Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. Вопросы менеджмента имеют решающее значение в работе различных организаций. Некоммерческие организации не является тому исключением. В российской некоммерческой сфере вопросам менеджмента долгое время не уделялось должного внимания, и лишь с переходом на рыночные отношения большинство некоммерческих организаций стало серьезно осознавать, что менеджмент является ключевым фактором эффективной работы. Сокращение бюджетного финансирования, возросшая конкуренция заставили некоммерческие организации изменить стратегию своей деятельности.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческих организаций
1.1. Сущность, функции и принципы организаций финансов некоммерческих предприятий
1.2. Источники и виды финансовых ресурсов некоммерческих предприятий
1.3. Направленное использование финансовых ресурсов некоммерческих предприятий
1.4. Особенности управления финансами некоммерческих организаций
Глава 2. Анализ механизма функционирования некоммерческих предприятий на примере коррекционной школы-интернат
(МСКОУ СКОШИ)
2.1. Общая характеристика формирования и использования финансовых ресурсов школы-интерната
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности школы-интерната
2.3. Анализ сметы доходов и расходов школы-интерната

Заключения

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 552.50 Кб (Скачать)

Некоммерческие  организации могут использовать временно свободные денежные средства для получения дополнительного  дохода, в частности, осуществлять операции с покупкой валюты, с ценными бумагами (акциями, облигациями, векселями), размещать  средства на депозитных счетах в банке, в паевых фондах и т.д.

Дополнительно к рассмотренным выше доходам  некоторые некоммерческие организации  могут иметь специфические источники  формирования финансовых ресурсов, обусловленные  уставными целями их деятельности. Так, в общественных организациях к таким источникам доходов относятся поступления от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; в благотворительных организациях - поступления от проведения кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, от проведения кампаний по сбору пожертвований, от реализации иму- -*ч щества и пожертвований, поступивших от благотворителей в соответствии с их пожеланиями. В то же время законодательство запрещает некоторым организациям привлекать средства на осуществление определенной деятельности. Так, политические общественные объединения не вправе получать финансовую и иную материальную помощь на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан.

Основные направления  использования средств связаны  с финансовым обеспечением достижения некоммерческой организацией уставных целей. Выделяются следующие группы расходов:

1. Административно-хозяйственные  расходы, связанные с содержанием  некоммерческой организации. К  данной группе относятся расходы  по оплате труда административно-хозяйственного  персонала, уплате единого социального  налога в государственные внебюджетные фонды, расходы по аренде и хозяйственному содержанию помещений, почтово-телеграфные расходы, командировочные и представительские расходы, амортизационные отчисления, расходы на ремонт помещений и оборудования, платежи за коммунальные услуги и т.п. Эти затраты относительно постоянны, так как их величина не зависит от изменений в объеме деятельности организации.

2. Расходы по  выполнению программ и мероприятий,  осуществляемых за счет целевых  поступлений и бюджетных ассигнований. В эту группу включаются расходы, непосредственно связан- _. ные с реализацией финансируемых программ и мероприятий. Расходы можно разделить на две группы: прямые и косвенные. К прямым относятся расходы, непосредственно связанные с использованием средств по основным направлениям деятельности, которые определены в программе либо уставе некоммерческой организации. Например, средства по целевым поступлениям, полученным по договорам гранта, могут быть использованы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели, предусмотренные договором гранта. К косвенным относятся расходы на командировки, связанные с выполнением программы, оплата междугородных переговоров, расходы по обеспечению программ средствами оргтехники, канцелярскими товарами, плата за аренду помещений и автотранспорта и т.д.

Средства, полученные некоммерческой организацией в форме  бюджетных ассигнований, должны быть использованы непосредственно на те цели, которые предусмотрены в  программе. Бюджетные средства, использованные не по назначению, подлежат взысканию в бюджет, из которого было произведено финансирование.

3. Расходы по  осуществлению предпринимательской  деятельности. Они учитываются раздельно  от друтих расходов организации.  К ним относятся расходы, связанные  с закупкой сырья и материалов (при производстве продукции и оказании услуг), расходы на оплату труда персонала, участвующего в осуществлении данной деятельности, уплату единого социального налога в государственные внебюджетные фонды, расходы для осуществления расчетов с кредиторами, на рекламу, транспортные расходы и т.д.

Порядок налогообложения  некоммерческих организаций аналогичен порядку, применяемому в отношении  коммерческих организаций. Однако он имеет  ряд особенностей, связанных с  тем, что некоммерческие организации не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли, а их предпринимательская деятельность должна служить достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация.

Состав налогов, уплачиваемых некоммерческими организациями, зависит от того, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность или нет. Если организация не занимается предпринимательской деятельностью, то она тем не менее уплачивает налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на имущество, транспортный налог. При осуществлении предпринимательской деятельности некоммерческая организация, так же как и коммерческая, уплачивает все налоги, предусмотренные налоговым законодательством. В частности, помимо налогов, уплачиваемых при осуществлении основной деятельности, уплачивается налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и другие региональные и местные налоги.

Налог на прибыль  организаций уплачивается некоммерческими  организациями, осуществляющими предпринимательскую  деятельность, в порядке, установленном для коммерческих организаций. При обложении налогом на добавленную стоимость некоммерческих организаций применяется общий порядок, однако не подлежат налогообложению конкретные операции по реализации и выполнению работ применительно к отдельным организациям. В частности, освобождены от уплаты налога операции, связанные с проведением ремонтно-реставрационных работ по восстановлению культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций; реализация паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах; реализация предметов религиозного назначения, производимых и реализуемых религиозными организациями в рамках религиозной деятельности; реализация товаров, работ, услуг, производимых общественными организациями инвалидов, и др.

В некоторых  некоммерческих организациях (например, потребительских кооперативах) после  уплаты налогов в бюджеты и  бюджеты государственных внебюджетных фондов, доходы, полученные от предпринимательской  деятельности, могут быть направлены на создание различных фондов. Потребительские кооперативы вправе формировать неделимый фонд, фонд развития потребительской кооперации и резервный фонд.

 

1.3. Направленное  использование финансовых ресурсов  некоммерческих предприятий

Некоммерческие  организации отличаются высокой диверсификацией источников финансирования. Некоммерческие цели хозяйствования требуют от них не только разработки собственных доходных направлений деятельности, но и привлечения внешних источников финансирования со стороны государства, населения и частного сектора.

Источники финансирования некоммерческих организаций делятся  на три группы:

- привлеченные,

- государственные,

- собственные средства.

К привлеченному  финансированию относятся благотворительные, спонсорские средства, гранты фондов, членские взносы и др. Государственное финансирование объединяет прямые и косвенные субсидии государства.

Собственные средства включают доходы от основной и коммерческой деятельности.

Наличие различных  источников финансирования в структуре  доходов организаций культуры определяется национальными особенностями менеджмента в некоммерческой сфере. В России, Франции, Германии традиционно доминируют государственные источники финансирования, тогда как в США – привлеченные и собственные источники финансирования.

Привлеченные источники финансирования некоммерческих организаций

Благотворительность и спонсорство. Если сущность благотворительности достаточно полно раскрывается в ст. 1 закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», как «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки», то понятие спонсорства очень узко определено ст. 19 закона РФ

«О рекламе», как «осуществление юридическим  или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов  интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах».

Однако спонсор  может требовать в качестве ответной услуги не только рекламу, но и другие прямые и косвенные выгоды, например, организацию выставок, пресс-конференций с его участием, что ведет к продвижению в обществе имиджа фирмы.

Итак, спонсорство  – вид экономической сделки, в  процессе которой происходит обмен  денежных средств, товаров, услуг, работ на возможности размещения рекламы, проведения PR–мероприятий, стимулирования сбыта и др. В отличие от благотворительности, представляющей форму добровольной бескорыстной поддержки некоммерческой деятельности со стороны физических и юридических лиц, спонсорство характеризуется исключительно коммерческими интересами.

Пожертвование. Пожертвованием, согласно ст. 582 части второй Гражданского Кодекса РФ, признается дарение вещи или права в общеполезных целях (т.е. нельзя пожертвовать работы или услуги).

Пожертвования могут делаться гражданам; лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и учебным учреждениям, учреждениям социальной защиты, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям. Для этих лиц пожертвования не облагаются налогом на прибыль. Во всех остальных случаях (в частности, для таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы и др.), пожертвования расцениваются как обычное дарение и облагаются налогом на прибыль в составе внереализационных доходов.

Патронаж  и меценатство. Патронаж в российском законодательстве определен в отношении только дееспособных граждан. Под ним, согласно ст. 41 ГК РФ, понимается регулярное (постоянное) оказание помощи в осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в такой помощи по состоянию своего здоровья. Однако патронаж может быть трактован намного шире, как в отношении физических, так и юридических лиц. Особую актуальность патронаж приобретает для некоммерческих видов деятельности.

Патронаж –  это оказание долгосрочной материальной и организационной поддержки  некоммерческой деятельности в ответ  на получение определенных прав на участие в управлении. Патрон может быть наделен правом участия в разработке стратегии развития, текущем планировании некоммерческой деятельности и т.д.

Патронаж необходимо отличать от меценатства, которое в  основном распространяется на сферу культуры и носит просветительский характер.

Меценатство –  организация и поддержка общественно-значимых мероприятий в просветительских целях (преимущественно в сфере  культуры и искусства).

Членские  взносы. Членские взносы также не имеют однозначной трактовки в российском законодательстве. Закон РФ «О некоммерческих организациях», рассматривая права и обязанности членов некоммерческих организаций, не дает общего определения отношений членства. Закон РФ «Об общественных объединениях» в ст. 6 в качестве членов рассматривает физических и юридических лиц, «чья заинтересованность в совместном решении задач объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия». Однако в законе не указано на взаимовыгодный и дифференцированный характер членства, связанный с регулярной уплатой различных членских взносов для получения товаров и услуг организации.

Членские взносы – регулярное отчисление средств в некоммерческую организацию с целью получения определенного пакета товаров и услуг.

Грант – средства целевого финансирования (денежные средства или иное имущество), выделяемые на конкурсной основе и предоставляемые безвозмездно и безвозвратно с последующим отчетом об их целевом использовании.

Государственные источники финансирования некоммерческих организаций

Вторая  группа доходов некоммерческих организаций, объединяющая различные виды государственного финансирования, является традиционным источником поступлений некоммерческой сферы США. К государственным источникам финансирования относятся регулярные субсидии государства на содержание и развитие некоммерческих организаций, а также разовое финансирование, связанное с реализацией отдельных проектов, программ и др.

Государственное финансирование имеет намного меньшие  объемы по сравнению с привлеченными  средствами, что связано с длительностью  и сложностью процессов получения  бюджетных средств, а также с  большой работой по сбору информации для обоснования необходимости финансовой поддержки. В 1999 г. государственные средства в некоммерческой сфере оценивались в 1,3 млрд. долларов, что составляет 8,1% от общих финансовых поступлений некоммерческих организаций40. Однако приведенные результаты не учитывают непрямое государственное финансирование.

Во-первых, отчисления федерального правительства США на развитие некоммерческой сферы через правительства отдельных штатов и местные органы власти, которые вправе сами определять направления расходов и круг некоммерческих организаций, а также через специальные внебюджетные фонды.

Во-вторых, государственные дотации частным лицам на культурно-просветительские цели или предоставление гражданам права бесплатного посещения подобных организаций. В США в 1999 г. на возмещение расходов потребителей приходилось до 70% средств, предоставляемых федеральным правительством на развитие некоммерческих организаций.

Информация о работе Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций