Формы и методы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение теоретических основ финансового контроля в финансовом и правовом аспектах; изучение форм и методов финансового контроля; определение направлений совершенствования финансового контроля в современных условиях.
В процессе работы были рассмотрены экономическая сущность финансового контроля, его классификация, проанализированы формы и методы проведения финансового контроля.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….…4
1.Содержание и необходимость финансового контроля.………………………5
2.Виды, формы и методы проведения финансового контроля..……………...8
3.Совершенствование финансового контроля в рыночной экономике..……..21
Заключение……………………………………….………………………..…….26
Список использованных источников…...…………………….……...…...……28

Работа содержит 1 файл

Курсовая моя.docx

— 71.75 Кб (Скачать)

    Проверка  может быть проведена при ее включении  в координационный план контрольной деятельности (далее – плановая проверка):

    в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или  низкой группе риска в соответствии с критериями отнесения проверяемых  субъектов к группе риска для  назначения плановых проверок, утверждаемыми  Указом Президента Республики Беларусь № 510;

    на  основании решения или поручения  Президента Республики Беларусь, в  соответствии с которым деятельность конкретного проверяемого субъекта подлежит проверке, но не требующего ее безотлагательного начала.

    Контролирующий  орган вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых  субъектов, отнесенных:

    к высокой группе риска, – не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим органом не ранее чем через два года;

    к средней группе риска, – не чаще одного раза в три года. Если по результатам проведенной контролирующим органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим органом не ранее чем через пять лет;

    к низкой группе риска, – по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет.

    Плановые  проверки в отношении проверяемого субъекта, отнесенного к средней  группе риска, могут не назначаться, а отнесенного к низкой группе риска, – не назначаются в одном из следующих случаев:

    по  результатам анализа имеющейся  в распоряжении контролирующего  органа информации, в том числе  представленной проверяемым субъектом  по контрольному списку вопросов не установлено  признаков, указывающих на нарушения  законодательства;

    на  дату назначения проверки имеется аудиторское  заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) и соответствии совершенных финансовых операций законодательству. В этом случае плановые проверки могут не назначаться за период и по вопросам, проверенным в ходе аудита, за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды.

     Плановые  проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут  быть осуществлены несколькими контролирующими  органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.

    Без включения в координационный  план контрольной деятельности проверки в отношении проверяемых субъектов (далее – внеплановые проверки):

  1. назначаются:

    по  поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь;

    Председателем Комитета государственного контроля и  его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции;

    Генеральным прокурором и его заместителями  в пределах компетенции;

    руководителем иного контролирующего органа (кроме  территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего  органа.

    Внеплановая проверка назначается по следующим основаниям:

    при наличии у контролирующего органа информации, в том числе полученной от государственного органа, иностранного государства, иной организации или  физического лица, свидетельствующей  о совершаемом нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, животному и растительному миру, окружающей среде, безопасности государства, историко-культурным ценностям, имуществу юридических и физических лиц, с представлением документов, подтверждающих такие нарушения или факты;

    использование проверяемым субъектом бюджетных  средств, средств государственных  целевых бюджетных и внебюджетных фондов, государственного имущества, мер  государственной поддержки;

    значительный  рост (не менее чем в два раза в календарном году) показателей  аварийности и подтвержденное документально  ухудшение транспортной дисциплины водителей проверяемого субъекта, выполняющего перевозки.

    существенное  ухудшение показателей деятельности банков или небанковских кредитно-финансовых организаций, не являющихся банками, юридических  лиц, не являющихся банками и признаваемых входящими в состав банковского  холдинга, исходя из данных бухгалтерского баланса и других форм отчетности; невыполнение предписания Национального  банка;

  1. назначаются руководителем контролирующего органа или его уполномоченным заместителем в пределах компетенции контролирующего органа по следующим основаниям:

    реорганизация проверяемого субъекта, решение иностранной  организации о прекращении деятельности открытого ею представительства  на территории Республики Беларусь, проведение процедур экономической несостоятельности;

    проведение  дополнительной проверки;

    поручение органов уголовного преследования  по возбужденному уголовному делу, руководителей органов уголовного преследования и судов по находящимся в их производстве делам;

    получение доказательств по делу об административном правонарушении;

    возникновение инфекционных заболеваний либо подозрений на них, ухудшение гигиенических  показателей среды обитания человека (по результатам проведенных лабораторно-инструментальных исследований);

    необходимость подтверждения обоснованности зачета либо возврата проверяемому субъекту превышения сумм налоговых вычетов  над суммами налога на добавленную  стоимость, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), имущественных  прав;

    необходимость проверки восстановленных проверяемым  субъектом документов бухгалтерского, налогового учета и (или) других документов, связанных с налогообложением, представленных в налоговый орган в течение  сроков, определенных налоговым законодательством;

    необходимость оперативного выявления и пресечения нарушений законодательства в момент их совершения на ограниченной территории либо в отношении торговых объектов, транспортных средств, иных мест осуществления деятельности;

    расследование причин несчастных случаев, технических  причин аварий и инцидентов на производстве, зарегистрированных случаев возникновения  профессиональных заболеваний, расследование аварий, в том числе строительных, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дорожно-транспортных происшествий;

    проведение  государственного надзора за эксплуатацией  потенциально опасных объектов;

    необходимость проверки соблюдения требований технических  нормативных правовых актов при  строительстве, утвержденной проектной  документации при выполнении строительно-монтажных  работ, а также соответствия используемых при строительстве материалов, изделий  и конструкций проектным решениям и сертификатам для обеспечения  эксплуатационной надежности и безопасности;

    проведение  встречной проверки;

    необходимость проверки факта неосуществления  юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение  последних шести месяцев подряд (в целях признания задолженности  такого субъекта безнадежным долгом и ее списания);

    проведение  контрольной проверки;

    заявление проверяемого субъекта.

    Внеплановые тематические оперативные проверки проводятся в пределах компетенции  органами Комитета государственного контроля, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Министерством по налогам и сборам, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственным  комитетом по стандартизации и их территориальными органами, Национальным банком и его главными управлениями по областям, подразделениями Государственной  автомобильной инспекции, Транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций и ее филиалами.

    При внеплановой тематической оперативной  проверке проверяются вопросы соблюдения проверяемыми субъектами:

    законодательства  о предпринимательстве в целях  установления фактов осуществления  деятельности без специального разрешения либо с нарушением требований и условий  осуществления лицензируемого вида деятельности;

    условий осуществления предпринимательской  деятельности, при нарушении которых  такая деятельность является незаконной и запрещается;

    порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров, в том числе использования и учета на них средств контроля;

    законодательства  в области порядка расчетов наличными  денежными средствами;

    законодательства  о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности*;

    порядка проведения валютных операций, валютно-обменных операций с участием физических лиц;

    порядка осуществления деятельности в сфере  игорного бизнеса;

    правил  осуществления розничной торговли и общественного питания, бытового и иных видов обслуживания потребителей;

    порядка уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налога на добавленную стоимость в фиксированной сумме;

    требований  о наличии документов, подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей, их отпуск в места реализации, и  т.д.

    Национальным  банком проводятся проверки, целью  которых является всесторонняя оценка проверяемого субъекта - комплексные  проверки, и проверки, целью которых  является оценка отдельных направлений  деятельности проверяемого субъекта – тематические проверки).

    Плановые  комплексные проверки назначаются  Председателем Правления Национального  банка или его заместителем, а тематические проверки – Председателем Правления Национального банка (его заместителем) или начальником главного управления Национального банка по области (его заместителем) путем издания соответствующего распоряжения.

     Для контроля за устранением отмеченных недостатков органы государственного финансового контроля используют повторные проверки. Повторная проверка проводится по тем же вопросам, по которым проводилась предыдущая. Повторная проверка может проводиться за те же отчетные периоды, что и предыдущая, но, как правило, нормативными актами предусмотрены ограничения на проведение таких проверок.

    По  результатам проверки, в ходе которой  выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки. По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

    Результаты  проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки. Акт (справка) проверки оформляется не менее  чем в двух экземплярах и подписывается  проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее пяти рабочих  дней со дня окончания проверки.

    Результаты  проверки оформляются проверяющими каждого контролирующего органа в отдельном акте (справке) проверки. В случае, если совместная проверка проводится по инициативе контролирующего органа, один экземпляр акта (справки) проверки после вручения проверяемому субъекту или его представителю передается контролирующему органу, инициировавшему проведение проверки.

Информация о работе Формы и методы финансового контроля