Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:55, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ финансового планирования и особенностей формирования структуры федерального бюджета.
На основании поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Расширить теоретические представления о финансовом планировании.
2. Изучить особенности формирования доходов и расходов федерального бюджета.
3. Проанализировать основные параметры проекта федерального бюджета на 2012-2014 годы.
Введение 3
1. Планирование федерального бюджета РФ 5
1.1 Теоретические аспекты финансового планирования 5
1.2 Процесс составление проекта федерального бюджета РФ 8
2. Анализ проекта федерального бюджета РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 14
2.1 Условия разработки проекта федерального бюджета РФ 14
2.2 Параметры проекта федерального бюджета РФ 18
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 33
В основу разработки проекта федерального бюджета закладываются:
1) направления финансово-бюджетной политики;
2) показатели
прогноза социально-
3) уточненные параметры среднесрочного прогноза социально-экономического развития государства;
4) показатели сводного финансового баланса;
5) показатели
долгосрочных федеральных
На стадии формирования проекта бюджета Министерство финансов России разрабатывает сценарные условия экономического и социального развития на очередной финансовый год с отражением в них главных макроэкономических показателей с целью уточнения параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития государства. Предварительный проект бюджета представляется в Правительство РФ. После его одобрения Министерство финансов России разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на очередной финансовый год, прогнозирует размеры основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу, рассматривает предложения о минимальном размере оплаты труда и пенсионного обеспечения, о порядке индексации заработной платы работникам бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу. Все разработанные материалы и расчёты Министерство финансов России направляет на рассмотрение Правительству РФ.
Параллельно Министерство финансов России направляет основные характеристики по доходам и расходам федерального бюджета федеральным органам исполнительной власти, доводит до органов исполнительной власти субъектов РФ методику формирования межбюджетных расчётов на планируемый финансовый год и среднесрочную перспективу.
На основе расчётных материалов Министерства финансов России по федеральному бюджету органы исполнительной власти производят распределение предметных объёмов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, адресное распределение финансовых ресурсов между главными распределителями бюджетных средств. При этом Минэкономразвития РФ по запросам министерств, ведомств и субъектов РФ и их анализа определяет федеральные целевые программы, подлежащие финансированию, уточняет их с заинтересованными сторонами, согласовывает объёмы необходимых ресурсов на их реализацию в очередном финансовом году и в среднесрочной перспективе. В процессе согласования федеральных целевых программ и анализа проекта бюджета в целом Минэкономразвития РФ и Министерство финансов России уточняют расчётные показатели финансовых планов министерств и ведомств, выявляют дополнительные доходы, возможности по экономному расходованию бюджетных средств и мобилизации средств на главные социально-экономические направления развития с учётом финансово-бюджетной политики государства.
В проекте закона о бюджете в обязательном порядке должны быть заложены следующие основные характеристики:
1) общий объём доходов по источникам поступлений;
2) общий объём расходов по статьям расходов;
3) дефицит
бюджета и источники его
В доходной части бюджета указываются:
1) прогнозируемые
доходы бюджета по группам,
подгруппам и статьям
2) нормативы
отчислений от собственных
3) нормативы
централизации и
В
расходной части бюджета
1) расходы
бюджета по разделам, подразделам
и статьям функциональной
2) доходы и расходы целевых бюджетных фондов;
3) объёмы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы, предоставляемых в виде субвенций и дотаций;
4) распределение
бюджетных ассигнований по
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:
Долгосрочные целевые программы, реализуемые за счёт средств федерального бюджета, утверждаются Правительством РФ. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается нормативно-правовыми актами Правительства РФ. Объём денежных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ утверждается законом о бюджете. Долгосрочные целевые программы содержат технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации программы, сведения о распределении объектов и источников финансирования по годам и другие данные.
В
проекте закона о бюджете закладываются
следующие характеристики государственного
или муниципального долга, государственных
или муниципальных
1) источники
финансирования дефицита
2) верхний
предел государственного или
муниципального внутреннего
3) порядок
предоставления
4) верхний
предел государственного
5) предел
государственных внешних
6) пределы
предоставления РФ
7) предел
предоставления
Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передаётся на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. При рассмотрении закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
Таким образом, эффективность социально-экономического развития страны в большой степени зависит от планирования государственных финансов. С помощью финансового планирования осуществляется управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Финансовое планирование обеспечивается системой финансовых планов.
В
систему финансовых планов входят перспективные
финансовые планы и сводные финансовые
балансы, которые создаются на общегосударственном
и территориальных уровнях
Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу носит переходный характер, связанный с завершением решения задач посткризисного восстановления и переносом акцентов на меры стратегического характера, зафиксированные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В ближайшие годы наряду с решением задач бюджетной консолидации планируется сделать задел для реализации долгосрочных интересов России, которые состоят в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство.
Приоритетным направлением бюджетной политики на ближайшие годы становится сокращение бюджетного дефицита, приближение к сбалансированному бездефицитному бюджету за счёт повышения налогов и оптимизации расходов, а также посткризисное восстановление бюджетных фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния).
В бюджетном послании Президента России о бюджетной политике в 2012-2014 годах от 29 июня 2011 года подведены итоги бюджетной политики в 2010 году и начале 2011 года, обозначены основные проблемы в этой сфере, установлены цели и задачи на ближайшие 3 года.
Определены следующие результаты бюджетной политики/4/:
1. Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств государства. В 2010-2011 годах экономический рост стабилизировался на уровне около 4 процентов. Удалось сократить дефицит федерального бюджета.
2. Внесены изменения в налоговое законодательство Российской Федерации, направленные на осуществление инноваций, расширена поддержка исследований и разработок.
3. Средний размер пенсий за 2010 год вырос почти на 23 процента, а за 2011 год он увеличится более чем на 9 процентов. В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации были проиндексированы социальные пособия.
4. Начался переход на программный принцип формирования федерального бюджета. Правительством Российской Федерации утверждены перечень государственных программ, порядок их разработки, реализации и оценки эффективности, организована работа по подготовке этих программ.
Тем не менее, многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.
Как указано в Бюджетном послании, федеральный бюджет на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов должен обеспечить устойчивое посткризисное развитие, модернизацию экономики, повышение уровня и качества жизни граждан, укрепление обороноспособности и безопасности страны, эффективность и прозрачность госуправления, определена необходимость снижения зависимости бюджета от конъюнктурных доходов и сокращения его дефицита.
В Бюджетном послании поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны:
1) интеграция
бюджетного планирования в
2) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;
3) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;
4) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счёт формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;