Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:47, курсовая работа
Цель работы - изучение теоретических основ и практических аспектов функционирования медицинского страхования в РФ; разработка и обоснование механизма функционирования и реформирования системы медицинского страхования с определением активной роли государства, органов управления здравоохранением, медицинских учреждений и страховщиков.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 5
1.1. Сущность и задачи обязательного медицинского страхования 5
1.2. История его возникновения и развития в России 13
1.3. Особенности создания фондов обязательного медицинского страхования в зарубежных государствах 18
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ 22
2.1. Анализ доходов ТФОМС ХМАО-Югры 22
2.1. Анализ расходов ТФОМС ХМАО-Югры 27
3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 36
3.1. Проблемы формирования фонда обязательного медицинского страхования 36
3.2 Перспективы развития Федерального фонда обязательного медицинского страхования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
По данным Федерального фонда ОМС, в 2011 г. в 76 субъектах территориальные программы ОМС были утверждены с дефицитом финансирования в общей сумме 160,4 млрд. руб., или 24% от их расчетной стоимости. Фактические же расходы на исполнение программ оказались на 39.3 млрд. руб., или на 7,2% меньше утвержденных сумм. Если же не учитывать влияния тех регионов страны, где имел место профицит в финансировании ОМС, то фактическое исполнение территориальных программ оказалось, ниже их расчетной стоимости на сумму 190,1 млрд. руб., а величина дефицита средств колебалась по регионам страны от 6.4 до 61.6%. [25]
Следствием этого является невысокое, как правило, качество медицинских услуг, оказываемых населению в рамках программ ОМС и государственных гарантий в рамках бесплатной медицинской помощи. Это и недостаточная оснащенность медицинских учреждений современным оборудованием, и невысокий уровень квалификации многих медицинских работников, и длительные сроки ожидания пациентами ряда видов медицинской помощи, и некомфортные условия пребывания и лечения в стационарах. Программы ОМС и государственных гарантий в определенной части являются декларативными, а дефицит общественных средств покрывается за счет вынужденных расходов пациентов и ДМС. а для лиц, не имеющих возможности оплачивать медицинские услуги, ряд из них оказывается вообще недоступными.
Разумеется,
объем общественного
Возможными направлениями решения данной проблемы являются:
1) изменение
подходов к формированию
2) построение
системы, позволяющей
3) разработка
и внедрение оптимальных
Кроме того, важно определиться с критериями, которые будут лежать в основе разделения государственного и частного финансирования. Такими критериями могут быть, например, виды заболеваний, типы медицинских услуг, состояние здоровья пациента, социальный и имущественный статус граждан, комфортность предоставлении медицинской помощи и т.д.
Исходя
из объемов общественного
При этом в Программе государственных гарантий должны быть зафиксированы источники финансирования различных видов медицинской помощи, условия ее оказания (порядок предоставления, сроки оказания, степень комфортности и т.д.), ответственность определенных лиц за нарушения, связанные с оказанием включенной в Программу помощи.
Анализ систем организации и финансирования здравоохранения в мире показывает, что уровень расходов на здравоохранение по отношению к ВВП страны в значительной мере зависит от действующей системы финансирования, а диапазон таких колебаний достигает двукратного размера. В связи с этим рациональное использование ресурсов, выделяемых на здравоохранение, предполагает выбор наиболее эффективного варианта его финансирования.
Как показывает
практика развитых зарубежных государств,
наиболее экономичной является модель,
в основе которой лежит государственное
финансирование здравоохранения. Данная
модель применяется в таких
Поэтому
более эффективной
Таким образом, дальнейшее развитие системы финансирования здравоохранения в нашей стране наиболее целесообразно осуществлять в направлении перехода от существующей в настоящее время бюджетно-страховой модели к страховой. В то же время по мере такого перехода целесообразно внести в действующую в стране систему медицинского страхования определенные коррективы. [18, c.54]
Существующая
в стране система распределения
финансовых ресурсов в рамках ОМС
предусматривает движение средств
от страхователей к фондам ОМС
и от них - к страховым медицинским
организациям и далее к медицинским
учреждениям. Таким образом, в данной
конструкции, во-первых, отсутствует
единый субъект, выполняющий все
функции страховщика, во-вторых, в
ней между страхователями и конечными
получателями средств, медицинскими учреждениями,
имеется сразу три
Представляется, что такой вариант не является оптимальным по нескольким причинам. Во-первых, наличие трех посреднических звеньев повышает затраты на организационное функционирование системы. Во-вторых, отсутствие единого страховщика несущего полную ответственность по обязательствам, связанным с предоставлением медицинских услуг и с их оплатой, усложняет механизм контроля и предъявления претензий. В-третьих, усложняется взаимодействие между отдельными звеньями структуры, что повышает вероятность сбоев.
Представляется, что средства от страхователей к медицинским учреждениям должны направляться только либо через территориальные фонды, либо через страховые организации, функционирующие в виде больничных касс, на которые возложены все функции страховщиков, включая контроль за оказанием медицинской помощи и защиту прав застрахованных лиц. В этом случае становиться возможным создание нескольких систем конкурирующих между собой больничных касс: на базе территориальных фондов и на основе страховых медицинских организаций. Наконец, больничные кассы могут создавать предприятия или их объединения.
Контроль за функционированием больничных касс должно осуществлять государство, а выбор между ними мог бы быть предоставлен застрахованным лицам. Тем самым одновременно могла бы быть решена и проблема отсутствия во многих регионах реальной конкуренции между страховыми медицинскими организациями.
Одним из важнейших принципов
страхования является
Сохранять
систему, предполагающую одностороннее
перераспределение средств
Во-первых,
взносы предприятий в этом случае
во многом утрачивают страховой характер,
поскольку значительная их часть
используется для оплаты медицинских
услуг, предоставляемых лицам, в
отношении которых работодатели
не выполняют функции
Обращает
на себя внимание и то, что действующий
порядок расчета взносов, подлежащих
уплате работодателями за ОМС своих
сотрудников, также не способствует
полному обеспечению
Кроме того, такой порядок, по сути, означает, что предприятия со сравнительно высокой средней заработной платой работников дотируют оплату взносов предприятиям с низкой средней зарплатой.
Поэтому
представляется целесообразным внесение
изменений в действующий
Еще одним
важным принципом страхования является
то, что страховой фонд страховщика
формируется за счет децентрализованных
источников - страховых взносов, уплачиваемых
многочисленными
Поэтому для повышения финансовой устойчивости системы ОМС и укрепления его финансовой базы целесообразно было бы расширить круг страхователей, уплачивающих страховые взносы за страхование неработающего населения. Новые страхователи могут осуществлять как полное страхование определенных категорий граждан, так и осуществлять соплатежи страхового взноса наряду с поступлениями из бюджета.
Основными группами неработающих граждан являются пенсионеры по старости и инвалидности, дети, безработные лица. Для каждой из этих групп населения может быть найден свой страхователь; для пенсионеров — Пенсионный фонд РФ, для безработных граждан — Федеральная служба по труду и занятости. Взносы за страхование детей могут уплачиваться предприятиями, в которых работают их родители. [21, c.48]
Разработка
и постепенное внедрение
Методами такого софинансирования могут быть:
а) уплата гражданами части страховых взносов на ОМС;
б) оплата гражданами определенных сумм за медицинские услуги, в основном предоставляемые за счет средств ОМС или бюджета; в) прямая полная оплата медицинских услуг при их предоставлении; г) заключение договоров ДМС.
В нашей стране наибольшим удельным весом обладает прямая оплата медицинских услуг. Это становится особенно очевидным, если иметь в виду, что значительная часть лекарств и медикаментов приобретается гражданами за свой счет, а также учитывать теневую оплату медицинской помощи врачам и медицинскому персоналу.
Информация о работе Формирование и использование средств бюджета ТФОМС ХМАО-Югры