Фондовая биржа и её значение на рынке ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:36, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение состояние российского рынка ценных бумаг.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические взгляды на сущность ценных бумаг и формы ее проявления во взаимосвязи с движением периодически высвобождаемой из оборота стоимости;
- осуществить анализ динамики основных фондовых индексов на рынке ценных бумаг.
- охарактеризовать основные проблемы на рынке ценных бумаг и наметить основные направления по выходу из кризиса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы функционирования фондовой биржи…………...5
1.1 Понятие, значение и функции фондовой биржи…………………………..........................................................................5
1.2 Характеристика членов фондовой биржи и органов ее управления……………………………………………………………………….10
2. Анализ современного состояния фондовой биржи………………………21
2.1 Оценка деятельности фондовой биржи на рынке ценных бумаг (на примере ММВБ)……………………………………………………………….21
2.2 Влияние мирового финансового кризиса на деятельность фондовой биржи…………………………………………………………………………….39
Выводы и предложения………………………………………………………....46
Список использованной литературы…………………………………………...49

Работа содержит 1 файл

Галанцева И.В..docx

— 166.24 Кб (Скачать)

Природа кризисных явлений  в мире и в России — разная.

В развитых странах основные проблемы - ипотечный рынок и колоссальное развитие структурированных продуктов  и деривативов (в первую очередь инструментов Credit-default swap), обеспечивших перераспределение рисков на долговом рынке.

Для России – основные проблемы - невозможность в относительно короткие сроки провести рефинансирование ранее  привлеченных займов, особенно в части  евробондов. Хотя объем российского  ипотечного рынка растет быстрыми темпами, он пока несопоставим с объемами ипотеки  в развитых странах.

Общий объем ипотечных  кредитов в России оценивается примерно 25 млрд. долл., т.е. в расчете на 1 человека порядка 180 долл. Это в 150 раз меньше чем в Великобритании и в 1000 раз меньше чем в США.

В условиях кризиса резко  возросла роль операций на ММВБ по обеспечению  рефинансирования участников рынка  по всем инструментам фондового рынка. Доля Репо и аналогичных операций составляет порядка 60 процентов от общего оборота биржевых операций с ценными бумагами.

Рыночные механизмы рефинансирования, доступные на денежным рынке ММВБ – операции прямого РЕПО с ЦБ РФ, междилерского РЕПО и валютных СВОПов. При этом доля операций ЦБ - менее 30 процентов, соответственно 70 процентов своих потребностей в рефинансировании удовлетворяется участниками рынка за счет взаимного предоставления средств друг другу, а проблемы взаимного доверия решаются благодаря проведению расчетов по этим операциям через расчетную систему ММВБ (на принципах DVP).

Конечно, буря не прошла стороной российский рынок акций. Наиболее сильно кризис затронул рынок IPO российских компаний. Напомню, в прошлом году мы впервые  с удовлетворением констатировали, что процесс выхода российских эмитентов  на IPO приобрел массовый характер, стал «на поток»: на рынок вышли 27 российских компаний (по сравнению с 14 в 2006г). Из-за кризиса ликвидности, в первом квартале 2008 г. этот «ручей» почти иссяк, на рынок с IPO вышла только 1 компания, еще 1 компания – в апреле.

Но я бы не стал преувеличивать влияние кризиса на процессы в IPO России. У нас даже в «урожайный» 2007 год годовая цифра соответствует 1 кварталу стран-лидеров. Для сравнения  на внутренний рынок корпоративных  облигаций за 2007 вышло порядка 130 российских компаний. Российские предприниматели  пока не готовы в массовом порядке  делиться своей корпоративной собственностью с частными и институциональными инвесторами, предпочитая использовать возможности долгового рынка  для привлечения инвестиций в  основной капитал. Аналогичным образом  ведет себя и государство, хотя там  более ярко проявляется инициатива в проведении первичного размещения акций государственных предприятий, особенно в связи с реформой РАО ЕЭС.

Пострадал от кризиса и  рынок корпоративных облигаций. Причем у российских компаний наибольшие сложности вызывает финансирование за рубежом, объемы размещений на нем  в этом году резко сократились.

На внутреннем рынке, напротив, растет и число, и объемы размещений, то есть внутренний рынок капитала восстанавливает свой потенциал. На первый взгляд ситуация обнадеживающая.

Однако на рынок вернулись  крупные компании, которые раньше осуществляли займы за рубежом. Теперь они фактически «пылесосят» внутренний рынок, сильно потеснив средние и  малые предприятия. Если ранее объемы размещений свыше 300 млн. долл. были крайне редки, то в первом квартале было размещено 4 таких выпуска, а за неполный апрель уже 2.

А число небольших займов сократилось по сравнению с 1 кварталом 2007 года в 1,5 раза.

Первые признаки восстановления рынка капиталов, проявившиеся в  улучшении ситуации с размещением  корпоративных облигаций, позволили  ММВБ вернуться ко многим проектам, которые мы вынуждены были положить на полку в конце прошлого года. Остановлюсь на наиболее важных проектах ММВБ, которые мы начали проводить  в апреле этого года.

Прежде всего — это  создание специального сектора с  режимом расчетов T+3 с отказом  от требования 100% предварительного депонирования  средств для участников торгов. Режим специально предназначен для иностранных инвесторов, а также для российских и зарубежных брокеров – участников глобального рынка капитала. Это наш ответ на потребности крупных иностранных участников российского рынка акций, и он продиктован желанием сблизить нашу технологию Т+0 с технологиями, которые применяются на большинстве бирж мира.

Конечно, потребуется переналадка  клиринговых механизмов ММВБ и широкое  внедрение современной системы  управления рисками, к российским участникам будут выдвигаться дополнительные требования по достаточности капитала. Работа в этом направлении уже  началась. На начальном этапе этот режим будет затрагивать только наиболее ликвидные акции. Параллельно  для участников внутреннего рынка  пока будет поддерживаться режим  расчетов по схеме T+0 с полным предварительным  депонированием средств.

Далее, это проект MICEX Discovery, нацеленный на привлечение на рынок целого пласта перспективных компаний – «будущих звезд» рынка, которые могут дать инвесторам дополнительную возможность диверсификации своих вложений.

Мы планируем, что этот сектор будет расти на 50-100 компаний в год в течение 3-4 лет. В составленном нами списке потенциальных эмитентов  присутствуют крупные, хорошо известные  компании. Их акции обращаются на внебиржевом  рынке, но по различным причинам IPO они  не проводят. Тем не менее, эти бумаги интересны инвесторам, а сами компании заинтересованы в получении достоверной  оценки на рынке.

К компаниям будут предъявляться  требования по раскрытию информации. Дирекция Фондовой биржи будет принимать  решение о включении в листинг  этих компании, и исключении, в случае невыполнения требований.

Росту прозрачности российского  рынка, расширению возможностей формирования индексных фондов служит создание рыночных индикаторов – индексов, отражающих динамику бумаг из различных секторов рынка и облегчающих навигацию  по российскому рынку. Сейчас в семейство  индексов ММВБ входят 12 индексов. Уже  во втором квартале этого года будут  запущены два новых индекса (индекс муниципальных облигаций и индекс ММВБ - Финансы).

С 22 апреля начнется публикация нового подсемейства - индексов корпоративных  облигаций. Теперь в индексы корпоративных  облигаций будут включаться бумаги эмитентов с рейтингом не ниже «В+» по классификации рейтинговых  агентств «Standard&Poor's» или «Fitch Ratings» либо «В1» по классификации рейтингового агентства «Moody`s Investors Service». То есть в наших индексах не будет «мусорных» бумаг, только высококачественные активы. Аналогичный подход используется Банком России при формировании Ломбардного списка. Индексы будут рассчитываться для корзины облигаций со сроком обращения от 1 до 3 лет, для бумаг со сроком обращения от 3 до 5 лет, а также для бумаг со сроком обращения более 5 лет.

В этой связи вполне естественно  возникает вопрос о будущей роли российского финансового рынка, о его месте в международной  инфраструктуре. Сейчас активно обсуждается  возможность создания в Москве международного финансового центра. Мы стали задумываться о том, куда двигаться дальше. Об этом рассуждают в правительственных  кругах, предлагаются программы по дальнейшему развитию рынка.

Почти одновременно к обсуждению были предложены две программы движения к МФЦ.

В феврале НАУФОР – Доклад «Идеальная модель фондового рынка  России на перспективу до 2015г». В  марте появился доклад ФСФР «О мерах  по совершенствованию регулирования  и развития рынка ценных бумаг  на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу(2020)».

Набор предлагаемых мер, сроки  реализации – различаются, но в основном позиции авторов этих документов совпадают. Если обобщить все то, что, так или иначе, звучит в представляемых программах создания финансового центра в России:

- укрепление внутренней  инвестиционной базы;

- модернизация нормативной  базы;

- благоприятный налоговый  режим;

- современная депозитарно - клиринговая система;

- современный рынок производных  инструментов.

Напрашиваются ассоциации с  идеями БИГ БАНГ - выдвинутой 80-х  годах в Великобритании. Эта программа  сыграла важную роль в формировании и закреплении в Лондоне крупнейшего  мирового финансового центра. На мой  взгляд, надо в первую очередь продвигать в России идею формирования развитого  национального центра международного масштаба. Для России важно создать  устойчивый и прозрачный внутренний рынок, который бы являлся привлекательным, в первую очередь, для отечественных  эмитентов и инвесторов. Именно такой  рынок может стать центром  притяжения для зарубежных финансовых институтов и инвесторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения.

Фондовая биржа в системе  экономических отношений представляет собой хозяйствующий субъект  в форме некоммерческого партнерства, оказывающий услуги профессиональным участникам рынка ценных бумаг в  качестве организатора торговли ценными  бумагами.

Фондовая биржа выступает  одной из регуляторов финансового  рынка. Основная роль биржи заключается  в обслуживании движения денежных капиталов.

Фондовая биржа позволяет  обеспечить концентрацию спроса и предложения  ценных бумаг, их сбалансированность на основе биржевого ценообразования, реально отражающего уровень  эффективности функционирования акционерного капитала.

Внебиржевой оборот возникает  как альтернатива бирже. Многие компании не могли выходить на биржу, так как  их показатели не соответствовали требованиям, предъявляемым для их регистрации  на бирже. В современных условиях во внебиржевом обороте обращается преобладающая часть всех ценных бумаг.

Фондовые биржи, возникшие  в России за 1991-1992 гг., не заняли лидирующие позиции на отечественном рынке  ценных бумаг. Большинство из этих бирж «тихо скончалось» уже в 1994-1995 гг. Фондовая биржа образца 90-х годов  не превратилась в торговое, профессиональное и техническое ядро российского  рынка ценных бумаг. Суждено ли занять этому институту финансового  рынка в России подобающее ему  место, покажет время.

Государство может выполнять  активную роль на начальных и последующих  этапах становления рынка ценных бумаг в стране. Этот рынок является настолько масштабным и рискованным  для финансовой безопасности страны, предъявляет настолько высокие  требования к инфраструктуре и ресурсам на его создание, что только усилия государства «сверху» могут запустить  этот рынок в его цивилизованной и безопасной форме. По сути, здесь  может быть разработана масштабная национальная программа создания рынка ценных бумаг в стране, адекватная национальным программам приватизации, структурных изменений в отраслях хозяйства.

Процессы государственного регулирования и саморегулирования  должны работать параллельно: чтобы  государственное регулирование  поощряло саморегулирование, чтобы  саморегулирование являлось механизмом повышения ценности компании.

Фондовая биржа не только торговый, но также исследовательский  и информационный центр рынка  ценных бумаг. Законодательства всех стран  обязывают фондовые биржи заниматься исследованием процессов, происходящих на рынке ценных бумаг и информировать  общественность, прежде всего эмитентов  и инвесторов об их динамике и содержании. Поэтому во всех крупных фондовых биржах имеются специальные научно-информационные отделы, занимающиеся подобными исследованиями и публикующие в различных  периодических изданиях их результаты.

Однако здесь остро  стоит вопрос об инсайдарской информации, доступ к которой имеют лишь ограниченный круг лиц, за плату продающих ее. Защита интересов инвесторов и эмитентов требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы российского рынка ценных бумаг.

Ослабление роли биржи, особенно в последние годы, не меняет ее значения в торговле ценными бумагами, поскольку  сохраняется концентрация и централизация  капитала на самой бирже, возрастает уровень компьютеризации ее операций, совершенствуются формы и методы сбора, доставки и обработки информации, осуществляется прямое государственное  регулирование биржевых операций, нарастают  тенденции интернационализации  биржевых сделок.

В будущем необходимо повысить уровень организации фондовых бирж, создать прекрасно действующую  систему защиты инвесторов от мошенничества, усовершенствовать государственное  регулирование фондовой биржи, расширить  связи с фондовыми биржами  развитых стран.

Только при решении  этих проблем российский фондовый рынок  может стать тем, чем он является во всем цивилизованном мире, - инструментом для перелива капитала из финансовой сферы в промышленную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы  

I. Нормативно-правовые материалы:

1. Конституция РФ / Федеральный  конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - 25 декабря. 

2. Гражданский кодекс  Российской Федерации. Части первая  и вторая / Федеральный закон РФ  от 31 июля 1998 г. // Официальный текст  по состоянию на 1 мая 2005 г. М.: НОРМА-ИНФРА М, 2005. -560 с.

3. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке  ценных бумаг» // Собрание законодательства  Российской Федерации. - 1995.

Информация о работе Фондовая биржа и её значение на рынке ценных бумаг