Формы и методы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение теоретических основ финансового контроля в финансовом и правовом аспектах; изучение форм и методов финансового контроля; определение направлений совершенствования финансового контроля в современных условиях.
В процессе работы были рассмотрены экономическая сущность финансового контроля, его классификация, проанализированы формы и методы проведения финансового контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….…4
1.Содержание и необходимость финансового контроля.………………………5
2.Виды, формы и методы проведения финансового контроля..……………...8
3.Совершенствование финансового контроля в рыночной экономике..……..21
Заключение……………………………………….………………………..…….26
Список использованных источников…...…………………….……...…...……28

Работа содержит 1 файл

Курсовая моя.docx

— 71.75 Кб (Скачать)

    В акте проверки должны быть соблюдены  ясность и точность изложения  выявленных фактов. Не допускается  включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.

    Контролирующие  органы и проверяющие в пределах своей компетенции наделены следующими правами:

    при предъявлении служебных удостоверений  и предписания на проведение проверки, свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта для проведения проверки.

    при проведении проверки проверять у  представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при  них вещей, документов, ценностей  и транспортных средств;

    в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном  виде, иную информацию, касающуюся его  деятельности и имущества

    привлекать  экспертов, специалистов;

    получать  доступ в пределах своей компетенции  к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;

    вызывать  в контролирующий орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих  документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;

    при проведении проверки использовать технические  средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;

    изымать в случаях и порядке, установленных  законодательством, на срок, не превышающий  срок проведения проверки, для направления  на техническое освидетельствование  кассовые суммирующие аппараты, специальные  компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры;

    требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим  в ходе проведения проверки;

    в случаях, предусмотренных законодательными актами, получать в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях сведения о счетах и вкладах (депозитах) проверяемого субъекта, в том числе о наличии  счета в банке, иную информацию, составляющую банковскую тайну, необходимую для  проведения проверки;

    в случаях и порядке, предусмотренных  актами законодательства, знакомиться  в территориальных органах государственного казначейства Министерства финансов с  подлинными документами и счетами, в том числе валютными, получать сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, по другим вопросам, возникающим в ходе проверки;

    проводить проверки фактического наличия ценностей  в кассах и кассовых помещениях, складах, архивах, иных местах хранения ценностей, требовать от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации, а также проверять ее результаты;

    проводить в порядке, установленном Советом  Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации, отбор  проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные  центры для определения ее соответствия требованиям технических нормативных  правовых актов;

    осуществлять  иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

    Вместе  с тем контролирующие органы и проверяющие обязаны:

    проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством;

    предъявить  проверяемому субъекту служебное удостоверение  и предписание на проведение проверки;

    внести  определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу  учета;

    проводить проверки в рабочее время проверяемых  субъектов;

    требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые  относятся к вопросам, подлежащим проверке;

    производить отбор образцов в количестве, установленном  Советом Министров Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации;

    соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;

    при проведении проверки соблюдать служебную  этику;

    ознакомить  представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;

    заблаговременно путем направления уведомления, содержащего указание на цели, время  вызова, адрес, по которому следует  явиться, вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, иных лиц. Уведомление вручается  лицу под роспись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение;

    требовать от представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;

    соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;

    принимать необходимые меры по пресечению и  предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности  лиц, действия которых повлекли нарушения  законодательства;

    принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам;

    вносить предложения о применении мер  дисциплинарного взыскания к  лицам, действия которых повлекли нарушения;

    осуществлять  иные полномочия, предусмотренные законодательными актами.

      В результате деятельности органов государственного финансового контроля ежегодно доначисляются  в бюджет огромные суммы, пресекается  незаконное и неэффективное использование  государственных средств, виновные должностные лица привлекаются к  материальной, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.

 

      3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. 

     Проводимая  в настоящее время политика централизации  и укрепления исполнительной власти, требует совершенствования и  усиления государственного и, прежде всего, финансового контроля. Цель государственного финансового контроля – обеспечение  принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению (включая стадии и планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми ресурсами (в том числе бюджетными средствами), материальными ценностями и нематериальными  объектами, их сохранности и приумножения.

     Очень важным является вопрос эффективности  финансового контроля. В научной  литературе говорится о прямой эффективности  и косвенной. Для практической работы прямая эффективность определяется как отношение результатов финансового  контроля к величине затрат на этот контроль, где затраты – это  объем финансовых, материальных, технических  и других видов ресурсов, используемых в ходе проведения контрольных мероприятий  за определенный период времени. Из этого  следует, что необходимо ввести отраслевую отчетность о контрольно-ревизионной  работе [25,с.12].

     Косвенная эффективность контроля – это  выявление причин возникших нарушений  для выработки управленческих решений  по устранению этих нарушений, чего практически  ни один отраслевой орган не делает. Одним и, пожалуй, главным элементом  эффективности финансового контроля является нормативная база, кадровое и материально-техническое обеспечение.

     Финансовый  контроль должен осуществляться постоянно  и целенаправленно всеми. При  этом недопустимо преувеличивать роль одних органов в ущерб другим. Должны быть мобилизованы и использованы возможности всех существующих контрольных  органов. Без использования возможностей внутреннего контроля трудно создать  реальные преграды расходованию государственных  средств не по назначению.  
На данный момент контроль осуществляется недостаточно эффективно. С одной стороны, контроль не носит профилактического характера, как правило, не предупреждает, а только фиксирует нарушения, с другой – при реализации результатов ревизий и проверок, отсутствия у контрольных органов права прямого обращения в суд возмещается весьма незначительная часть выявляемого ущерба [26,с. 39].

     Вызывает  серьезную озабоченность вопрос кадров, осуществляющих контроль. В  последние годы общий уровень  квалификации финансовых ревизоров  понизился, численность их на государственном  уровне сократилась, хотя потребность  в них возросла. В то же время  нарушения становятся масштабными, изощренными, с использованием новейших финансовых, банковских, информационных технологий.

     Если  не повышать профессиональный уровень  работников, то задачу усиления контроля решать будет все труднее. Без  притока образованных специалистов в органы финансового контроля невозможно решить задачи повышения его эффективности. Необходимо расширять возможности  и улучшать процесс подготовки ревизоров-профессионалов. Учебную дисциплину "Финансовый контроль" желательно ввести во всех экономических вузах. В серьезном  совершенствовании нуждается и  организация повышения квалификации действующих ревизоров.

     Есть  еще одна важная составляющая в плане  рассматриваемой кадровой проблемы. Напряженный и опасный труд ревизора оплачивается неадекватно его сложности  и общественной значимости.

     Одна  из основных причин существующих негативных явлений состоит в том, что  правовая база государственного финансового  контроля остается неадекватной экономической  реальности и государственному устройству страны. Наличие неурегулированных  правовых проблем мешает обоснованно  решать практические задачи органов  контроля. Государственный финансовый контроль станет реальным средством  защиты экономической безопасности в кредитно-финансовой сфере только тогда, когда будет упорядочен и систематизирован.

     Необходимо  повысить ответственность правоохранительных органов за реализацию материалов, которые передают им органы финансового  контроля по результатам ревизий  и проверок. Что бы дела о многомиллионных  хищениях, исчезновении государственных  средств не прекращались за отсутствием  состава преступления.

     Правильно организованный внутренний контроль позволяет  не только своевременно обнаружить недостатки в деятельности предприятия, но и  принять меры к их устранению. Система  внутреннего контроля может быть эффективной (или неэффективной) в  зависимости от ее способности решать поставленные задачи и обеспечивать защиту от принимаемых им рисков. Изучение, анализ и оценка системы внутреннего  контроля является необходимым и  обязательным при осуществлении аудита, в том числе при разработке плана аудиторской проверки, а также для определения вида, времени проведения и объема аудиторских процедур, которые находят свое отражение в аудиторской программе.

     В силу того, что многие аспекты аудита во взаимосвязи с оценкой эффективности  системы внутреннего контроля в  ходе аудита еще недостаточно разработаны, возникает потребность в разработке методологической базы, раскрывающей важнейшие положения аудиторских  стандартов применительно к практической деятельности банка в современных  условиях, изучению и оценки системы  его внутреннего контроля с точки  зрения ее адекватности принимаемым  рискам.

     Так, основополагающим элементом внутреннего  контроля является среда контроля, от построения которой зависит эффективность  всего процесса, потому что основа всего процесса это люди во всем их многообразии.                И надежность процесса управления, в частности, будет обеспечиваться надлежащим распределением обязанностей, полномочий и ответственности, внедрением культуры контроля, оптимизацией структуры. Оценка рисков проводится в зависимости от целей деятельности и структурных подразделений и предполагает постоянный мониторинг рисков. Контрольные процедуры предполагают все виды контрольных мероприятий по каждому направлению деятельности, отслеживание соответствия установленным границам рисков, санкционирование операций и т.д.

Информация о работе Формы и методы финансового контроля