Формирование и использование средств бюджета ТФОМС ХМАО-Югры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение теоретических основ и практических аспектов функционирования медицинского страхования в РФ; разработка и обоснование механизма функционирования и реформирования системы медицинского страхования с определением активной роли государства, органов управления здравоохранением, медицинских учреждений и страховщиков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 5
1.1. Сущность и задачи обязательного медицинского страхования 5
1.2. История его возникновения и развития в России 13
1.3. Особенности создания фондов обязательного медицинского страхования в зарубежных государствах 18
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ 22
2.1. Анализ доходов ТФОМС ХМАО-Югры 22
2.1. Анализ расходов ТФОМС ХМАО-Югры 27
3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 36
3.1. Проблемы формирования фонда обязательного медицинского страхования 36
3.2 Перспективы развития Федерального фонда обязательного медицинского страхования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 134.05 Кб (Скачать)

Однако  такой метод частного софинансирования - не самый рациональный. Даже если не затрагивать проблему теневой оплаты медицинской помощи, ориентировка на прямую полную оплату медицинских услуг как основной способ частного финансирования повышает для значительной части населения риск того, что необходимая медицинская помощь вообще не будет получена. Это связано с несколькими причинами. Наиболее очевидная — возможное отсутствие у гражданина средств для оплаты медицинской помощи. Вторую причину можно назвать психологической — получение помощи, сопряженное с личными затратами, влечет за собой самоограничение в пользовании медицинскими услугами даже в ущерб здоровью. Наконец, при таком методе финансирования пациент остается один на один с лечебным учреждением или врачом, т.е. отсутствует квалифицированный посредник, который был бы заинтересован в контроле как за эффективностью расходов, так и за качеством предоставляемой помощи.

Во многих странах существует соуплата гражданами страховых взносом за ОМС. Чаще всего такой метод применяется в отношении страхования работающего населения: страховые взносы в определенной пропорции уплачивают как работодатели, так и работники. Но в некоторых странах такие соплатежи должны вносить и неработающие лица (например, пенсионеры). Такой метод, помимо снижения налогового бремени для предприятий и объема государственного финансирования здравоохранения, меняет положение граждан в системе ОМС. С одной стороны, уплачивая взносы, гражданин приобретает статус страхователя с присущими ему правами и обязанностями. С другой факт уплаты взносов за счет собственных средств способен поменять отношение гражданина к страхованию, стимулировать его к более активному участию в контроле над деятельностью участников системы эффективностью расходования средств.

Понятно, что предложение о соплатежах в настоящее время вызовет крайне негативную реакцию среди широких слоев населения. При этом главным доводом против ее введения будет невысокий уровень доходов большинства граждан. Тем не менее, данная проблема заслуживает серьезного обсуждения. Соплатежи могут вводиться постепенно и не распространяться на всех граждан. Один из возможных вариантов может состоять в том, что внесение соплатежа и его размер будут зависеть от размера дохода застрахованного лица.

Еще один распространенный в ряде стран метод  частного софинансирования здравоохранения - оплата гражданами части стоимости медицинских услуг. Иными словами, установление в медицинском страховании безусловной франшизы. Одной из причин не применения является побуждение граждан к ограничению пользования медицинскими услугами. [20, c. 26]

В нашей  стране внедрение такого метода могло  бы начаться, например, с таких услуг, которые в настоящее время  нередко предоставляются на платной  основе (приобретение ряда видов лекарств, определенные виды стоматологической  помощи, выдача медицинских справок  и т.д.), с постепенным расширением  такой практики.

Одним из основных методов частного финансирования медицинской помощи является добровольное страхование. При этом уровень его  развития в той или иной стране в значительной мере зависит от объема медицинской помощи, финансируемой за счет ОМС и бюджетных средств, а также от качества медицинских услуг, предоставляемых за счет общественных источников финансирований. К добровольному страхованию чаше всего прибегают тогда, когда какие-либо виды медицинской помощи вообще не могут быть получены за счет общественного финансирования, либо когда их качество (по срокам предоставления комфортности, степени использования современных медицинских технологий и оборудования и т.п.) не соответствует потребностям пациентов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Медицинское страхование осуществляется в двух формах: обязательной и добровольной. Путем обязательной формы страхования обеспечивается минимум защиты имущественных интересов. При этом обязательное медицинское страхование (ОМС) дает право гражданину получать стандартную, гарантированную бесплатную медицинскую помощь. Добровольное медицинское страхование (ДМС) дает возможность расширить и качественно улучшить медицинские услуги, предоставляемые гражданам страны.

Медицинское страхование – это совокупность экономико-социальных отношений по формированию и использованию страховых  денежных фондов специального назначения в целях защиты интересов членов общества в охране здоровья. Авторское  определение медицинского страхования  объединяет понимание данной совокупности как экономико-организационного комплекса. При этом происходит выделение финансовых составляющих в виде формирования и  использования денежных фондов. Одновременно определяется целевое назначение этих фондов – финансирование охраны здоровья граждан.

В настоящее  время в ХМАО создаются условия для осуществления комплекса мер, органично развивающих национальные приоритеты в области здравоохранения, позволяющих проводить системные преобразования, которые должны обеспечивать повышение эффективности охраны здоровья граждан, качества и доступности медицинских услуг. В рамках научно-практического исследования проведена оценка финансовых показателей функционирования страховых медицинских организаций, активно действующих в системе медицинского страхования ХМАО. По результатам анализа суммы страховых взносов, получаемых региональными страховыми медицинскими компаниями, четко прослеживается ситуация с реальным доминирующим положением.

В настоящее  время является актуальной разработка новых подходов к национальному  медицинскому страхованию и поиск  новых методов финансирования здравоохранения.

Созданию  рациональных условий развития медицинского страхования в Российской Федерации  послужит решение ряда юридических, экономических, организационных и  финансовых задач. По мнению специалистов, необходимо вписать систему медицинского страхования в основные принципы, структуру и органы управления существующей системы государственного здравоохранения. Целесообразно установление статуса  застрахованного лица, страхующихся организаций и учреждений, обеспечивающих предоставление медицинских услуг. Достаточно значимо разработать  современную систему, позволяющую  определить эффективность и качество медицинских услуг, оказываемых  в системе медицинского страхования. Специалисты считают важным предложения  схем и установка размеров формирования финансовых ресурсов для медицинского страхования, имея в виду участие  государства, предприятий, местных  органов власти и населения.

В системе  медицинского страхования необходимо:

- обеспечение  гарантированного получения медицинской  помощи через систему медицинского страхования;

- сокращение  затрат медицинских учреждений  с помощью рационального и  эффективного использования ресурсов;

- внедрение  системы льготирования прибыли,  направляемой юридическими лицами  на добровольное медицинское  страхование в расширенных масштабах;

- исключение  расходов на добровольное медицинское  страхование из налогооблагаемого  дохода индивидуальных страхователей.

В целях  правового обеспечения структурно-экономических  реформ в здравоохранении необходимо принятие ряда важнейших законодательных  решений. К их числу относятся такие законопроекты как «О добровольном  медицинском страховании в РФ», «Об изменении организационно-правовых форм организаций здравоохранения», «О страховании профессиональной ответственности медицинских работников» и ряд других.

Выдвижение концептуальных задач требует одновременного совершенствования системы финансирования. Она должна обеспечивать использование финансовых ресурсов как экономический инструментарий повышения эффективности и качества медицинской помощи. Особенное значение в совокупности мероприятий по совершенствованию системы финансирования здравоохранения субъекта РФ, по мнению автора,  имеет широкомасштабное развитие страхового принципа охраны здоровья населения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гражданский    кодекс    Российской    Федерации. Ч. 2 [Электронный ресурс].: от   26.01.1996 г. (ред. от 30.11.2011г.)  №14-ФЗ.– Режим доступа: Консультант плюс \\pdc.edu.ugrasu\consultant.
  2.   Российская Федерация. Законы. Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации. [Электронный ресурс].: [ федер.закон: от 29.11.2010 N 326-ФЗ] - Режим доступа: Консультант плюс \\pdc.edu.ugrasu\consultant.
  3. Российская Федерация. Законы. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. [Электронный ресурс].: [ федер.закон: от 22.07.1993 N 5487-ФЗ(в редакции от 28.09.2010 N 243-ФЗ)] - Режим доступа: Консультант плюс \\pdc.edu.ugrasu\consultant.
  4. Российская Федерация. Законы.  О государственной социальной помощи. [Электронный ресурс].: [ федер.закон: от 17.07.1999 N 178-ФЗ(в редакции от 22.12.2008 N 269-ФЗ)] - Режим доступа: Консультант плюс \\pdc.edu.ugrasu\consultant.
  5. Российская Федерация. Законы.  О страховых взносах в ПФ Российской Федерации, ФСС Российской Федерации, Федеральный ФОМС и территориальные ФОМС. [Электронный ресурс].: [ федер.закон: от 24.07.2009 N 212-ФЗ(в ред. от 16.10.2010 №272-ФЗ)] - Режим доступа: Консультант плюс \\pdc.edu.ugrasu\consultant.
  6. О Правилах обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс].:  Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.02.2011 №158н. - Режим доступа: Консультант плюс \\pdc.edu.ugrasu\consultant.
  7. Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. [Электронный ресурс].:  Приказ Федерального ФОМС от 01.12.2010 №230. - Режим доступа: Консультант плюс \\pdc.edu.ugrasu\consultant.
  8. ХМАО-Югра. Законы.  О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. [Электронный ресурс].: [ закон ХМАО-Югры: от 26.09.2011 N 90-ОЗ] - Режим доступа: Консультант плюс \\pdc.edu.ugrasu\consultant.
  9. ХМАО-Югра. Законы.  Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год. [Электронный ресурс].: [ закон ХМАО-Югры: от 15.11.2011 N176 -ОЗ] - Режим доступа: Консультант плюс \\pdc.edu.ugrasu\consultant.
  10. ХМАО-Югра. Законы.  Об исполнении бюджета Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год. [Электронный ресурс].: [ закон ХМАО-Югры: от 04.06.2010 N39 -ОЗ] - Режим доступа: Консультант плюс \\pdc.edu.ugrasu\consultant.
  11. Адамчук Н.Г., Юлдашев Р.Т. Обзор страховых рынков ведущих стран мира (на примере Китая и Японии). М.: Издательство «Анкил», 2009.- 295с.
  12. Архипов А.П., Волков В.В., Резников А.А. Страховое дело: учебно-практическое пособие – Ханты-Мансийск: Государственная страховая компания «Югория», 2007.- 426с.
  13. Воблый К.Г. Основы экономии страхования.- М.: Издательский центр «Анкил», 2010.-275с.
  14. Винокурова И. Семейный врач.// Мед.газета.-2005.-№17.-с. 13-17.
  15. Кокшаров А.П. Философская реформа // Эксперт. – 2009. – № 36.-с.44-46
  16. Кудрявцев А.А., Плам Р.Г., Чернова Г.В. Страхование здоровья (опыт Великобритании), М.: «Анкил», 2011.-178с.
  17. Кучеренко В.З., Данишевский К.Д.  Наиболее известные системы здравоохранения развитых стран.// Экономика здравоохранения. – 2009. – № 7/46.-с.76-78
  18. Левант Н.А. У медстрахования свои проблемы // Финансы. – 2010. – № 4.-с.53-54
  19. Минакова И.В., Перьякова Е.Ю. Государственная политика в сфере здравоохранения в условиях Финансово экономического кризиса // Региональная экономика. – 2010. – № 36.-с.6-16\
  20. Окунев О.Б. Система обязательного медицинского страхования в свете глобального экономического кризиса: риски финансовой необеспеченности // Страховое дело. – 2009. – № 8.-с.24-29
  21. Русецкая Э.А. Совершенствование медицинского страхования как центрального звена безопасности жизнедеятельности граждан // Страховое дело. – 2010. – № 8.-с.42-48
  22. Сплетухов Ю.А.  Направления совершенствования медицинского страхования в стране // Финансы. – 2011. – № 1.-с.45-49
  23. Старченко А.А. Медицинское страхование: проблемы и перспективы законодательства // Страховое дело. – 2011. – № 3.-с.14-19
  24. Терехова В.А. О правилах добровольного медицинского страхования и учете соответствующих расходов \\ Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. – 2008. – № 3.-с.9-14
  25. Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования: [сайт]. URL: http: //www.ffoms.ru
  26. Ханты-Мансийский окружной фонж обязательного медицинского страхования: [сайт]. URL: http: //www.ofoms.ru
  27. РосМедСтрах. Медицинское страхование в России: [сайт]. URL: http: //www.rosmedstrah.ru
  28. Рейтинговое агентство «Эксперт РА»: [сайт]. URL:

http: //www.raexpert.ru

  1. Медицинская страховая биржа  [сайт]. URL: http: //www.dms-exchange.ru

 

 


Информация о работе Формирование и использование средств бюджета ТФОМС ХМАО-Югры