Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:47, курсовая работа
Цель работы - изучение теоретических основ и практических аспектов функционирования медицинского страхования в РФ; разработка и обоснование механизма функционирования и реформирования системы медицинского страхования с определением активной роли государства, органов управления здравоохранением, медицинских учреждений и страховщиков.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 5
1.1. Сущность и задачи обязательного медицинского страхования 5
1.2. История его возникновения и развития в России 13
1.3. Особенности создания фондов обязательного медицинского страхования в зарубежных государствах 18
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ 22
2.1. Анализ доходов ТФОМС ХМАО-Югры 22
2.1. Анализ расходов ТФОМС ХМАО-Югры 27
3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 36
3.1. Проблемы формирования фонда обязательного медицинского страхования 36
3.2 Перспективы развития Федерального фонда обязательного медицинского страхования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Преобладающую часть доходов в 2009 году составлял единый социальный налог, а в 2010 и 2011 годах страховые взносы т.к. по новому федеральному закону с 1 января 2010 года единый социальный налог заменен страховыми взносами. В 2011 году на их долю приходится 55% от всех поступлений, в 2010 году – 59% и 82% в 2007. При этом поступления от данного вида доходов с каждым годом сокращались. Снижение составило 117%, 4 376 779,8 тыс. руб. в 20011 году против 5 259 444,2 тыс. руб. в 2009.
Одновременно со снижением поступлений от страховых взносов из года в год наблюдается сокращение недоимок, пеней и штрафов по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Из года в год происходило увеличение данного показателя с 1 607,4 тыс. руб. в 2009 до 25 886,90 тыс. руб. в 2011 году.
Весомую долю составляют прочие неналоговые доходы. В 2009 году их размер был равен 230 928,3 тыс. руб., что составляет 3,6% от всех доходов Фонда. В 2010 году произошло увеличение данного показателя на 42% и величина неналоговых доходов достигла уровня 328 518,4 тыс. руб. В 2011 году также наблюдается прирост данного вида доходов на 33%, по отношению к 20010 году, до суммы в 436 881,1 тыс. руб.
В 2011 году в составе доходов Ханты-Мансийского окружного Фонда обязательного медицинского страхования выделены доходы от возврата остатков субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет в размере 93 009,4 тыс. руб., что составляет 1,2% от совокупных доходов Фонда.
В рассматриваемом периоде
Рисунок 1 – Безвозмездные поступления
В 2011 году произошло увеличение безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ на 148,6% и данный вид доходов составил 1 720 848,2 тыс. руб. Также в 2011 году увеличилась сумма межбюджетных трансфертов от Федерального фонда обязательного медицинского страхования (1 369 051,5 тыс. руб. в 2011 году против 986 735,1 тыс. руб. в 2010).
В целом на протяжении анализируемого периода наблюдалась положительная динамика доходов бюджета окружного ФОМС. Если в 2009 году доходная часть бюджета составляла 6 418 420,3 тыс. руб., то уже в 2011 – 7 940 496,4 тыс. руб., увеличение составило 124%. (см. рис.2)
Рисунок 2 – Динамика доходов окружного ФОМС
Рассмотрим структуру расходов окружного ФОМС, которая представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Расходы окружного ФОМС за 2009-2011 годы
Сумма, тыс. рублей | ||||||
Наименование расходов |
2009 |
%, к итогу |
2010 |
%, к итогу |
2011 |
%, к итогу |
Общегосударственные вопросы (содержание аппарата органов управления ГВФ) |
222376,9 |
3,61 |
228839,6 |
3,20 |
216097,1 |
2,72 |
Территориальная программа обязательного медици |
5942061,2 |
96,39 |
6263625,6 |
87,54 |
7273933 |
91,64 |
в том числе: |
||||||
Мероприятия в области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма |
5128612 |
83,20 |
- |
|||
Обеспечение лекарственными средствами отдельных категорий граждан |
464856,1 |
7,54 |
2478 |
0,03 |
||
Обязательное медицинское |
73108,6 |
1,19 |
63588,6 |
0,89 |
63431,2 |
0,80 |
Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан |
27284,8 |
0,44 |
53480,9 |
0,75 |
77645,9 |
0,98 |
Финансовое обеспечение |
231605 |
3,76 |
294828,6 |
4,12 |
365455,2 |
4,60 |
Выполнение территориальной |
6105747,4 |
85,34 |
7210502 |
90,84 | ||
Амбулаторная помощь |
425107 |
5,94 |
447881 |
5,64 | ||
Межбюджетные трансферты |
237391,1 |
3,32 |
||||
Всего расходов |
6164438 |
100 |
7154963,3 |
100 |
7937912 |
100 |
В 2009 году расходы Ханты-Мансийского окружного ФОМС составили 6 164 438,1 тыс. руб. 4% всех расходов (222 376,9 тыс. руб.) составляли денежные средства, направленные на реализацию общегосударственных вопросов. Преобладающую же часть своих доходов Фонд направил на здравоохранение, а именно на осуществление территориальной программы ОМС, в размере 5 942 061,2 тыс. руб.(см. рис. 3)
Рисунок 3 – Структура расходов окружного ФОМС в 2009 году.
В рамках
территориальной программы
На мероприятия в области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма было направлено 5 128 612 тыс. руб.
На проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 1 164,5 тыс. руб.
9 229,5 тыс. руб. отпущено на проведение пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.
На обеспечение
лекарственными средствами отдельных
категорий граждан
Дополнительная оплата амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной неработающим пенсионерам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, обошлась Фонду в 6 200,7 тыс. руб.
На обязательное
медицинское страхование
27 284,8 тыс. руб. было направлено на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.
На финансовое обеспечение оказания гражданам бесплатной медицинской помощи учреждениями здравоохранения муниципальных образований (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), дополнительной медицинской помощи Ханты-Мансийский ОФОМС затратил 231 605 тыс. руб.
Расходы Ханты-Мансийского ОФОМС в 2010 году составили 7 154 963,3 тыс. руб. (см. рис. 4)
Рисунок 4 – Структура расходов окружного ФОМС в 2010 году.
Наглядно видно, что большую долю расходной части Фонда составляют расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт – 93,5%. Примерно одинаковые суммы денежных средств были направлены на финансирование общегосударственных вопросов и предоставление межбюджетных трансфертов – 3,2% и 3,3% соответственно.
Межбюджетные трансферты, в сумме 237 391,1 тыс. руб., были направлены на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Средства, выделенные на здравоохранение, физическую культуру и спорт, были направлены на амбулаторную помощь и реализацию закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Амбулаторная помощь, в сумме 425 107 тыс. руб., была направлена на:
В рамках
реализации закона "О медицинском
страховании граждан в
Расходы Ханты-Мансийского ОФОМС в 2011 году составили 7 937 911,8 тыс. руб. (см. рис. 5)
Очевидно, что большую долю расходной части Фонда составляют расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт – 97%, 3% денежных средств были направлены на финансирование общегосударственных вопросов.
Рисунок 5 – Структура расходов окружного ФОМС в 2011 году.
Средства, выделенные на здравоохранение, физическую культуру и спорт, были направлены на амбулаторную помощь и реализацию закона Российской Федерации от 28 июня 1991 года № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Амбулаторная помощь, в сумме 447 881,6 тыс. руб., была направлена на:
В рамках
реализации закона "О медицинском
страховании граждан в
Таким образом,
в течение трех рассматриваемых
лет, расходы Ханты-Мансийского
Рисунок 6 – Динамика расходов окружного ФОМС.
Сопоставляя доходы и расходы окружного фонда за 2009-2011 годов, мы увидим, что в анализируемом периоде присутствует профицит бюджета Ханты-Мансийского ОФОМС в размере 253 982,2 тыс. руб. в 2009 г., 81 213,3 тыс. руб. в 2010 г. и2 584,6 тыс.руб. в 2011 г. (см. рис. 7)
Рисунок 7 – Доходы и расходы окружного ФОМС за 2009-2011 годы.
В соответствии с законом ХМАО – Югры от 09.11. 2009 № 209-оз "О бюджете Ханты-Мансийского окружного ФОМС на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов" прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2010 год утвержден в сумме 7 398 497,7 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сумме 1 757 317,7 тыс. рублей, общий объем расходов бюджета Фонда на 2010 год – в сумме 7 398 497,7 тыс. рублей. Утвержден нормированный страховой запас Фонда в сумме 509 795,7 тыс. рублей.
В соответствии
с законом ХМАО - Югры от 15.11.2010 №
185-оз "О бюджете Ханты-Мансийского окружного
ФОМС на 2011 год и на плановый период 2012
и 2013 годов" прогнозируемый общий объем
доходов бюджета Фонда на 2011 год утвержден
в сумме 14 198 974,3 тыс. руб., общий объем расходов
бюджета Фонда на 2011 год - в сумме 14 198 974,3
тыс. руб. Нормированный страховой запас
Фонда на 2011 год утвержден в размере 1 057
530,7 тыс. руб.
Современной системе медицинского страхования в стране присущ ряд существенных недостатков. Некоторые из них предполагается исправить в процессе реализации нового закона об ОМС. Однако и он не устраняет многих проблем в данной сфере.
Базовой проблемой отечественного здравоохранения, на мой взгляд, является недостаточный объем общественных ресурсов, выделяемых на его финансирование. Удельный вес общественных расходов на здравоохранение в ВВП а нашей стране в 1.5—2,5 раза ниже, чем в развитых зарубежных государствах.[15, c. 45]
Информация о работе Формирование и использование средств бюджета ТФОМС ХМАО-Югры