Формирование федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 14:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ финансового планирования и особенностей формирования структуры федерального бюджета.
На основании поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Расширить теоретические представления о финансовом планировании.
2. Изучить особенности формирования доходов и расходов федерального бюджета.
3. Проанализировать основные параметры проекта федерального бюджета на 2012-2014 годы.

Содержание

Введение 3
1. Планирование федерального бюджета РФ 5
1.1 Теоретические аспекты финансового планирования 5
1.2 Процесс составление проекта федерального бюджета РФ 8
2. Анализ проекта федерального бюджета РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов 14
2.1 Условия разработки проекта федерального бюджета РФ 14
2.2 Параметры проекта федерального бюджета РФ 18
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 33

Работа содержит 1 файл

Формирование ФБ III курс - 2.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

    5) эффективная  децентрализация полномочий публично-правовых образований.

     Основные  характеристики федерального бюджета  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-2014 года и соответствуют основным положениям Бюджетного послания, в том числе о необходимости последовательного сокращения размера дефицита федерального бюджета.

     Макроэкономические  условия разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов характеризуются продолжающимся восстановительным экономическим ростом, сохранением высоких цен на основные товары российского экспорта, дальнейшим сокращением численности безработных, замедлением темпов роста потребительских цен. Прогноз основных макроэкономических показателей, взятых за основу при формировании законопроекта, рассчитан исходя из замедления динамики мировой экономики в 2012 и 2013 годах, темпы роста которой прогнозируются на уровне 103,7 % и 103,5 % соответственно при некотором ускорении роста в 2014 году до 104%. При этом прогнозируется, что рост российской экономики в 2012 году будет на уровне темпов роста мировой экономики, а в 2013-2014 годах превысит их на 0,5 и 0,6 процентного пункта соответственно.

     Основные  риски в достижении прогнозируемых параметров объёма, темпов роста и индекса-дефлятора ВВП связаны с сохранением высокой зависимости российской экономики от ситуации на мировых рынках сырья и капиталов, обеспечением прогнозируемого роста инвестиций в основной капитал и усилением влияния возрастающего объёма импорта на конкурентоспособность российских товаров. Существуют риски падения цены на нефть марки «Юралс» до 80 долларов США за баррель и ниже, что ухудшит состояние платежного баланса, может способствовать более существенному ослаблению курса рубля к доллару США и усилению инфляционных тенденций, а также снижению доходов федерального бюджета.

     Прогнозируемые  объёмы инвестиций в основной капитал могут оказаться недостаточными для решения поставленных Президентом Российской Федерации задач по модернизации, техническому перевооружению и переводу экономики на инновационный путь развития. Основные производственные фонды в значительной степени физически устарели, а процесс их обновления идёт крайне медленно. При этом большая часть инвестиций направляется не в высокотехнологичные виды деятельности, а в отрасли, связанные с производством товаров с низким удельным весом добавленной стоимости.

     В достижении целевых уровней инфляции в 2012-2014 годах существуют определенные риски, связанные с прогнозируемым ослаблением курса рубля к доллару США. Предлагаемое в прогнозе сохранение в структуре экспорта доли минеральных продуктов и металлов на высоком уровне фактически закрепляет сырьевую направленность экспорта.

     Одним из рисков для макроэкономической стабильности является высокая степень неопределенности тенденций изменения курса национальной валюты в планируемом периоде, обусловленная нарастанием кризисных явлений на мировых финансовых рынках. Изменения в динамике курса оказывают существенное влияние на параметры бюджетной системы, а также затрудняют возможности хозяйствующим субъектам выстраивать долгосрочные прогнозы своего развития.

     По  мнению Счётной палаты, высокая зависимость экономического роста от объёмов заимствований как на внутреннем, так и на внешнем рынках, может свидетельствовать о наличии рисков в достижении запланированных объёмов инвестиций и ВВП, если не удастся осуществить заимствования за рубежом в нужных объёмах и на приемлемых условиях, так как внутренние сбережения на накопление основного капитала будут полностью исчерпаны к 2014 году.

2.2 Параметры проекта федерального бюджета РФ

 

     На  основе прогноза социально-экономического развития Правительством РФ был составлен  проект федерального бюджета на 2012-2014 годы, который был принят Госдумой 22 ноября 2011 года и одобрен Советом Федераций 25 ноября 2011 года. Затем 1 декабря 2011 года президент России Дмитрий Медведев подписал закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".

     Динамика  основных параметров бюджетной системы  Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов характеризуется стабилизацией доходов на уровне 36 % ВВП, снижением общего объёма расходов до 36,9 % ВВП и дефицита до 0,7% в 2014 году.

     Основные  параметры бюджетной системы  Российской Федерации в 2010-2011 годах  и на 2012-2014 годы представлены в Приложении 2.

     Прогноз доходов федерального бюджета на 2012-2014 годы  рассчитан на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 21 апреля 2011 года. Формирование доходов федерального бюджета на 2012-2014 годы осуществляется в условиях изменений, вносимых в налоговое, бюджетное и таможенное законодательство, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.

       Прогнозируемый общий объём доходов федерального бюджета в 2012 году составит 11 779 855 206 тыс. рублей, а в 2013 и 2014 годах соответственно 12 705 859 982 тыс. рублей и 14 091 831 089 тыс. рублей /3/.

     Значительным  источником доходов бюджетной системы  Российской Федерации будут оставаться поступления от реализации природных  ресурсов, результатов финансово-хозяйственной деятельности добывающего сектора промышленности, топливно-энергетического комплекса.

     Основная  часть прогнозируемых доходов будет  обеспечена поступлениями по таможенным пошлинам, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на прибыль организаций (таблица 1). Прогнозируется увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам /13/. Некоторое увеличение показателя, характеризующего отношение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП, в 2012-2014 годах, по сравнению с 2011 годом, связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость (с 6 % к ВВП в 2011 году до 6,5 % к ВВП в 2014 году) и акцизам (с 0,5 % к ВВП в 2011 году до 1,1 % к ВВП в 2014 году).

     Рост  поступления акцизов по подакцизным  товарам обусловлен планируемым внесением изменений в бюджетное законодательство в части установления норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов на алкогольную продукцию с объёмной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счёт средств федерального бюджета).

     Таблица 1 

     Структура налоговых и неналоговых доходов  федерального бюджета на 2012-2014 годы, в % к общей сумме доходов

Основные  виды доходов 2012 год

прогноз

2013 год

прогноз

2014 год

прогноз

Налог на прибыль организаций 3,2 3 3
Налог на добавленную стоимость (НДС) 31,3 32,9 33,7
Акцизы 3,4 4,7 5,5
Налог на добычу полезных ископаемых 17,7 17,4 17,2
Таможенные  пошлины 37,1 35 34,4
Прочие  доходы 7,3 7 6,2
 

     В проекте федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов не созданы предпосылки для снижения зависимости федерального бюджета от конъюнктурных доходов, в частности, объём ненефтегазового дефицита в 2014 году предусматривается на 1 126,4 млрд. рублей больше, чем в 2011 году.

     При этом, несмотря на меры по увеличению доходов  федерального бюджета (в том числе  по совершенствованию налогообложения  газовой отрасли и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную  продукцию), объём доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2012-2014 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года.

     Объём расходов федерального бюджета в 2014 году по сравнению с 2011 годом в номинальном выражении увеличится на 3 560,4 млрд. рублей, или на 32,3 %, при тенденции к сокращению их доли в ВВП с 20,7 % в 2011 году до 20,1 % в 2014 году. В реальном выражении общий объём расходов по сравнению с предыдущим периодом увеличится в 2012 году на 8,2 %, в 2013 году на 2,2 %, в 2014 году уменьшится на 0,7 %.

     Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов являются социальная политика, национальная оборона, национальная безопасность, правоохранительная деятельность, национальная экономика.

     Структура расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах по отношению к ВВП претерпевает изменения по сравнению с предыдущим бюджетным циклом. Если первое место по-прежнему занимают расходы, направляемые на социальную политику, то на второе и третье места выходят расходы на национальную оборону и национальную безопасность и правоохранительную деятельность, опережая расходы, направляемые на национальную экономику, которые занимали в структуре ВВП второе место.

     Значительная часть расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах будет направлена на повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, увеличение расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности, денежного довольствия военнослужащих, содержание судей и прокурорских работников, федеральных государственных служащих, модернизацию здравоохранения и экономики в целом, совершенствование образования, исполнение публичных нормативных и приравненных к ним обязательств, подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в г. Владивостоке и XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани.

     В 2012-2014 годах продолжится реализация проекта создания Инновационного центра «Сколково». Для реализации этого проекта планируются бюджетные ассигнования федерального бюджета: в 2012 году − 22,0 млрд. рублей, в 2013 и 2014 годах − по 17,1 млрд. рублей.

     Общий объём расходов федерального бюджета в 2012 году составит 12 656 443 993 тыс. рублей, а в 2013 и 2014 годах соответственно 13 730 605 307 тыс. рублей и 14 582 949 963 тыс. рублей /3/.

     Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными, представленными в Приложения 3.

     В 2012-2014 годах увеличится объём  расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесённых к ведению Российской Федерации. Рост расходов на эти цели обусловлен проведением с 2012 года реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также переводом с 1 января 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень.

     Расходы федерального бюджета по разделу  «Национальная оборона» в соответствии с ведомственной структурой в 2012 году будут осуществлять 11 главных распорядителей бюджетных средств, в 2013 году – 10, в 2014 году – 9. Наиболее крупные из них – Министерство обороны Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, на которые в 2012-2014 годах будет приходиться 99 % расходов по данному разделу.

     В структуре вышеуказанного раздела основное место занимают расходы на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, доля которых в общем объёме расходов по разделу возрастет с 76,8 % в 2012 году до 78,6 % в 2014 году. Приоритетной задачей в сфере обеспечения обороноспособности, безопасности и правопорядка страны является финансовое обеспечение государственной программы вооружения на 2011-2020 годы, которая предполагает комплексное переоснащение войск современными видами вооружения и военной техники.

     Одной из важнейших задач, поставленных Президентом  Российской Федерации, является обеспечение  жильем военнослужащих, включая развитие накопительно-ипотечной системы. Законопроектом по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» на 2012-2014 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение постоянным и служебным жильем военнослужащих в объёме 43 352 млн. рублей, 28 000 млн. рублей и 9 000 млн. рублей соответственно.

Информация о работе Формирование федерального бюджета