, которые являются тормозом
в решении актуальных и злободневных
для страны задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
заключение проведенного курсового
исследования, необходимо сделать следующие
выводы:
1.
Финансовый контроль - это целенаправленная
деятельность уполномоченных органов
по обеспечению выполнения субъектами
хозяйствования установленных форм
и методов реализации финансовых
отношений, анализа их эффективности
и разработки предложений по
их совершенствованию.
2.
Объектом финансового контроля
являются, прежде всего, распределительные
процессы, связанные с формированием,
распределением и использованием
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств.
3.
Посредствам финансового контроля
проверяются: соблюдение экономических
законов и пропорций распределения
и перераспределения стоимости
валового общественного продукта
и национального фонда; составление
и исполнение бюджета (бюджетный
контроль); финансовое состояние
и эффективность использования
материальных, трудовых и финансовых
ресурсов субъектов хозяйствования,
бюджетных учреждений; правильность
исчисления и своевременность
внесения в бюджет налоговых
и неналоговых платежей ( налоговый
контроль) и др.
4.
Финансовый контроль тесно связан
с ответственностью предприятий,
организаций, учреждений, а также
государственных и финансово-банковских
структур за выполнение финансовой
дисциплины. Эта ответственность
может быть выражена как в
административных, так и в экономических
(материальных) мерах воздействия
на нарушителя финансовой дисциплины.
5.
В условиях развития рыночных
отношений, роль и значение
финансового контроля значительно
возрастает. Центральной проблемой
хозяйствования становится всемирное
повышение эффективности производства,
и решить ее можно при хорошо
отлаженном финансовом контроле.
6.
Наиболее высокая действенность
и эффективность контроля достигаются
последовательным сочетанием предварительного,
текущего и последующего контроля.
7.
Цель государственного финансового
контроля – обеспечение принципов
законности, целесообразности и
эффективности распорядительных
и исполнительных действий по
управлению (включая стадии и
планирования, формирования, распределения
и использования) государственными
финансовыми ресурсами (в том
числе бюджетными средствами), материальными
ценностями и нематериальными
объектами, их сохранности и
приумножения.
8.
Результативность государственного
финансового контроля во многом
зависит, как от результатов
контрольной деятельности органов
государственного контроля, так
и от затрат на осуществление
самого государственного финансового
контроля. При этом снижение затрат является
важным элементом оценки результативности.
9.
Сегодня среди первоочередных
задач для повышения результативности
государственного финансового контроля
стоит вопрос внедрения в контрольный
процесс новых технологий, создание
единой информационной системы
результатов контрольных мероприятий,
которые ускорят решение проблемы
оперативного получения информации
в ходе осуществления мониторинга
за использованием ресурсов бюджетной
системы. При этом единая информационная
система государственного финансового
контроля в перспективе может
быть дополнена результатами
аудита, осуществляемого негосударственными
аудиторскими фирмами и независимыми
аудиторами.
10.
Надежная реализация результатов
контрольной деятельности может
быть достигнута за счет придания
гласности не только результатов
контрольных мероприятий, но и
итогов их реализации посредствам
введения соответствующей статистической
отчетности.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Указ
Президента Республики Беларусь от 16 октября
2009 г. № 510 «О
совершенствовании контрольной (надзорной)
деятельности в Республике Беларусь»//
Консультант Плюс: Беларусь [Электронный
ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых
актов Респ. Беларусь. – Минск, 2008. – Дата
доступа: 06.10.2011.
- В. Бурцев
Система финансового контроля//Маркетинг,
№4, 2000, с.98-1002
- Внутренний
аудит, контроль и ревизия / Н. А. Проданова.
- Москва: Налог Инфо: Статус-Кво 97, 2006. -
290 с.
- Аудит: Учебник.-5-е
изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА- М, 2005.-448
с.
- Государственный
финансовый контроль: методология и организация
/ В.В.Бурцев. - М.: ИВЦ "Маркетинг",
2000. - 390c.
- А.Д.Кишкевич,
А.А. Пилипенко. Налоговое право Республики
Беларусь.-Мн.: Тесей, 2002.
- Ногина О.
А. Налоговый контроль: вопросы теории.
СПб.: Питер, 2002. – 160 с.
- Лубков, А.Р.
Контроль и ревизия: конспект лекций [Электронный
ресурс] : учеб. пособие / Александр Лубков.
- 2007. - 242 с., [9,82] л.: ил. - Библиогр.: с. 229.
- M.К.Воробьев,
И.А.Осипов. Теория финансов. Учебно-методический
комплекс.- Минск: Издательство МИУ, 2005.-145с.
- Теория финансов:
Учеб пособие / Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко.
Мн.: БГЭУ, 2005. 351 с.
- Финансы:
учебник для студентов вузов, обучающихся
по экономическим специальностям, специальности
«Финансы и кредит»/Под ред. Г.Б.Поляка.-
3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юнити-Дана, 2008.-703
с.
- Основы аудита:
[Учебник / Пер. с англ. Ю.А.Ариненко и др..
- М.: Аудит: Изд. об-ние "ЮНИТИ", 1995.
- 398 с.
- Нелюбова
Н.Н., Сазонов С.П. Финансы: Учебное пособие.
- Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. - 96 с.
- Финансовый
контроль Учеб. пособие / А.А Вишневский,
В.В Малахов, И.В. Сауткин: Под общ. ред А.А
Вишневского. – Мн. Акад.МВД, 2005 – 168 с.
- Ревизия
и аудит: учеб. пособие/ Н.П. Дробышевский,
Д.Т. Солодкий.- 2 изд., перераб. и доп. –
Минск: ООО «Мисанта», 2009.- 336с.
- Ревизия
и аудит: пособ. для студентов экон.специальностей
высш. и средн. спец. учеб. заведений. В
2 ч. Ч.1/ В.Н. Лемеш.- Минск: Издательство
Гревцова, 2007. – 288 с.
- Финансы.
Под ред. Романовского М.В., Врублевской
А.В., Сабанти В.М. М.: Юрайт-М, 2004. — 504 с.
- Финансы:учеб.
– 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В.В.
Ковалева. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,
2006. – 640 с.
- Финансовый
контроль и аудит: Учеб.пособие/ М.С. Шидловская.-Мн:Выш.шк.,
2001.-495с.
- Юдина Г.А.,
Черных М.Н. Теоретические, организационно-правовые
и методические основы аудита: Учебное
пособие. - Красноярск: КрасГУ, 2005. - 112 с.
- Финансовый
и налоговый контроль : ответы на экзаменационные
вопросы / Ханкевич Л.А. - Минск : ТетраСистемс,
2007. - 128 с.
- Финансовый
контроль и учет в условиях перехода экономики
к рыночным отношениям: Учеб.пособие /
Фин.ин-т повышения квалификации. - М., 1992.
- 45 с.
23.Финансы
и кредит: учеб. пособие / Колпина Л.Г., Кравцева
Г.И., Тарасевич В.Л.,под ред. М.И. Плотницкого.
– Мн.: Книжный дом; Минсата, 2005.-336 с.
24.Верба
Е.В., Заяц Н.Е., Рудый К.В. Финансы внешнеэкономической
деятельности: уч. Пособие. / К.В. Рудый,
Е.В. Верба, Н.Е. Заяц – Мн.: БГЭУ, 2003.-458
с.
25.Матеюк
В. Эффективность финансового контроля
за расходованием бюджетных средств//Финансовый
бизнес, №8, 2001.
26.Данилевский.
Финансовый контроль: основные направления
развития.//Бухгалтерский учет, 2004, №24