Формы и методы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение теоретических основ финансового контроля в финансовом и правовом аспектах; изучение форм и методов финансового контроля; определение направлений совершенствования финансового контроля в современных условиях.
В процессе работы были рассмотрены экономическая сущность финансового контроля, его классификация, проанализированы формы и методы проведения финансового контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….…4
1.Содержание и необходимость финансового контроля.………………………5
2.Виды, формы и методы проведения финансового контроля..……………...8
3.Совершенствование финансового контроля в рыночной экономике..……..21
Заключение……………………………………….………………………..…….26
Список использованных источников…...…………………….……...…...……28

Работа содержит 1 файл

Курсовая моя.docx

— 71.75 Кб (Скачать)

     - Министерство статистики и анализа;

     - Министерство экономики;

     - НБ РБ;

     - органы специализированного госконтроля  и административные органы.

     В процессе государственного финансового  контроля изучаются и контролируются следующие вопросы:

  • Соблюдение действующего законодательства в области налогообложения юридических и физических лиц;
  • Предоставление и законность использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных преимуществ;
  • Соблюдение финансовой дисциплины;
  • Правильность ведения бухгалтерского учета;
  • Сохранность материальных и денежных ресурсов;
  • Экономное использование государственных средств;
  • Недопущение фактов бесхозяйственности, приписок и финансовых злоупотреблений;
  • Полнота поступления бюджетных ресурсов из различных источников;
  • Целевое и экономное расходование бюджетных ресурсов.

     Ведомственный финансовый контроль подразделяется на: внутриведомственный и внутрихозяйственный.

     Внутриведомственный финансовый контроль осуществляют сами министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).

     Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и  бухгалтерией. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной  деятельности, выявлении внутрихозяйственных  резервов, обеспечении сохранности  денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности. На крупных предприятиях (объединениях), в отделах исполкомов для осуществления внутрихозяйственного контроля, создаются контрольно-ревизионные отделы, группы.

     Современные условия вызывают необходимость  одновременного укрепления государственного финансового контроля в сочетании  с применением хозрасчетных форм его организации, адекватным рыночным методом хозяйствования. В этих целях  в республике создана система  органов независимого финансового  контроля - аудит. Аудиторская деятельность (аудит)- независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью  оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственников, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности.

     Аудиторы  оказывают предприятиям услуги, предусмотренные  Законом об аудиторской деятельности.

     Регулирование аудиторской деятельности в республике принадлежит Министерству финансов, которое выдает специалистам после  аттестации соответствующей комиссией  лицензию на занятие аудиторской деятельностью, контролирует соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности.

     Общественный  финансовый контроль в нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному контролю относятся так же письма и сигналы граждан, в правоохранительные, контрольные органы, редакции газет, в которых сообщаются факты злоупотребления в финансовой сфере.

     Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и организацию контрольных действий. Формы финансового контроля можно классифицировать по различным критериям.

     В зависимости от соотношения времени  проведения контроля и времени совершения проверяемых финансово-хозяйственных  операций выделяют три основные формы  финансового контроля – предварительный, текущий и последующий.

      Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Основной целью этой формы контроля является предупреждение незаконных действий должностных лиц, нарушения финансового законодательства, предотвращение нецелевого неэффективного расходования финансовых ресурсов. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д. Результаты предварительного контроля могут оформляться приказами, служебными записками, распоряжениями, указаниями.

      Основным  методом осуществления предварительного контроля являются визуальные проверки. Они оформляются актами, справками, отчетами. По результатам таких проверок отдаются распоряжение приказы в  письменной или устной форме о  недопущении или приостановлении  незаконной финансово-хозяйственной  деятельности.

     Текущий (оперативный) финансовый контроль проводится на предприятиях, в хозяйственных организациях, бюджетных учреждениях, в финансовых и кредитных органах, в министерствах, ведомствах, управлениях, отделах в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы. В текущем контроле большое значение имеет создание компьютерных данных, что позволяет оперативно вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность. Объектом является документация непосредственно связная с денежными средствами. Любой руководитель прежде чем подписать финансовые и платежные документы, должен убедится в законности производимых платежей и расчетов, их экономической целесообразности.

     Последующий финансовый контроль проводится после хозяйственно-финансовых операций. Он позволяет выявить нарушения, которые не были установлены предварительным и текущим контролем. Он осуществляется несколькими методами. К ним относятся: проверка, обследование, экономический анализ, ревизия. Материалы последующего контроля в обязательном порядке оформляются актом, справкой, докладной запиской или другим документом. Основная цель его – выявление технических нарушений финансового законодательства, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля.

     По характеру материала, на основе которого проводится, контроль подразделяется на следующие виды: документальный (формальный) и фактический.

     Источниками информации для документального (формального) контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

     Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим из-за непрерывности хозяйственных ситуаций. Полноценность и неопровержимая доказательность первичных документов и учетных записей при необходимости устанавливаются с помощью специальных приемов фактического контроля. Поэтому оба вида контроля существуют не изолированно, а дополняют друг друга.

     Финансовый  контроль осуществляется при помощи определенных способов и приемов, которые  принято обозначать понятием «методы». Методы финансового контроля – это приемы, средства и способы его осуществления.

     К основным методам относятся:

     1) наблюдение

     2) проверка

     3) обследование

     4) анализ

     5) ревизия

     1) Наблюдение - это направленное на общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекты контроля действия.

     2) Проверка – это исследование  отдельных вопросов финансовой  деятельности, осмотр помещений  и других объектов с целью  выявления нарушения финансовой  дисциплины.

     3) Обследование – производится  в отношении отдельных сторон  финансовой деятельности. При этом  используют анкетирование и опрос.

     4) Анализ – направлен так же  на выявления нарушений финансовой  дисциплины.

     5) Ревизия – детальное исследование  финансово-хозяйственной деятельности  проверяемого субъекта с целью  выявления нарушений законности, целесообразности и эффективности.

     Проверка  является важнейшим методом последующего контроля. Проверка – это единичное контрольное действие или исследование состояния на определенном участке деятельности проверяемого субъекта. С точки зрения права финансовая проверка предстает как процессуальное действие по контролю финансово-хозяйственной деятельности. Оно выражается в сопоставлении фактических данных контроля с данными, отраженными в документах (налоговых, отчетных, балансовых, расходных). В процессе проверки определяются законность и, если необходимо, эффективность использования финансовых ресурсов, выявляются нарушения финансовой дисциплины. Как правило, проверкам подвергаются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности. По их результатам обычно намечаются мероприятия для устранения выявленных недостатков.

      Комплексным методом последующего контроля является ревизия. Она представляет собой  детальное изучение, глубокую проверку, анализ всей финансово-хозяйственной  деятельности подконтрольного объекта.

     Кроме этого в рамках контроля может  проводиться обследование, которое  охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, организации, но в отличие  от проверки – по более широкому кругу показателей. В ходе обследования решаются следующие основные задачи:

  1. мониторинг финансовой отчетности контролируемого субъекта;
  2. диагностика его финансового состояния;
  3. анализ исполнения бюджетных назначений и правильность их оформления (соблюдение инструкций, нормативов, лимитов);
  4. правовой статус, организационно-правовая форма и ее соответствие действующему законодательству;
  5. оценка уровня приемлемого обозначения цели государственных расходов.

     Таким образом, суть обследования сводится к  проведению экспресс-анализа финансового  и имущественного состояния проверяемого субъекта

      Экономический анализ – это оценка финансово-хозяйственной  деятельности объекта. Его целью  является выявление причин тех или  иных результатов деятельности и  на этой основе обоснование путей  и факторов улучшения экономического положения. Экономический анализ осуществляется как самими предприятиями, организациями, учреждениями (для этого на ряде предприятий создаются бюро экономического анализа), так и внешними органами контроля – финансовыми, банковскими  органами, вышестоящими ведомственными органами – министерствами, управлениями, объединениями.

    Координационные планы контрольной деятельности в Республике Беларусь формируются  органами Комитета государственного контроля на полугодие на основании представленных республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству  Республики Беларусь, органами Комитета государственного контроля, Генеральной  прокуратурой, Национальным банком, Высшим Хозяйственным Судом, Управлением  делами Президента Республики Беларусь, Национальным статистическим комитетом, Национальной академией наук Беларуси, областными и Минским городским  исполнительными комитетами, Государственной  инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Национальной государственной телерадиокомпанией, республиканскими государственно-общественными объединениями сводных планов проверок, включающих проверки, проводимые соответствующими государственными органами.

Информация о работе Формы и методы финансового контроля