Формы и методы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение теоретических основ финансового контроля в финансовом и правовом аспектах; изучение форм и методов финансового контроля; определение направлений совершенствования финансового контроля в современных условиях.
В процессе работы были рассмотрены экономическая сущность финансового контроля, его классификация, проанализированы формы и методы проведения финансового контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….…4
1.Содержание и необходимость финансового контроля.………………………5
2.Виды, формы и методы проведения финансового контроля..……………...8
3.Совершенствование финансового контроля в рыночной экономике..……..21
Заключение……………………………………….………………………..…….26
Список использованных источников…...…………………….……...…...……28

Работа содержит 1 файл

Курсовая моя.docx

— 71.75 Кб (Скачать)

     Эффективная система внутреннего контроля требует  наличия адекватной и всеобъемлющей  информации финансового, операционного  характера и сведений о соблюдении установленных нормативных требований, а также поступающей извне  рыночной информации о событиях и  условиях, имеющих отношение к  принятию решений. Для обеспечения  достаточности и эффективности  всех составляющих системы внутреннего  контроля необходимо проводить мониторинг деятельности, который включает постоянный контроль линейных руководителей и  периодическую оценку эффективности  внутренним аудитом банка.

     Эффективность внутреннего контроля должна отслеживаться  на постоянной основе с учетом меняющихся внутренних и внешних обстоятельств  и укреплять эти системы по мере необходимости для обеспечения  их эффективной работы. Периодичность  мониторинга различных видов  операций должна определяться исходя из связанных с ними рисков, периодичности  и характера изменений, происходящих в условиях деятельности. Дискретные оценки, напротив, обычно выявляют проблемы только постфактум, однако они позволяют  организации по новому взглянуть на эффективность системы внутреннего контроля и особенно на эффективность проводимого текущего мониторинга. Такие оценки могут проводиться сотрудниками различных подразделений, включая как само подразделение, непосредственно осуществляющее соответствующие операции, так и подразделения финансового контроля и внутреннего аудита.

     При анализе факторов неэффективности  внутреннего аудита особо следует  отметить фактор бездействия менеджмента  всех уровней в отношении выявленных аудитом проблем. Внутренний аудит  не дает ожидаемых результатов в  случаях, когда руководство своевременно не предпринимает мер по исправлению  выявленных недостатков. Такие задержки могут происходить в силу того, что руководство не признает роли и значения внутреннего аудита. Помимо этого, эффективность внутреннего  аудита страдает в случаях, когда  высший менеджмент не получает своевременных  и регулярных контрольных отчетов, в которых указываются недостатки и меры по их исправлению, принятые руководством линейного уровня.

     Сегодня среди первоочередных задач для  повышения результативности государственного финансового контроля стоит вопрос внедрения в контрольный процесс  новых технологий, создание единой информационной системы результатов  контрольных мероприятий, которые  ускорят решение проблемы оперативного получения информации в ходе осуществления мониторинга за использованием ресурсов бюджетной системы. При этом единая информационная система государственного финансового контроля в перспективе может быть дополнена результатами аудита, осуществляемого негосударственными аудиторскими фирмами и независимыми аудиторами.

     Надежная  реализация результатов контрольной  деятельности может быть достигнута за счет придания гласности не только результатов контрольных мероприятий, но и итогов их реализации посредствам  введения соответствующей статистической отчетности. Отчетность должна включать необходимые критерии и показатели, характеризующие различные стороны  деятельности органов государственного финансового контроля, а также  результаты контрольных мероприятий  во взаимосвязи с мероприятиями  исполнительных органов власти по устранению финансовых и иных нарушений, допущенных получателями бюджетных средств.  

     Можно сформулировать ряд основных направлений, позволяющих достичь высшей степени  результативности, а именно:

     1. Требуется совершенствование действующего  финансового законодательства, т.к.  многие нарушения происходят  в силу лазеек в действующих законах;

     2. Необходима и стабильность законодательства, т.к. нередки изменения условий  уплаты налогов, вследствие чего  совершаются финансовые нарушения  из-за несвоевременности применения  изменений. 

     3. Необходимо решить : ожесточать или ослаблять санкции по отношению к нарушителям налоговой дисциплины. Здесь речь идет о злостных нарушителях, к которым может быть применима и уголовная ответственность;

     4. Формирование квалифицированного  кадрового потенциала на постоянной  основе. Контроль должен выполняться  специалистами, чья подготовка  и опыт соответствуют сфере,  масштабу и сложности контрольных  задач. Сотрудники должны обладать  необходимыми знаниями: мастерством  (умением, опытом) и дисциплиной  для надлежащего выполнения поставленных  задач. При проведении контрольных  мероприятий они должны предвосхищать  и точно оценивать потенциальные  проблемы, уметь грамотно действовать  в критических ситуациях и  самостоятельно разрешать все  связанные с ними вопросы. 

     5. Внедрение в контрольный процесс новых технологий, координация контрольной деятельности в части планирования контрольных мероприятий, укрепление двухстороннего и многостороннего сотрудничества с органами исполнительной власти, осуществляющих функции управления государственными (муниципальными) финансами, в том числе по выработке государственной политики в бюджетной сфере, по обеспечению исполнения бюджета, по контролю и надзору в финансово – бюджетной сфере.

     6. Для повышения эффективности  аудиторского контроля - привлечение  иностранных фирм с беспристрастным  контролем. 

     7. Эффективность использования бюджетных  средств значительно повысится,  если придать гласности расходные  статьи бюджета. 

     Таким образом, в функционировании контрольных  финансовых органов был выявлен  ряд проблем, которые являются тормозом в решении актуальных и злободневных для страны задач.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключение проведенного курсового  исследования, необходимо сделать следующие  выводы:

     1. Финансовый контроль - это целенаправленная  деятельность уполномоченных органов  по обеспечению выполнения субъектами  хозяйствования установленных форм  и методов реализации финансовых  отношений, анализа их эффективности  и разработки предложений по  их совершенствованию. 

     2. Объектом финансового контроля  являются, прежде всего, распределительные  процессы, связанные с формированием,  распределением и использованием  централизованных и децентрализованных  фондов денежных средств. 

     3. Посредствам финансового контроля  проверяются: соблюдение экономических  законов и пропорций распределения  и перераспределения стоимости  валового общественного продукта  и национального фонда; составление  и исполнение бюджета (бюджетный  контроль); финансовое состояние  и эффективность использования  материальных, трудовых и финансовых  ресурсов субъектов хозяйствования, бюджетных учреждений; правильность  исчисления и своевременность  внесения в бюджет налоговых  и неналоговых платежей ( налоговый контроль) и др.

     4. Финансовый контроль тесно связан  с ответственностью предприятий,  организаций, учреждений, а также  государственных и финансово-банковских  структур за выполнение финансовой  дисциплины. Эта ответственность  может быть выражена как в  административных, так и в экономических  (материальных) мерах воздействия  на нарушителя финансовой дисциплины.

     5. В условиях развития рыночных  отношений, роль и значение  финансового контроля значительно  возрастает. Центральной проблемой  хозяйствования становится всемирное  повышение эффективности производства, и решить ее можно при хорошо  отлаженном финансовом контроле.

     6. Наиболее высокая действенность  и эффективность контроля достигаются  последовательным сочетанием предварительного, текущего и последующего контроля.

     7. Цель государственного финансового  контроля – обеспечение принципов  законности, целесообразности и  эффективности распорядительных  и исполнительных действий по  управлению (включая стадии и  планирования, формирования, распределения  и использования) государственными  финансовыми ресурсами (в том  числе бюджетными средствами), материальными  ценностями и нематериальными  объектами, их сохранности и  приумножения.

     8. Результативность государственного  финансового контроля во многом  зависит, как от результатов  контрольной деятельности органов  государственного контроля, так  и от затрат на осуществление  самого государственного финансового контроля. При этом снижение затрат является важным элементом оценки результативности.

     9. Сегодня среди первоочередных  задач для повышения результативности  государственного финансового контроля  стоит вопрос внедрения в контрольный  процесс новых технологий, создание  единой информационной системы  результатов контрольных мероприятий,  которые ускорят решение проблемы  оперативного получения информации  в ходе осуществления мониторинга  за использованием ресурсов бюджетной  системы. При этом единая информационная  система государственного финансового  контроля в перспективе может  быть дополнена результатами  аудита, осуществляемого негосударственными  аудиторскими фирмами и независимыми  аудиторами.

     10. Надежная реализация результатов  контрольной деятельности может  быть достигнута за счет придания  гласности не только результатов  контрольных мероприятий, но и  итогов их реализации посредствам  введения соответствующей статистической  отчетности.  

 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Указ  Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – Минск, 2008. – Дата доступа: 06.10.2011.
  2. В. Бурцев Система финансового контроля//Маркетинг, №4, 2000, с.98-1002
  3. Внутренний аудит, контроль и ревизия / Н. А. Проданова. - Москва: Налог Инфо: Статус-Кво 97, 2006. - 290 с.
  4. Аудит: Учебник.-5-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА- М, 2005.-448 с.
  5. Государственный финансовый контроль: методология и организация / В.В.Бурцев. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2000. - 390c.
  6. А.Д.Кишкевич, А.А. Пилипенко. Налоговое право Республики Беларусь.-Мн.: Тесей, 2002.
  7. Ногина О. А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб.: Питер, 2002. – 160 с.
  8. Лубков, А.Р. Контроль и ревизия: конспект лекций [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Александр Лубков. - 2007. - 242 с., [9,82] л.: ил. - Библиогр.: с. 229.
  9. M.К.Воробьев, И.А.Осипов. Теория финансов. Учебно-методический комплекс.- Минск: Издательство МИУ, 2005.-145с.
  10. Теория финансов: Учеб пособие / Под ред. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. Мн.: БГЭУ, 2005. 351 с.
  11. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»/Под ред. Г.Б.Поляка.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юнити-Дана, 2008.-703 с.
  12. Основы аудита: [Учебник / Пер. с англ. Ю.А.Ариненко и др.. - М.: Аудит: Изд. об-ние "ЮНИТИ", 1995. - 398 с.
  13. Нелюбова Н.Н., Сазонов С.П. Финансы: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. - 96 с.
  14. Финансовый контроль Учеб. пособие / А.А Вишневский, В.В Малахов, И.В. Сауткин: Под общ. ред А.А Вишневского. – Мн. Акад.МВД, 2005 – 168 с.
  15. Ревизия и аудит: учеб. пособие/ Н.П. Дробышевский, Д.Т. Солодкий.- 2 изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Мисанта», 2009.- 336с.
  16. Ревизия и аудит: пособ. для студентов экон.специальностей высш. и средн. спец. учеб. заведений. В 2 ч. Ч.1/ В.Н. Лемеш.- Минск: Издательство Гревцова, 2007. – 288 с.
  17. Финансы. Под ред. Романовского М.В., Врублевской А.В., Сабанти В.М. М.: Юрайт-М, 2004. — 504 с.
  18. Финансы:учеб. – 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В.В. Ковалева. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 640 с.
  19. Финансовый контроль и аудит: Учеб.пособие/ М.С. Шидловская.-Мн:Выш.шк., 2001.-495с.
  20. Юдина Г.А., Черных М.Н. Теоретические, организационно-правовые и методические основы аудита: Учебное пособие. - Красноярск: КрасГУ, 2005. - 112 с.
  21. Финансовый и налоговый контроль : ответы на экзаменационные вопросы / Ханкевич Л.А. - Минск : ТетраСистемс, 2007. - 128 с.
  22. Финансовый контроль и учет в условиях перехода экономики к рыночным отношениям: Учеб.пособие / Фин.ин-т повышения квалификации. - М., 1992. - 45 с.

23.Финансы и кредит: учеб. пособие / Колпина Л.Г., Кравцева Г.И., Тарасевич В.Л.,под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Книжный дом; Минсата, 2005.-336 с.

24.Верба Е.В., Заяц Н.Е., Рудый К.В. Финансы внешнеэкономической деятельности: уч. Пособие. / К.В. Рудый, Е.В. Верба, Н.Е. Заяц  – Мн.: БГЭУ, 2003.-458 с.

25.Матеюк В. Эффективность финансового контроля за расходованием бюджетных средств//Финансовый бизнес, №8, 2001.

26.Данилевский. Финансовый контроль: основные направления развития.//Бухгалтерский учет, 2004, №24

Информация о работе Формы и методы финансового контроля