Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ финансового планирования и особенностей формирования структуры федерального бюджета.
На основании поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Расширить теоретические представления о финансовом планировании.
2. Изучить особенности формирования доходов и расходов федерального бюджета.
3. Проанализировать основные параметры проекта федерального бюджета на 2012-2014 годы.
Введение 3
1. Планирование федерального бюджета РФ 5
1.1 Теоретические аспекты финансового планирования 5
1.2 Процесс составление проекта федерального бюджета РФ 8
2. Анализ проекта федерального бюджета РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 14
2.1 Условия разработки проекта федерального бюджета РФ 14
2.2 Параметры проекта федерального бюджета РФ 18
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 33
В 2012-2014 годах в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности планируются дополнительные бюджетные ассигнования в связи с переводом с 2012 года финансового обеспечения полиции полностью за счет средств федерального бюджета, а также на закупку современных образцов вооружения, военной и специальной техники. Планируется переоснащение МЧС России современными образцами техники и оборудования в целях повышения уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (увеличение бюджетных ассигнований на 2012 год в сумме 8,2 млрд. рублей, на 2013 и 2014 годы – 8,8 млрд. рублей и 9,0 млрд. рублей соответственно).
Расходы в области социальной политики планируются со значительным ростом в 2012 и 2013 годах, в основном, за счёт мер по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Увеличение расходов в первую очередь обусловлено проведением с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих, что отразится на уровне пенсионного обеспечения военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, пенсии которых вырастут в среднем в 1,6 раза.
В
составе расходов федерального бюджета
предусмотрены бюджетные
В области поддержки семей с детьми предусматриваются увеличение размеров пособий в 2012 году на 6 %, в 2013 году – на 5,5 %, в 2014 году – на 5 %, бюджетные ассигнования на выплату пособий гражданам, имеющим детей, в сумме 67,8 млрд. рублей, что на 8,7 % превышает соответствующий показатель 2011 года в связи с индексацией размеров пособий и увеличением численности получателей.
На предоставление в 2012 году материнского капитала предусмотрено 162,7 млрд. рублей, что на 34,7 % превышает соответствующий показатель 2011 года. В 2012-2014 годах предусматривается увеличение размера материнского капитала, который к 2014 году составит 429,4 тыс. рублей по сравнению с 365,7 тыс. рублей в 2011 году.
Субвенции на реализацию государственной политики в области содействия занятости населения на 2012 год по сравнению с 2011 годом снижаются более чем в 2 раза, что связано главным образом с переводом с 1 января 2012 года на региональный уровень полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения по осуществлению активной политики в этой области.
Снижение объёма расходов федерального бюджета на национальную экономику в 2012 и 2013 годах обусловлено, в основном, сокращением отдельных направлений субсидирования экономики, завершением ряда федеральных целевых программ и объектов капитального строительства.
Снижение объёма расходов на жилищно-коммунальное хозяйство обусловлено завершением отдельных мероприятий, в том числе обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем в 2013 году, ряда федеральных целевых программ.
Уменьшение бюджетных ассигнований федерального бюджета на образование в 2013 году по сравнению с 2012 годом и в 2014 году по сравнению с 2013 годом обусловлено завершением в 2013 году реализации мероприятий по модернизации региональных систем общего образования, а также передачей с 1 января 2012 года в соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации, обеспечения деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования за счёт средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в связи с переводом финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.
В
расходах федерального бюджета на образование
значительно увеличивается
Законопроектом
предусмотрены бюджетные
Уменьшение расходов федерального бюджета на здравоохранение в 2013 и 2014 годах вызвано, в основном, тем, что в рамках проводимой реформы здравоохранения денежные выплаты врачам, медицинским сестрам планируется осуществлять за счёт средств обязательного медицинского страхования.
Законопроектом предусмотрено формирование федерального бюджета на 2012 год с дефицитом в размере 876,6 млрд. рублей, в 2013 году – 1 024,7 млрд. рублей, в 2014 году – 491,1 млрд. рублей. При этом в источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусматриваются ежегодные масштабные заимствования в основном на внутреннем рынке в объеме более 1,8 трлн. рублей, привлечение средств от приватизации − от 300 млрд. рублей до 475 млрд. рублей. Одновременно в источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусматривается увеличение Резервного фонда с 1,66 трлн. рублей в 2012 году до 3,9 трлн. рублей в 2014 году, или в 2,3 раза.
Для погашения долга по государственным заимствованиям предусматривается направить в 2012 году 33,3 % занимаемых средств, в 2013 году – 34 %, в 2014 году – более 40,6 %.
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета в абсолютных размерах в 2012 году составит 6 451,4 млрд. рублей, в 2013 году увеличится до 6 670,6 млрд. рублей, в 2014 году сократится до 6 618,3 млрд. рублей.
Предусматривается снижение ненефтегазового дефицита относительно ВВП на 1,2 процентного пункта с 10,3% ВВП в 2011 году до 9,1 % ВВП в 2014 году. Цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность федерального бюджета, будет снижаться с 115,7 доллара США за баррель до 107,3 доллара США за баррель.
В соответствии с приложениями 40 и 41 к законопроекту предусматривается пополнение Резервного фонда в 2012-2014 годах за счёт нефтегазовых доходов в значительных объёмах: в 2012 году – в объеме 512,3 млрд. рублей, в 2013 году – в объёме 570,9 млрд. рублей, в 2014 году – в объёме 957,3 млрд. рублей. В 2011 году пополнение фонда составит 910,6 млрд. рублей.
В соответствии с расчётом прогнозируемого использования средств Резервного фонда и ФНБ на начало и конец 2012-2014 годов объём Резервного фонда увеличится за 2012-2014 годы на 2 288,7 млрд. рублей, или в 2,3 раза, и составит к концу 2014 года 3 947,2 млрд. рублей (5,4 % ВВП). Объём ФНБ увеличится на 194,4 млрд. рублей и составит в 2014 году 2 798,7 млрд. рублей (3,9 % ВВП).
Средства ФНБ предусмотрено использовать на софинансирование пенсионных накоплений в 2012 году в объёме 7,5 млрд. рублей, в 2013-2014 годах – по 10,0 млрд. рублей ежегодно, использование средств Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета не предусмотрено.
Доходы от управления средствами Резервного фонда и ФНБ в 2012-2014 годах предусматриваются в доходах федерального бюджета в сумме 61,7 млрд. рублей, 61,2 млрд. рублей, 65,5 млрд. рублей соответственно.
Объём государственного долга Российской Федерации в 2012 году составит 13,2% ВВП, в плановом периоде будет увеличиваться и в конце 2014 года составит 15,7% ВВП. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счёт роста государственного внутреннего долга с 6 330,9 млрд. рублей (10,8% ВВП) в 2012 году до 9 221,8 млрд. рублей (12,7% ВВП) в 2014 году, объём которого превысит законодательно утвержденный показатель на 2011 год (4 732,3 млрд. рублей) в 1,9 раза.
Государственный внутренний долг по государственным гарантиям в 2014 году увеличится по сравнению с 2011 годом в 2 раза и составит 1,9 трлн. рублей; государственный внешний долг по государственным гарантиям – в 3,4 раза и составит 18,5 млрд. долларов США (581,5 млрд. рублей).
Расходы по обслуживанию государственного долга увеличатся с 350,7 млрд. рублей (0,7% ВВП) в 2011 году до 579,2 млрд. рублей (0,8% ВВП) в 2014 году, или в 1,7 раза. Объём указанных расходов существенно превысит бюджетные ассигнования, направляемые в 2014 году на жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, культуру, кинематографию, физическую культуру и спорт, средства массовой информации в целом (273,3 млрд. рублей), образование (499,5 млрд. рублей), здравоохранение (461,8 млрд. рублей), межбюджетные трансферты (494,7 млрд. рублей).
Возросшие объёмы заимствований и, соответственно, рост объёма государственного долга в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет.
Таким образом, законопроект направлен на решение важнейших задач, связанных с обеспечением макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости, повышением уровня жизни и социального обеспечения граждан, реформированием и переоснащением Вооруженных Сил и правоохранительных органов, модернизацией экономики, поддержкой инновационного и инвестиционного развития.
Макроэкономические
условия разработки прогноза социально-
экономического развития Российской Федерации
на 2012 год и на плановый период 2013
и 2014 годов характеризуются
Значительным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации будут оставаться поступления от реализации природных ресурсов, результатов финансово-хозяйственной деятельности добывающего сектора промышленности, топливно-энергетического комплекса.
Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов являются социальная политика, национальная оборона, национальная безопасность, правоохранительная деятельность, национальная экономика. Первое место по прежнему занимают расходы, направляемые на социальную политику, а второе и третье места – расходы на национальную оборону и национальную безопасность и правоохранительную деятельность.
Планируется снижение расходов на национальную экономику, на жилищно-коммунальное хозяйство, на образование, на здравоохранение.
Законопроектом
предусмотрено формирование федерального
бюджета на 2012 год с дефицитом, при этом
в источниках финансирования дефицита
федерального бюджета предусматриваются
ежегодные масштабные заимствования в
основном на внутреннем рынке, привлечение
средств от приватизации, предусматривается
увеличение Резервного фонда за счёт нефтегазовых
доходов.
Таким
образом, в данной курсовой работе были
рассмотрены теоретические
Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства.
Бюджетный процесс представляет собой деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении.
Особенности формирования структуры федерального бюджета были рассмотрены на примере проекта федерального бюджета на 2012-2014 годы. Законопроект был составлен на основе прогноза социально-экономического развития Правительством РФ, затем был принят Госдумой 22 ноября 2011 года и одобрен Советом Федераций 25 ноября 2011 года. Президент Российской Федерации 1 декабря 2011 года подписал закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".