Формирование и использование средств бюджета ТФОМС ХМАО-Югры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение теоретических основ и практических аспектов функционирования медицинского страхования в РФ; разработка и обоснование механизма функционирования и реформирования системы медицинского страхования с определением активной роли государства, органов управления здравоохранением, медицинских учреждений и страховщиков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 5
1.1. Сущность и задачи обязательного медицинского страхования 5
1.2. История его возникновения и развития в России 13
1.3. Особенности создания фондов обязательного медицинского страхования в зарубежных государствах 18
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ 22
2.1. Анализ доходов ТФОМС ХМАО-Югры 22
2.1. Анализ расходов ТФОМС ХМАО-Югры 27
3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 36
3.1. Проблемы формирования фонда обязательного медицинского страхования 36
3.2 Перспективы развития Федерального фонда обязательного медицинского страхования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 134.05 Кб (Скачать)

В указанных  договорах ответственность страховщика  ограничивалась размером уплаченного  взноса, иногда за минусом расходов на ведение дела. В силу специфики  налогообложения договоры ДМС стали  использоваться страхователями - юридическими лицами не столько для обеспечения  застрахованным гарантий получения  предусмотренной договором медицинской  помощи, сколько в основном для  выплат дополнительных средств своим  сотрудникам через возврат неизрасходованного взноса.

В период с 1993 по 1994 г. появляются договора ДМС, предусматривающие предел ответственности страховщика по оплате застрахованным медицинских в размере страховой суммы, превышающей величину страхового взноса.

Эти виды договоров появились в силу постепенного развития страхового рынка и в  результате усиления требований в отношении  соблюдения принципов страхования  со стороны Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью.

Третий  этап развития ДМС начался с 1995г., когда страховщикам было запрещено проводить операции ДМС по договорам, предусматривающим возврат страхователю неизрасходованной на оплату лечения части страхового взноса по окончании срока страхования. С этого момента становится актуальным вопрос о необходимости проведения медицинского страхования как одного из классических рисковых видов страхования, позволяющего страховой компании брать на себя обязательства по предоставлению медицинской помощи без лимита.[29]

1.3. Особенности создания фондов обязательного медицинского страхования в зарубежных государствах

В мире в  основном существует две модели страхования  обязательное и добровольное. Главной  особенностью зарубежной практики, характерной  для всех стран, является то, что  обе системы медицинского страхования  образуют взаимодополняющую модель, которая позволяет обеспечить покрытие всех или почти всех рисков заболевания  и его последствий.

Способы распределения «ответственности»  между добровольным и обязательным медицинским  страхованием  различаются  от страны к стране. В одних государствах добровольное медицинское страхование  играет второстепенную роль (примером может служить Великобритания) и  служит дополнительным источником  покрытия  расходов на медицинские  услуги. Тогда как в других - например, в Германии, Нидерландах, занимает более  важное место, так как может заменять обязательное (государственное) страхование. По общему правилу зарубежная практика такова, что при использовании  комбинированной системы медицинского страхования (и обязательной и добровольной форм) чем большая часть населения  вовлечена в обязательное (государственное) медицинское страхование, тем меньшая  его часть обращена к добровольному.

Договор добровольного медицинского страхования  часто заключается в форме  коллективного страхования, где  в качестве страхователя выступают  предприятия и организации, заключающие  договор со страховщиком о страховании  своих работников или иных физических лиц (например, членов семей работников). Ставки страховых взносов по коллективному  страхованию обычно ниже, чем по индивидуальному. [14, c.15]

В США  индивидуальное страхование почти  полностью осуществляется через  предоставление страховых пособий  по месту работы. Большинство американских трудящихся кроме заработной платы  получают разнообразные пособия, которые  могут быть разными у работников как одной фирмы, так и разных фирм. Виды и размеры таких пособий, предоставляемых разными работодателями, могут существенно различаться.

Кроме медицинского страхования, существуют пособия работникам в случае потери ими трудоспособности (т.е. наступления инвалидности), страхование  жизни (пособие получает семья, если работник умирает до определенного  возраста) и пр. Страхование от болезней - это наиболее распространенный вид  страхования по месту работы, однако наниматели вовсе не обязаны его  предоставлять. Не все американские трудящиеся, даже занятые полный рабочий  день, получают такую страховку на работе.

В целом  по ЕС расходы на медицинское обслуживание оставляют 9,5% к ВВП, достигая максимума  в Швеции (11,5%) и Нидерландах (13,9%). В общих расходах на социальную защиту населения расходы на медицинское  обслуживание составляют от 30 до 46%.

Важными тенденциями, характерными для системы  здравоохранения многих зарубежных стран и во многом предопределенными  развитием добровольного медицинского страхования, являются уменьшение времени  пребывания застрахованных в стационаре и широкое распространение амбулаторной медицинской практики, в том числе  и для проведения целого ряда операционных вмешательств. Это, в свою очередь, позволило  частным страховщикам более четко  структурировать риски, принимаемые  на страхование, а также более  эффективно управлять рисками, как  в рамках отдельного договора или  группы договоров, так и в целом  в указанном виде страхования.

Медицинские услуги, предоставление которых гарантируется  в рамках добровольного медицинского страхования, оказывают медицинские  учреждения либо врачи общей практики (семейные врачи) и медицинские специалисты, аккредитованные при определенном медицинском учреждении.

Зарубежная  страховая компания, как правило, предлагает страхователю (застрахованному  лицу) два варианта возмещения медицинских  расходов, связанных с получением медицинской помощи:

а) это  оплата счетов непосредственно медицинскому учреждению, если у страховщика существуют договорные отношения с таким  медицинским учреждением медицинское  учреждение согласилось на оплату оказанных  услуг по факту.

б) компенсация  расходов самому страхователю после  того, как он произвел такие расходы, на основе счетов, выставленных медицинским  учреждением. [16, c.87].

В большинстве  зарубежных стран предметом особого  внимания государственных надзорных  органов и объектом особой регламентации  служат вопросы о системе оплаты медицинских услуг и прейскурантах  медицинской помощи. Поскольку интересы сторон в таких переговорах противоположны, а страховщик представляет интересы значительных групп населения, эти  отношения жестко регламентированы как в отношении самого процесса переговоров, так и регулирования  ценообразования, роста стоимости в течение года и прочее. [17, c.77]

Во многих странах добровольное медицинское  страхование служит не альтернативой, а дополнением обязательному  медицинскому страхованию. При этом оно обеспечивает предоставление медицинских  услуг в более комфортных условиях и по более высоким ценам. Этот фактор повлек целесообразность государственного регулирования в отношении квотирования объема (доли) услуг, предоставляемых, в частности, стационарными клиниками  в рамках добровольного медицинского страхования.

 Для   возмещения   сумм,   израсходованных   на   лечение,   страховщики  предлагают договоры страхования,  по которым в качестве базовых  возмещаются:

а)      расходы на госпитализацию и стационарное лечение,

б)      расходы на амбулаторное лечение,

в)      на стоматологическую помощь

г)      на приобретение лекарств.

По договору, как правило, компенсируются или  оплачиваются и те расходы, которые  могут потребоваться на реабилитацию излеченного больного, если такие  расходы могут быть квалифицированы  как расходы, непосредственно связанные  с ранее понесенными медицинскими расходами, сама реабилитация предписана показаниями врача и осуществляется в сроки и в порядке, предписанном врачом. Полис может предусматривать  также покрытие так называемых «связанных»  расходов, т.е. расходов, непосредственно  связанных с оказанием медицинских  услуг, например, дополнительный (в  том числе специальный) уход младшего медицинского персонала, транспортные расходы и т.п.

В некоторых  странах  допускается возможность  включения в договор добровольного  медицинского страхования условия  о выплате страхового пособия, общий  размер которого зависит от числа  дней болезни — в случае временной  утраты трудоспособности, либо аннуитета (ренты) в случае утраты трудоспособности на длительное время. Здесь важно  учитывать, что такая практика не является единообразной: во многих странах  вышеназванное покрытие предоставляется  по страхованию жизни.

Для развитых стран характерна тенденция постоянного  увеличения инвестиций в сферу здравоохранения. Так, в последние годы их удельный вес составляет около 10-14% от валового национального продукта, иногда как  в России не более 3%. Реальная возможность  оздоровления нации определяется в  конечном итоге теми финансовыми  ресурсами, которые выделяются на ее содержание и развитие. [13, c.70]

В ходе реформирования российской системы здравоохранения  должен быть тщательно проанализирован  зарубежный опыт и использованы основные концептуальные преимущества, способные  улучшить положение в отрасли.

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ

2.1. Анализ доходов ТФОМС ХМАО-Югры

ТФОМС ХМАО-Югры – территориальный государственный внебюджетный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда, в соответствии со статей 10 Бюджетного Кодекса Российской Федерации входит в структуру бюджетной системы Российской Федерации на одном уровне с бюджетом субъекта Российской Федерации.

Фонд  является гарантом оплаты медицинской  помощи предоставляемой гражданам  по страховому медицинскому полису. Полисы граждан Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры являются самыми финансово обеспеченными в Российской Федерации. 30 процентов всех финансовых средств, направляемых на здравоохранение в автономном округе – средства Ханты-Мансийского окружного фонда обязательного медицинского страхования.

Ханты-Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования создан решением Совета народных депутатов автономного округа от 02.06.1993 года № 83 "О создании окружного фонда обязательного медицинского страхования" и распоряжением Главы администрации Ханты-Мансийского автономного округа от 04.06.1993 года № 590-р "Об окружном фонде обязательного медицинского страхования" для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования на территории автономного округа.

В течение 1993 года Администрация автономного  округа и Ханты-Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования  ввели обязательное медицинское страхование на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Предприятия, учреждения округа и страховые медицинские организации начали заключать договоры обязательного медицинского страхования, а граждане получили первые полисы обязательного медицинского страхования. Лечебно-профилактические учреждения стали вести прием пациентов при предъявлении ими страховых медицинских полисов.

Ханты-Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования, является самостоятельным  государственным некоммерческим финансово-кредитным  учреждением.

Ханты-Мансийский ОФОМС является юридическим лицом  и осуществляет свою деятельность в  соответствии с законодательством  Российской Федерации на основании  Положения о территориальном  фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 года № 4543-1.

Ханты-Мансийский ОФОМС подотчетен Думе и Правительству  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Организационно-методическое руководство по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования осуществляет Федеральный  фонд ОМС. Директор Федерального фонда  ОМС по вопросам, относящимся к  компетенции Федерального фонда, утверждает нормативно-методические документы, обязательные для исполнения территориальными фондами  обязательного медицинского страхования  и страховыми медицинскими организациями, входящими в систему обязательного  медицинского страхования.   

Введение  обязательного медицинского страхования  позволило уменьшить негативные последствия бюджетного дефицита того периода и обеспечить финансовую стабильность здравоохранения региона. Время показало, что предпринятая попытка решить такую проблему, как  обеспечение сбалансированности государственных  гарантий по объёму медицинской помощи и финансовых ресурсов, выделяемых отрасли здравоохранения на территории Ханты-Мансийского автономного округа, дала положительные результаты.

В настоящее  время в структуру Ханты-Мансийского  фонда ОМС входит Исполнительная дирекция, а также 5 филиалов - обособленных структурных подразделений Фонда в самых больших городах округа, которые все вместе обеспечивают реализацию поставленных задач и выполнение необходимых функций.

Рассмотрим структуру доходов  и расходов бюджета Ханты-Мансийского  окружного Фонда обязательного  медицинского страхования за 2009-2011гг.

Доходы окружного ФОМС представлены в таблице 1, они образуют налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления.

 

Таблица 1 – Доходы окружного ФОМС за 2009-2011 годы

 

Сумма, тыс. рублей

Наименование доходов

2009

%, к итогу

2010

%, к итогу

2011

%, к итогу

Страховые взносы (Отчисления от единого социального налога только для 2009г.)

5 259 444,20

81,94

4 830 545,40

59,09

4 376 779,80

55,07

Налоги на совокупный доход

111 350,10

1,73

154 181,6

2,93

0

0,00

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

1 607,40

0,03

18 841,00

3,41

25 886,90

1,65

Доходы от оказания платных услуг  и компенсации затрат государства

474,80

0,01

747,70

0,03

15,20

0,01

Доходы от продажи материальных и  нематериальных активов

1 429,00

0,02

200,00

0,01

490

0,04

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

0

0,00

3 675,30

0,22

1 866,90

0,10

Прочие неналоговые доходы

230 928,30

3,60

328 518,40

4,54

436 881,10

5,50

Доходы  от возврата остатков межбюджетных трансфертов

0

0,00

-1709,10

0,00

93 009,40

1,17

Возврат остатков межбюджетных трансфертов

0

0,00

0

0,00

-189 558,40

-2,39

Безвозмездные поступления

813 186,50

12,67

2 168 728,10

29,77

3 129 899,70

38,83

Всего доходов

7 940 496,40

100,00

7 862 896,20

100,00

9 861 537,40

100,00

Информация о работе Формирование и использование средств бюджета ТФОМС ХМАО-Югры