Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 18:47, курсовая работа
Цель работы - изучение теоретических основ и практических аспектов функционирования медицинского страхования в РФ; разработка и обоснование механизма функционирования и реформирования системы медицинского страхования с определением активной роли государства, органов управления здравоохранением, медицинских учреждений и страховщиков.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 5
1.1. Сущность и задачи обязательного медицинского страхования 5
1.2. История его возникновения и развития в России 13
1.3. Особенности создания фондов обязательного медицинского страхования в зарубежных государствах 18
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ 22
2.1. Анализ доходов ТФОМС ХМАО-Югры 22
2.1. Анализ расходов ТФОМС ХМАО-Югры 27
3. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 36
3.1. Проблемы формирования фонда обязательного медицинского страхования 36
3.2 Перспективы развития Федерального фонда обязательного медицинского страхования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
В указанных
договорах ответственность
В период с 1993 по 1994 г. появляются договора ДМС, предусматривающие предел ответственности страховщика по оплате застрахованным медицинских в размере страховой суммы, превышающей величину страхового взноса.
Эти виды договоров появились в силу постепенного развития страхового рынка и в результате усиления требований в отношении соблюдения принципов страхования со стороны Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью.
Третий этап развития ДМС начался с 1995г., когда страховщикам было запрещено проводить операции ДМС по договорам, предусматривающим возврат страхователю неизрасходованной на оплату лечения части страхового взноса по окончании срока страхования. С этого момента становится актуальным вопрос о необходимости проведения медицинского страхования как одного из классических рисковых видов страхования, позволяющего страховой компании брать на себя обязательства по предоставлению медицинской помощи без лимита.[29]
В мире в основном существует две модели страхования обязательное и добровольное. Главной особенностью зарубежной практики, характерной для всех стран, является то, что обе системы медицинского страхования образуют взаимодополняющую модель, которая позволяет обеспечить покрытие всех или почти всех рисков заболевания и его последствий.
Способы
распределения «
Договор добровольного медицинского страхования часто заключается в форме коллективного страхования, где в качестве страхователя выступают предприятия и организации, заключающие договор со страховщиком о страховании своих работников или иных физических лиц (например, членов семей работников). Ставки страховых взносов по коллективному страхованию обычно ниже, чем по индивидуальному. [14, c.15]
В США
индивидуальное страхование почти
полностью осуществляется через
предоставление страховых пособий
по месту работы. Большинство американских
трудящихся кроме заработной платы
получают разнообразные пособия, которые
могут быть разными у работников
как одной фирмы, так и разных
фирм. Виды и размеры таких пособий,
предоставляемых разными
Кроме медицинского страхования, существуют пособия работникам в случае потери ими трудоспособности (т.е. наступления инвалидности), страхование жизни (пособие получает семья, если работник умирает до определенного возраста) и пр. Страхование от болезней - это наиболее распространенный вид страхования по месту работы, однако наниматели вовсе не обязаны его предоставлять. Не все американские трудящиеся, даже занятые полный рабочий день, получают такую страховку на работе.
В целом по ЕС расходы на медицинское обслуживание оставляют 9,5% к ВВП, достигая максимума в Швеции (11,5%) и Нидерландах (13,9%). В общих расходах на социальную защиту населения расходы на медицинское обслуживание составляют от 30 до 46%.
Важными
тенденциями, характерными для системы
здравоохранения многих зарубежных
стран и во многом предопределенными
развитием добровольного
Медицинские услуги, предоставление которых гарантируется в рамках добровольного медицинского страхования, оказывают медицинские учреждения либо врачи общей практики (семейные врачи) и медицинские специалисты, аккредитованные при определенном медицинском учреждении.
Зарубежная страховая компания, как правило, предлагает страхователю (застрахованному лицу) два варианта возмещения медицинских расходов, связанных с получением медицинской помощи:
а) это
оплата счетов непосредственно медицинскому
учреждению, если у страховщика существуют
договорные отношения с таким
медицинским учреждением
б) компенсация расходов самому страхователю после того, как он произвел такие расходы, на основе счетов, выставленных медицинским учреждением. [16, c.87].
В большинстве
зарубежных стран предметом особого
внимания государственных надзорных
органов и объектом особой регламентации
служат вопросы о системе оплаты
медицинских услуг и
Во многих
странах добровольное медицинское
страхование служит не альтернативой,
а дополнением обязательному
медицинскому страхованию. При этом
оно обеспечивает предоставление медицинских
услуг в более комфортных условиях
и по более высоким ценам. Этот
фактор повлек целесообразность государственного
регулирования в отношении
Для
возмещения сумм, израсходованных
на лечение, страховщики
предлагают договоры
а) расходы на госпитализацию и стационарное лечение,
б) расходы на амбулаторное лечение,
в) на стоматологическую помощь
г) на приобретение лекарств.
По договору,
как правило, компенсируются или
оплачиваются и те расходы, которые
могут потребоваться на реабилитацию
излеченного больного, если такие
расходы могут быть квалифицированы
как расходы, непосредственно связанные
с ранее понесенными
В некоторых
странах допускается возможность
включения в договор
Для развитых стран характерна тенденция постоянного увеличения инвестиций в сферу здравоохранения. Так, в последние годы их удельный вес составляет около 10-14% от валового национального продукта, иногда как в России не более 3%. Реальная возможность оздоровления нации определяется в конечном итоге теми финансовыми ресурсами, которые выделяются на ее содержание и развитие. [13, c.70]
В ходе реформирования российской системы здравоохранения должен быть тщательно проанализирован зарубежный опыт и использованы основные концептуальные преимущества, способные улучшить положение в отрасли.
ТФОМС ХМАО-Югры – территориальный государственный внебюджетный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда, в соответствии со статей 10 Бюджетного Кодекса Российской Федерации входит в структуру бюджетной системы Российской Федерации на одном уровне с бюджетом субъекта Российской Федерации.
Фонд
является гарантом оплаты медицинской
помощи предоставляемой гражданам
по страховому медицинскому полису. Полисы
граждан Ханты-Мансийского
Ханты-Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования создан решением Совета народных депутатов автономного округа от 02.06.1993 года № 83 "О создании окружного фонда обязательного медицинского страхования" и распоряжением Главы администрации Ханты-Мансийского автономного округа от 04.06.1993 года № 590-р "Об окружном фонде обязательного медицинского страхования" для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования на территории автономного округа.
В течение 1993 года Администрация автономного округа и Ханты-Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования ввели обязательное медицинское страхование на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Предприятия, учреждения округа и страховые медицинские организации начали заключать договоры обязательного медицинского страхования, а граждане получили первые полисы обязательного медицинского страхования. Лечебно-профилактические учреждения стали вести прием пациентов при предъявлении ими страховых медицинских полисов.
Ханты-Мансийский окружной фонд обязательного медицинского страхования, является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.
Ханты-Мансийский
ОФОМС является юридическим лицом
и осуществляет свою деятельность в
соответствии с законодательством
Российской Федерации на основании
Положения о территориальном
фонде обязательного
Ханты-Мансийский
ОФОМС подотчетен Думе и Правительству
Ханты-Мансийского автономного
Организационно-методическое
руководство по обеспечению функционирования
системы обязательного
Введение обязательного медицинского страхования позволило уменьшить негативные последствия бюджетного дефицита того периода и обеспечить финансовую стабильность здравоохранения региона. Время показало, что предпринятая попытка решить такую проблему, как обеспечение сбалансированности государственных гарантий по объёму медицинской помощи и финансовых ресурсов, выделяемых отрасли здравоохранения на территории Ханты-Мансийского автономного округа, дала положительные результаты.
В настоящее
время в структуру Ханты-
Рассмотрим структуру доходов и расходов бюджета Ханты-Мансийского окружного Фонда обязательного медицинского страхования за 2009-2011гг.
Доходы окружного ФОМС представлены в таблице 1, они образуют налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления.
Таблица 1 – Доходы окружного ФОМС за 2009-2011 годы
Сумма, тыс. рублей | ||||||
Наименование доходов |
2009 |
%, к итогу |
2010 |
%, к итогу |
2011 |
%, к итогу |
Страховые взносы (Отчисления от единого социального налога только для 2009г.) |
5 259 444,20 |
81,94 |
4 830 545,40 |
59,09 |
4 376 779,80 |
55,07 |
Налоги на совокупный доход |
111 350,10 |
1,73 |
154 181,6 |
2,93 |
0 |
0,00 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
1 607,40 |
0,03 |
18 841,00 |
3,41 |
25 886,90 |
1,65 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
474,80 |
0,01 |
747,70 |
0,03 |
15,20 |
0,01 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
1 429,00 |
0,02 |
200,00 |
0,01 |
490 |
0,04 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
0 |
0,00 |
3 675,30 |
0,22 |
1 866,90 |
0,10 |
Прочие неналоговые доходы |
230 928,30 |
3,60 |
328 518,40 |
4,54 |
436 881,10 |
5,50 |
Доходы от возврата остатков межбюджетных трансфертов |
0 |
0,00 |
-1709,10 |
0,00 |
93 009,40 |
1,17 |
Возврат остатков межбюджетных трансфертов |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
-189 558,40 |
-2,39 |
Безвозмездные поступления |
813 186,50 |
12,67 |
2 168 728,10 |
29,77 |
3 129 899,70 |
38,83 |
Всего доходов |
7 940 496,40 |
100,00 |
7 862 896,20 |
100,00 |
9 861 537,40 |
100,00 |
Информация о работе Формирование и использование средств бюджета ТФОМС ХМАО-Югры